Открытый урок русского языка в 5 классе по теме: "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Бажуткина Екатерина Евгеньевна

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме: "Обстоятельство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_uroka_obstoyatelstvo.docx25.01 КБ
Файл prezentatsiya_obstoyatelstvo.pptx993.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе

Учитель

Бажуткина Екатерина Евгеньевна

Школа

Дата проведения

19.01.2018г.

Учащиеся

5 класс

Тема урока

Обстоятельство

Образовательная цель

Формирование понятия «обстоятельство».

Планируемые результаты

ПР-1: знают понятие обстоятельства

ПР-2: отличают обстоятельство от дополнения и определения

ПР-3: умеют находить обстоятельство в тексте

ПР-4: умеют задавать вопрос к обстоятельству

ПР-5: умеют определять, что обозначают обстоятельства

ПР-6: определяют, чем выражаются обстоятельства

ПР-7: знают, как подчеркивать обстоятельства

ПР-8: умеют использовать обстоятельства в речи  

ЛР-1: самоопределение

ЛР-2: работают с учебником

ЛР-3: работают в группе

ЛР-4: работа в тетрадях

РР-1: целеполагание

РР-2: самооценка

Основные понятия

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

План изучения нового материала

  1. Что такое обстоятельство, на какие вопросы отвечает.
  2. Нахождение в тексте обстоятельств и объяснение его значения.
  3. Работа с учебником
  4. Закрепление материала

Тип  урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Индивидуальная работа. Работа в парах, по группам. Работа с учебником.

Технология

Технология развития критического мышления. (ТРКМ).

Место проведения

класс

Время проведения

30 минут

Мизансцена

традиционная

Оборудование

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеорразоват. Организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1\ [Т.А., Ладыженская, М. Т. Баранов,  Тростенцова Л. А. и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] . – М: Просвещение, 2013, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, проектор, карточки для работы в группах.

Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ПОР

  1. Организационный момент

Знакомство с классом. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Проверяют готовность к уроку

ЛР-1

  1. Актуализация знаний

СЛАЙД 2                   Эпиграф

- Прочитайте эпиграф к  уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

СЛАЙД 3                  

Определение темы урока.

Начнем наш урок с того, что ответим на вопросы. Посмотрите на улитку. У нее для нас есть вопросы. Ответьте на них.

Что является грамматической основой предложения?

Каким членом предложения является определение?

На какие вопросы отвечает дополнение?

А о каком члене предложения мы еще не сказали?

Запишем тему сегодняшнего урока: «Обстоятельство»

СЛАЙД 4

У вас на столе есть розовые карточки. Возьмите их и прочитайте. Заполним таблицу вместе.

Мы повторим …

Мы узнаем …

Мы научимся …

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».                                                                                                                   Л.Н. Толстой.

Подлежащее и сказуемое

Второстепенным

Вопросы косвенных падежей

Обстоятельство

записывают тему урока

читают, заполняют таблицу

ПР-2

РР-1

  1.  Знакомство с новым материалом

СЛАЙД 5

Прочитайте текст со слайда.

В лесу.

В лесу живёт лесник. Он сторожит лес. Дочка Даша готовит ему ужин. Во дворе живёт пушистый пёс  Шарик. Вдруг он насторожился. Кто-то  спешит в гости. Это сын Гриша. Сегодня он несёт угощения.  Гриша торопится  к столу.

СЛАЙД 6

Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Я выписала слова в составе словосочетаний. Ребята, проверьте, нигде ли я не ошиблась.

СЛАЙД 7

Мы научились находить обстоятельства в тексте и задавать к ним вопрос.

– На какие вопросы они отвечают?

– Посмотрите на доску и скажите, что могут обозначать обстоятельства?

– Чем выражаются обстоятельства?

Читают текст

живет (где?) в лесу, живет (где?) во дворе, насторожился (как?) вдруг, спешит (куда?) в гости, несет (когда?) сегодня, торопится (куда?) к столу.

как? куда? где? когда?

способ действия, время, место

наречиями, существительными

ПР-3

ПР-4

ЛР-4

ПР-1

ПР-4

ПР-5

ПР-6

  1. Фиминутка

СЛАЙД 8

Игра «Светофорчики»

Мне понадобятся три помощника, три сигнала светофора, поднимите руки, кто хочет быть красным сигналом? кто желтым? кто зеленым?

Вставайте в разные места класса. Все остальные ребята – это машины. Вам нужно найти правильный путь к нужному сигналу. Для этого возьмите карточки оранжевого цвета и посмотрите на записанные слова.  

Выполняют заданные действия

Слова: Виднелись на снегу, выпал в январе, пронизывал насквозь, выглянул в окно, продолжалась до вечера, кружатся легко, светит высоко, начнётся вскоре, падают медленно, уезжаю в деревню, приехал издалека, долго шли,  было весело, светило ярче, потеплело в марте, закатился под стол, упал со стула.

  1. Закрепление изученного материала

СЛАЙД 9

  Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебники на стр. 88  и прочитайте правило.

Что мы с вами уже знаем? О чем еще не говорили?

-Как подчеркивается обстоятельство?  

СЛАЙД 10

Возьмите карточки зеленого цвета.

Восстановите текст, используя слова для справок, работайте в группах из двух человек.

Разбушевался листопад   …  . Листья  …  падают на землю. Осень  …    одаривает лес красками. Поздней ...  птицы улетают  …   .

Слова для справок: в лесу, щедро, на юг, тихо, осенью.

Самопроверка с доски.

Как мы подчеркнем выделенные слова?

Определим, что обозначают эти обстоятельства?

СЛАЙД 11

Посмотрите на рисунок. Много тут всего происходит?

Опираясь на изображение, составьте предложения, в которых есть обстоятельства.

читают правило

точка-пунктир

работа в парах с карточками

самопроверка

точка-пунктир

место, способ действия, способ действия, время, место

Рассматривают рисунок.

Составляют предложения.

Записывают их.

ЛР-2

ПР-1

ПР-7

ЛР-3

ПР-7

ПР-5

ПР-8

  1. Рефлексия

СЛАЙД 10

А теперь возьмем розовые карточки с таблицей, которую мы заполняли в самом начале урока.

-Что мы вспомнили?

-Что мы узнали?

-Чему мы научились?

Фиксируют выводы, осуществляют оценку урока и самооценку

VII.  Самооценка

СЛАЙД 11

Ребята, я вам написала смс. Прочитайте его на ваших желтых телефонах. Я хочу, чтобы вы тоже написала смс мне, начать можете с любого выражения на доске, а продолжить своими словами.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • У меня получилось…
  • Теперь я могу…

РР-2

  1. Подведение итогов

Подведение итогов урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Тема: Обстоятельство Автор : Бажуткина Екатерина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Шилан 2018г

Слайд 2

« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н. Толстой.

Слайд 3

1 2 3 4 Что является грамматической основой предложения? Каким членом предложения является определение? На какие вопросы отвечает дополнение? ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Слайд 4

Заполним таблицу Мы повторим … Мы узнаем … Мы научимся …

Слайд 5

В лесу. В лесу живёт лесник. Он сторожит лес. Дочка Даша готовит ему ужин. Во дворе живёт пушистый пёс Шарик. Вдруг он насторожился. Кто-то спешит в гости . Это сын Гриша. Сегодня он несёт угощения. Гриша торопится к столу .

Слайд 6

Живет (где?) в лесу, живет (когда?) во дворе, насторожился (как?) вдруг, спешит (куда?) в гости, несет (куда?) сегодня, торопится (куда?) к столу. Где? ------------- Когда? ---------

Слайд 7

№ Вопрос Обстоятельство Что обозначает Чем выражается 1 где? в лесу место 2 где? во дворе место 3 как? вдруг способ действия 4 куда? в гости место 5 когда? сегодня время 6 куда? к столу место существительное с предлогом существительное с предлогом существительное с предлогом существительное с предлогом наречие наречие

Слайд 8

Обстоятельство места Обстоятельство времени Обстоятельство способа действия

Слайд 9

стр. 88

Слайд 10

Восстановите текст, используя слова для справок Разбушевался листопад в лесу . Листья тихо падают на землю. Осень щедро одаривает лес красками. Поздней осенью птицы улетают на юг .

Слайд 12

Что мы вспомнили? Что мы узнали? Чему мы научились?

Слайд 13

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось… Теперь я могу…

Слайд 14

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Урок русского языка 4 класс по теме "Обстоятельства времени", Система Л.В. Занкова

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разнообразные виды работ и форм на уроке, позволяют достичь высокого результата....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств

УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...