Урок русского языка "Главные члены предложения".
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока и презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_redlozheniya.rar2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Главные члены предложения»

Цель урока:  

       образовательная:  обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;

       развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся, формировать навык самоконтроля;

       воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию  на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания детей о предложении, главных и второстепенных членах предложения
  2. Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.
  3. Развивать орфографическую зоркость на практическом материале
  4. Формировать умения применять изученные правила правописания.
  5. Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы.

Планируемые результаты:

 Предметные:

- познакомить с терминами  «подлежащее и сказуемое»;

- развивать умение находить  главные члены предложения.

Метапредметные:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;  

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Регулятивные умения:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по  коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение

- соблюдать культуру поведения при фронтальной работе класса и индивидуальной работе учащихся.

Коммуникативные умения

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные умения

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Тип урока:   закрепление изученного материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1 – чтение загадки.

     - Я  улыбнусь  вам,  вы  улыбнитесь  мне и друг  другу,  и  подумайте,  как  хорошо, что  мы  сегодня  собрались здесь все вместе. Когда человек улыбается – значит у него хорошее настроение.

Ваше хорошее настроение позволит  вам  преодолеть все трудности на нашем уроке, который,  я  надеюсь,  мы  проведём  с  пользой  для  всех нас.

2. Чистописание.

- А сейчас для поддержания  вашего хорошего  настроения, я загадаю вам следующую загадку:

Слайд 2.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем? 

Полумесяц в небе темном

Буквой… (С)  навис над домом. Слайд 3.

- Расскажите мне про эту букву. Слайд 4.

Показ написания букв сС учителем. /Дети пишут в тетрадях первые две строчки./  Слайд 5.

Чтение стихотворения  С. Погорельского       Снежная сказка

- Слушайте и старайтесь запомнить слова, которые начинаются на букву С.

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Звонко  носятся снежки, режут снег снегурки.  

- Какие слова, начинающиеся с буквы  С  вы услышали?  

снег снеговик заснежить снежный снегири снегурка снежки    /Слайд 5/.

-  Как называются такие слова?

— Запишите их, выделите в словах корень. /Составление предложения./ Слайд 6.

В...сёлые  сн..ж..нки  т..нцевали  (в)  воздухе.

— Определите орфограммы в словах.

На каком слове надо сделать логическое ударение, чтобы обратить внимание на то, что танцевало в воздухе?

Что делали  снежинки в воздухе?

Какие снежинки танцевали в воздухе?

Где снежинки танцевали?

- Что мы сейчас с вами делали? /Находили словосочетания./

— Назовите главные слова  в предложении.

Назовите тему урока.

3. Работа по теме урока. Слайд 7.

А/ Найдите ответы на вопросы: Слайд 8.

  1. Какие члены предложения образуют грамматическую основу?
  1. Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает подлежащее?
  2. Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое?
  3. Какими частями речи чаще всего выражается подлежащее?

– Чтобы легче было найти главные члены, есть такое стихотворение, которое вам поможет:

                Когда перед вами задача – найти

                Главные члены предложения,

                Прежде всего отыщите глагол,

                Глагол в любом наклонении.

                     Когда обнаружится этот глагол

                     Между другими словами,

                     То подчеркните его поскорей

                     Сразу двумя чертами.

                Потом от него мы вопросы кто? что?

                К другим словам направляем,

                И подлежащее, как на крючок,

                На эти вопросы поймаем.

                     Тут мы его одною чертой

                     Вмиг подчеркнем без сомнения,

                     И полюбуйся – перед тобой

                     Главные члены предложения.

Б/ Упражнения по определению главных членов предложения. Слайды 9 – 10 -  устно.

В/ Слайд 11 – письменно. Предложения в тексте стоят не на своем месте. Расставьте предложения  правильно.

4. Физкультминутка. /12-18/

5. Закрепление изученного материала. Слайд 19.

а/ Работа по учебнику: стр. 87, упр. 141 - Макс и Вика

б/ Работа по учебнику: стр. 88, упр. 144 -  Никита,  Денис и Кудинов

в/ Работа со Слайдом 20,  Слайд 21– Стас и Игорь

6. Словарная работа.     Слайд – 22 – у доски.

Здесь промчался трусливый …

Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой …

Белочка грызет приготовленные летом …

Стучит по стволу дерева …

Проснулся в своей берлоге …

- Найдите и запишите словарные слова.

- Проверьте написанное у своего товарища.

7.   Работа в парах.  Работа  по Слайду 23 - Макс и Вика

    Разноуровневые задания по русскому языку

1 уровень -  Серебряков и Котельников

- Решите орфографические задачи.

Снежные  хлоп…я  л…гли  на  землю.

Сне…   одел  кусты  в  пуш…стые  рукавиц….

Над  тр…пинкой  нав…сают  м…хнатые   ветки   д…ревьев.

- Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните.

2 уровень – Денис и Никита

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

- Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните.

3 уровень –  Кудинов

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

- Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните.

- Определите, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

6. Подведение итогов.  Слайд  24.

- Какие члены предложения образуют грамматическую основу?

- Что вы знаете о подлежащем?

- Что вы знаете о сказуемом?

- Назовите главные члены предложения.

         Прозвенел    звонок   на   перемену.

Слайд 25.

Звенит звонок и это здорово!
Закончился ещё один урок,
И я желаю вам, ребята,
Чтоб наш урок пошёл вам впрок!

Оценивание работы.

  1. Домашнее задание.   Слайд 26.

Индивидуальные задания

Всем спасибо!       Слайд 27.

Карточка для ученика

Ф.И. ____________________________________________

1) Вставь пропущенные слова:

Грамматическая основа предложения состоит из  _______________________  и  _______________________________ .

_______________________ называет, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы _____________________.

Оно может быть выражено частью речи ______________________________ или ______________________________________ .

____________________ называет, что говорится о подлежащем, и обычно отвечает на вопросы ____________________________________________________ .

Оно выражено частью речи ___________________ .

2) Подчеркни грамматическую основу в предложениях, подпиши части речи:

За оградой зоопарка отыскали мы киоск.

На звук его голоса залетали синицы.

Выборочный диктант

      Дует холодный северный …….. Белые ……..  падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ……... Под сосной спрятался в сугробе белый ………

2 класс.

Тема: «Грамматическая основа предложения».

Алгоритм работы в парах.

  1. Прочитайте 1 часть задания.
  2. Задайте вопросы товарищу: учитель - ученик.
  3. Поменяйтесь ролями.
  4. Оцените свою работу (синим цветом), работу товарища (зеленым цветом).
  5. Прочитайте 2 часть задания.
  6. Совместно с товарищем выполните работу.
  7. Выполните дополнительное задание.
  8. Проверь свою работу и работу товарища.
  9. Оцени себя и товарища.

1 часть.

  1. Что такое основа предложения?
  2. Какие главные члены предложения вы знаете?
  3. На какой вопрос отвечает подлежащее?
  4. На какой вопрос отвечает сказуемое?

2 часть.

Составьте текст. Придумайте заголовок текста.

Пришли, мы, в, парк, бабушкой, с.

Белка, там, ручная, живет.

Орешки, бабушка, достала.

К, нам, белочка, прыгнула, ветки, с.

Я, на, лавочку, орешки, положила.

Белка, в, гнездо, их, перенесла, быстро.

Проверь получившийся текст. Подчеркни основу предложения.

2 класс.

Тема: «Грамматическая основа предложения».

Алгоритм работы в парах.

  1. Прочитайте 1 часть задания.
  2. Задайте вопросы товарищу: учитель - ученик.
  3. Поменяйтесь ролями.
  4. Оцените свою работу (синим цветом), работу товарища (зеленым цветом).
  5. Прочитайте 2 часть задания.
  6. Совместно с товарищем выполните работу.
  7. Выполните дополнительное задание.
  8. Проверь свою работу и работу товарища.
  9. Оцени себя и товарища.
  1. часть.
  1. Что такое основа предложения?
  1. Какие главные члены предложения вы знаете?
  2. На какой вопрос отвечает подлежащее?
  3. На какой вопрос отвечает сказуемое?

2 часть.

Составьте текст. Придумайте заголовок текста.

За, садом, журавля,  осенью, мы, нашли.

Крыло, у, него, было, сломано.

Дедушка, журавля, лечил.

Ручным, стал, он.

Его, Журкой, назвали, мы.

Журавли, над, летели, селом, весной.

Улетел, с, ними, Журка.

Проверь получившийся текст. Подчеркни основу предложения.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.) 

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.) 

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.) 

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Таблица по русскому языку "Члены предложения" (авторская разработка)

Яркая таблица по русскому языку "Члены предложения" для начальной школы и 5-6 классов....

Урок русского языка «Составление предложений со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?»

Технологическая карта урока русского языка «Составление предложений  со словосочетаниями, отвечающими на вопросы: « Какой? (какая? какие?) + что?». Третий урок по теме. На уроке учащиеся научатся...

Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс

Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...