Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Митрофанова Наталья Георгиевна

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_r._yazyku.docx60.08 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку в 1-а классе

«Русский алфавит, или Азбука»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г. Егорьевска Моск. области

Митрофанова Наталья Георгиевна

Предмет: русский язык

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.

Название раздела, темы: Звуки и буквы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

УУД

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);

                            2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,

                                                    Старо-славянская азбука,

                                                    Алфавит.

                            3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);

                                                    Фамилии авторов;

                                                    Рисунки с буквами алфавита

Ход урока:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Запишите сегодняшнее число и «классная работа».

 2.Чистописание

  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву... (А)

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m18851fc8.png

  • Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

3.Самоопределение к деятельности.

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

  •   1).   -На доске написаны буквы.

     -На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

     -Назовите согласные. (Л Ф Т В)

     - Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.(Ф В Т)

      - Что можете сказать про букву Л?

      -Назовите гласные (А И).

      -Что можно сказать о букве И(Согласные звуки  произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

      -Что можно сказать о букве А(Согласные в слиянии произносятся твёрдо).

 

  •     2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

       -Правильно, тема нашего урока -  Алфавит .

       - На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ

4. Работа по теме урока.

1).Знакомство с алфавитом.   

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

     Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он ...

(Алфавит)

  •   2).Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

-  Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово –     Алфавит. 

 

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

  -Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. 

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА

  3).Кто–то  может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         -Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. 

  4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

      Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.

      (Собрать буквы по порядку проставленных  цифр)

                     6    5   4   2   1   3                                       2  4  7   1    5   6   3

1вариант - л    л   и   и   К  р                  2 вариант- е  о  й  М   д   и   ф

  -Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО

История возникновения Алфавита.

   1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

     На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

    2). Вот так выглядела старославянская азбука.

   

    3).В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».

        -Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

       -Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и   «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

                    -Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.

        -Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

      -Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.

  5.Списывание предложения с доски:

                                   Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

6.Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.

  7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

     -Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

     Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

   

  8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.

   

  9.Отгадайте загадку.

Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака).

  • 1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

  Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

  Что для этого нужно знать? (Алфавит)

  • -С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

  -Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.

  •   2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете,  почему? (Высказывания детей).

      -Конечно, он использует Алфавит. 

 

  10. Самостоятельная работа.

     - Записать в алфавитном порядке фамилии наших учеников: Кравченко, Ким, Каменева.

     - Какое правило нужно помнить при записи фамилий, начинающихся  с одной и той же буквы?

 

 Проверка с доски: Каменева, Ким, Кравченко.

  •   3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

   -Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги. 

 

      11. Практическое пользование алфавитом.

 - Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.

                                                 

 (Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

  •  (Напомнить написание имён собственных).

Проверка с доски

         

12. Физкультминутка.

          Изобразите  движением  рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я

 

 13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)

        Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. (учитель)

-А теперь отгадайте мои слова:

 1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

      2-ая-первая буква алфавита

      3-я-стоит после буквы П

      4-я- первая буква алфавита

      5-я-стоит перед буквой М

      6-я- пятая буква алфавита

      7-я-первая буква алфавита

       8-я-стоит между буквами Ч и Щ  (КАРАНДАШ)

 

14. Домашнее задание

           С.57 упр.11

 Рефлексия

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кто правильно называет буквы?
  • Кому ещё нужно немного потренироваться?
  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

                                       

  Дополнительно                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок

https://arhivurokov.ru/multiurok/9/8/e/98e5d74d62ec98bfc7177596f0aa920c7d50762e/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-alfavit_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи;  Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Составление письма другу», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы...

Конспект урока русского языка 1 класс «Алфавит», УМК «Перспектива»

Тема: «Алфавит»Цели деятельности учителя: закрепление и  обобщение знаний  обучающихся  о гласных и  согласных звуках; определение роли алфавита в жизни людей, формиров...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием....