Этапы | Ход урока |
|
1.Оргмомент. Настроить на работу
| (уч)Где? (дети)Когда? (уч)Куда? (дети)Откуда? (уч)Там, (1ряд)тогда,(2 ряд) туда, (3 ряд)оттуда, (1ряд)Завтра,(2 ряд) утром,(3 ряд) спозаранку, (все)Сверху, снизу, наизнанку.
Что проговорили? (рифмовку) Из каких слов состоит рифмовка? ( вопросы и наречия) С какой целью мы её проговорили? (вопросы и наречия нам могут понадобиться на уроке)
| Слова по очереди проговаривает учитель и дети |
2.Чистописание.
Слайд 1
Слайд2 | Пропишите соединения по образцу, чередуя до конца строки
прил сущ гл обст нар
Может уже кто догадался, что это за соединения? (Ответ: прилагательное существительное глагол обстоятельство наречие) Что заметили? (части речи и второстепенный член предложения)
Проверим: Прилагательное, существительное, наречие, глагол – части речи. Обстоятельство – второстепенный член предложения.
| Соединения букв дополнительно нужно обвести в овал |
3. Актуализация знаний.
Слайд3 Вопросы читает учитель. Одновременно на слайде они постепенно появляются.
Рефлексия.
На этом же слайде после ответов детей показать правильный ответ и заполнение таблицы
Отключить проектор.
Работа в парах
| 1.Предлагаю вам проверить свои знания по теме «Обстоятельство» Блиц- опрос. Если вы согласны с утверждением, то цифру , обозначающую номер вопроса, обводите в кружок. Если не согласны с утверждение, то зачеркиваете эту цифру.
1)Обстоятельство – это часть речи. 2)Обстоятельства места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? 3)Обстоятельство может быть выражено наречием. 4)Обстоятельство – второстепенный член предложения. 5)В наречиях с приставкой из-, до-, с- пишем суффикс о. 6) В предложении обстоятельство поясняет сказуемое.
Назовите правильные ответы. (2,3,4,6) У кого возникло затруднение?
1)Обстоятельство – это часть речи.(нет) 2)Обстоятельства места отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда?(да) 3)Обстоятельство может быть выражено наречием.(Да) 4)Обстоятельство – второстепенный член предложения. (да) 5)В наречиях с приставкой из-, до-, с- пишем суффикс о. (нет) 6) В предложении обстоятельство поясняет сказуемое.(да)
1 | 4 | «5»- нет ошибок и исправлений «4»- 1 ошибка «3» - 2 ошибки Надо постараться – 3 и более ошибок | 2 | 5 |
| 3 | 6 |
|
Оцените выполнение этого задания с помощью карточки. (дети поднимают карточку, которую выбрали из трех данных)
Поставьте отметку на листочке, используя указанные критерии.
Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы узнать новое и интересное.
2.Работа в парах. Рассмотрите. Что записано?(словосочетания) Ваши предположения, что необходимо выполнить? (вопросы поставить, части речи определить, установить главное и зависимое слова, объяснить орфограммы) Откройте вторую часть задания(она закрыта) Выполните работу в парах. На закрытой доске работают…
ра(з-с)давался изд(а-о)лек(о-а) увид(е-и)т в лесу (и-е)гра(е-и)т дома прил(и-е)тели вчера Алгоритм выполнения: - вставьте буквы, объясните орфограммы
- задайте вопрос
- определите главное и зависимое слово
- укажите части речи
Проверяем задание (по алгоритму пара у доски по очереди объясняет, дети дополняют, исправляют) Садитесь.
| У каждого ученика карточка с таблицей номеров и критериями оценки
На синей – У меня всё получилось! На зеленой – Я старался! На красной – Было затруднение. Я все повторю!
У детей карточки с словосочетаниями, алгоритм работы закрыт
1 пара у доски При определении пропущенной буквы дан выбор букв
Алгоритм дан справа от словосочетаний |
4. Формулирование и сообщение темы урока. | Что заметили?( главное слово- выражено глаголом, в трех случаях обстоятельства места, которые выражены сущ, нар., сущ. с предл.)
А что вы знаете ещё об обстоятельствах времени?(ничего)
Сформулируйте тему урока… (Тему открыть на доске)
|
На доску: Обстоятельство времени. |
Физкультминутка. | Вправо, влево, глубоко, Справа, слева, высоко, Быстро, весело, легко, Тут, позавчера, недавно, Хорошо, отлично, славно. | Проговаривает ученик и показывает движения. |
5. Постановка проблемы. | Что хотели бы узнать об обстоятельствах времени? (На какие вопросы отвечают?) (Какой частью речи являются?) Чему хотели бы научиться? (задавать правильно вопрос, находить в предложении, определять части речи…) Итак, ваши предположения на поставленные вопросы…Можно посовещаться в группе полминуты.
| На доску: На какие вопросы отвечает? Какой частью речи являются?
На правой стороне доски записать все предположения Вопрос:…. Части речи:…. |
6.Решение проблемы. | 1. Работа в группах. Проверим ваши предположения. Прочитайте инструкцию и выполните задание. (инструкция у всех одинаковая) 1-прочитайте предложение 2-найдите и выпишите словосочетание с обстоятельством времени 3-задайте вопрос от главного слова 4-определите часть речи 5 – пронаблюдайте и сделайте вывод по всем выписанным словосочетаниям Ответ начни со слов: «Мы увидели, что обстоятельство времени отвечает на вопрос…, выражено….
1 группа: 1)Этой осенью ребята были в театре. 2) Мелкий холодный дождь идет с утра. 3)Поход длился недолго.
2 группа: 1)Самолёт прилетел поздним вечером. 2)Ребята работали в поле до обеда. 3)Дети долго стояли на берегу реки.
3 группа: 1)Прошлой зимой поля были покрыты снегом. 2)Вьюга продолжалась до вечера. 3)Позавчера вся семья ездила на дачу.
4 группа: 1)Ранним утром на траве появляется роса. 2)С марта пойдут дожди. 3)Вчера мы были в гостях.
2. Проверка работы. (по одному человеку по очереди выходят к доске, читает предложение, затем словосочетание, вывод: Мы увидели, что обстоятельства времени отвечает на вопрос…, выражено….)
Что заметили слушая одноклассников?(похожие вопросы, части речи)
Сформулируйте вывод…. Сравните его с версией до работы. Что нужно убрать или оставить?
Применим полученные знания при выполнении упражнения.
| Каждая группа получает задание на карточке и чистый разлинованный лист в 3-4 строки
были когда? осенью идет с каких пор? с утра длился как долго? Недолго
прилетел когда? вечером работали до каких пор? до обеда стояли как долго? долго
были покрыты когда?зимой продолжалась до каких пор? до вечера ездила когда? позавчера
появляется когда? утром пойдут с каких пор? с марта были когда? вчера
Вопросы и части речи прикрепить на доску слева под темой урока. |
7. Первичное закрепление. | 1)Упр. 237 – прочитайте задание, выполните самостоятельно: 1 и 3 предложения – пишут девочки, 2и 4 – мальчики. 2)Проверка. Поменяйтесь тетрадями – мальчик – девочка. Объясните … ( дети проверяют и делают вывод об обстоятельствах времени…) Верните тетради хозяину. Оцените свою работу карточкой.
|
Выбор синей, красной , зеленой карточки |
| 3)Игра «Вертушка» Выбрать одно слово и передать дальше. 1 группа : (Снег шёл с утра до вечера) 2 группа: (Сегодня ударил сильный мороз) 3 группа: (На деревьях засиял серебристый иней) 4 группа: (Завтра мы отправимся в лес)
(1гр: Вчера, шёл, до вечера, снег, с утра
Что? Что делал? С каких пор? До каких пор?
2гр: Ударил, сегодня, на улице, мороз, сильный
Когда? Что сделал? Какой? Что?
3 гр: Засиял, на деревьях, однажды, иней, серебристый
Где? Что сделал? Какой? Что?
4 гр: Мы, в лес, завтра, отправимся, долго Когда? Кто? Что сделаем? Куда?
Проверим. Каждая группа зачитывает свое предложение. Что получилось? (связный текст) Что заметили при выполнении задания? (осталось лишнее слово)
Какие обстоятельства использовали?( места и времени)
А кому из вас захотелось дома составить предложения? Замечательно. |
У детей карточки с набором слов и схемой предложения |
8. Подведение итога урока. | Что нового узнали? Чему учились? Оцените свою работу на уроке карточкой. ( сделать обобщение…) |
Выбор синей, красной , зеленой карточки |
9. Домашнее задание. | Упр. 239 – творческого характера – нужно составить и записать предложения, используя обстоятельства времени. |
|
Заключение. | У вас на столе остался последний листочек Рассмотрите его и решите, что обозначает выделенное слово. Один из группы выйдет с карточкой . Встаньте в порядке , который указан на карточке. - Мы сегодня(обст времени)
- на уроке (обст места)
- работали (действие)
- замечательно(?)
Прочитаем вместе. Что обозначает твое слово?... А твое?(замечательно – я пока не знаю…) О подобных словах мы продолжим речь на следующем уроке. Спасибо всем за работу. Карточку , которой вы оценили свою работу на уроке, вложите в похожий конверт.
| Дети выходят к доске и выстраиваются.
На доске конверты красный, синий, зелёный |