Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" "Как мы используем алфавит?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема. Как мы используем алфавит?
Цель. Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся называть буквы,
- записывать слова в алфавитном порядке,
- строить сообщения в устной и письменной форме,
- анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Словарная работа.
- Перед вами на столе кроссворд. В паре вы должны заполнить клеточки кроссворда, поставить ударения, обозначить места орфограмм.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4 – 5 мин.
Проверка через документ камеру, дети у доски объясняют написание, остальные проверяют.
Самооценка в парах (карточки: зелёная, жёлтая, красная)
- - Составьте из букв в кружочках слово, запишите его в таблицу.
- О чём пойдёт сегодня речь на уроке? (о театре)
- У вас не вызывает это недоумение?
- 2019 год в России объявлен годом театра. Как вы понимаете фразу «Весь мир – театр, а люди в нём актёры» (Наша жизнь, как большая пьеса, каждый из нас играет в жизни какую-то роль, дома вы сыновья и дочери, в школе – ученики, со сверстниками друзья, приятели)
- Какие театры нашего города вы знаете (кукольный театр, театр драмы, молодёжный театр).
- Формулировка темы урока, постановка цели и задач.
- Предлагаю сегодня место у доски считать сценой, всех выступающих – актёрами, сидящих в классе зрителями, знаком одобрения – аплодисменты.
- Приглашаю ученицу, она поможет нам уточнить тему нашего урока.
Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, что нужно.
-Чему будет посвящён наш урок? (алфавиту)
-А разве мы не знаем ничего об алфавите? Что нам уже известно? (Это закреплённый порядок букв, у каждой буквы есть своё место и имя). Зачем он нужен? (чтобы легко было находить слова в словарях и т.д.)
- Вы всё знаете, так зачем нам к этому возвращаться? (мы узнаем что-то новое об алфавите, как его можно использовать) (ОТКРЫТЬ ТЕМУ НА ДОСКЕ)
- С чего бы вы начали урок об алфавите? (происхождение слова, место букв в алфавите, использование алфавита)
- Открытие нового знания.
- Есть такая наука о языке – этимология. Она изучает происхождение слов. Слово «алфавит» пришло к нам в язык дальней дорогой из древнего языка финикийцев. У финикийцев первый в их ряду значок имел очертания головы быка; «бык» — по-финикийски «алеф». Вторым стоял рисунок дома; слово «дом» звучало как «бет». «Алефбет» - название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Шло время, слово кочевало из языка в язык и в русский язык пришло как «алфавит». (нарисовать на доске)
- Есть другое слово в нашем языке обозначающее алфавит. Кто его сможет назвать? (азбука)
- Повторение.
- А сейчас в исполнении актёров нашего театра прозвучит драма в стихах.
Азбука (читают подготовленные дети)
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Ф, бедняжку, так раздуло —
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло —
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась —
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Аплодисменты.
- Карточки с заданиями. Восстановите пропущенные буквы в алфавите (работа в паре)
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И |
Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т |
У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ |
Э | Ю | Я |
|
|
|
|
|
|
|
Проверка на документ-камере. Самооценка в парах (карточки: зелёная, жёлтая, красная)
Интересные факты.
1.Сколько букв в русском алфавите?
2. Какие из них не обозначают звуков? (ъ, ь)
3. с каких букв не начинаются слова в русском языке? (ъ, ь, ы). А вот в турки очень любят эту букву, многие слова в их языке начинаются именно с неё.
4. Слова, начинающиеся с букв а, ф, всегда заимствованные, так же как и слова с буквой э. (флаг, флот, абрикос, апельсин, экскаватор, эскалатор и т.д.)
.5. Стр. учебника 83 прочитать о букве «Ё»
5.3. Предположите, что это такое:
14 16 13 16 5 24 29, б о у с б л у! (доска). Это шифр, два разных шифра, алфавит может быть ключом к шифру. Этим способом передачи засекреченных данных люди пользовались с незапамятных времён! Попробуем расшифровать. (МОЛОДЦЫ, АНТРАКТ). Так как же люди использовали алфавит?
Что такое «антракт»? Где это можно узнать? (В словаре)
- Физпауза. Стоя. Гимнастика для глаз «горизонт», «радуга», «пловец». Расслабление мышц плечевого пояса: «роняем руки», «поднимаем и опускаем плечи», «твёрдые и мягкие руки».
- Какие слова, кроме «антракт» вы могли бы вспомнить на тему «театр»? (ответы детей).
Перед вами слова, нам необходимо их записать в алфавитном порядке.
Кулисы, занавес, сцена, реквизит, грим, актёр, рампа, фойе, капельдинер, декорация.
- Все ли слова вам понятны, знакомы? Где можно уточнить значение слов или узнать его? (в толковом словаре)
- Расположим слова в алфавитном порядке, объясним известные нам орфограммы и уточним значение слов с помощью словарика.
Фронтальная работа: актёр, грим, декорация, занавес, капельдинер, комедия, кулисы, рампа, режиссёр, реквизит, сцена, фойе.
- Все слова из словарика мы разобрали? (нет) Д/з: составить 1 предложение в двумя словами из словаря, выделить грамматическую основу.
Вывод: итак, для чего необходим алфавит? (чтобы быстро находить значения слов в словарях)
- Придумайте предложение с одним из них. Что такое предложение? Запись лучшего в тетрадь, выделение грамматической основы.
- Первичное закрепление. Записать в тетрадь в алфавитном порядке имена ребят вашей четвёрки. О каком правиле надо не забыть?
- Подведём итоги. Как мы используем алфавит? (при поиске слов в словарях)
Что интересного узнали на уроке?
- Рефлексия «Выбор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Карточка к уроку | 0 байтов |
Ход урока | 0 байтов |
Карточка к уроку и рефлексии | 0 байтов |
krossvord.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...