Урок русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок в 5 классе по теме "Фонетика". Урок систематизации ЗУН. Технологическая карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по теме "Звуки и буквы". Урок систематизации ЗУН | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 99 ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ. АЛФАВИТ
Цели деятельности | Формировать представление учащихся об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием фонема, принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение учащихся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные; уметь правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные (цифровые) ресурсы | 1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012. 2. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012. 3. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012. – (Книга для учителя). 4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012. 5. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 5 класс : методическое пособие / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012. 6. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012. 7. Пименова, С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / С. Н. Пименова. – М. : Дрофа, 2012. 8. Поурочное планирование : к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5–9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012. 9. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012. |
Окончание табл.
http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 | |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстра- ционный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия и термины | Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | – Послушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (Звуки [г], [р], [р’].) – Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика | Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем; размещают учеб- ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Итак, запомните: звуки помогают различать слова по смыслу. Жили-были КОТ и КИТ. КОТ – огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит… КИТ любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис-кис!» Он охотно спрыгнет вниз. | ||||||
Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: проявляют заботу о своем физическом | Выполнение упражнений | |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Беседа о роли фонемы как смыслоразличителя. Выполнение | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Раскрывает сущность новых понятий. – Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Так каждый из звуков помогает различать слова | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют | Групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать | Вопросы для уточнения информации |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||
обучающих упражнений на основе текстов учебника, книг для внеклассного чтения. Обсуждение результатов | – Прослушайте стихотворение Б. Заходера (текст на слайде, выразительное чтение). Подумайте, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | упражнение, | имеющиеся. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания | |||||||||||||
5. Твор- ческая практическая деятель- ность по реа- лизации построенного проекта | Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов | Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. – Наша работа будет продолжена в группах. Вам предстоит раскрыть сущность новых понятий, усвоить новые способы учебной Внимательно прочитайте материалы на страницах 43–55: – «Звуки речи» (§ 31); – «Звуки речи и буквы» (§ 32); – «Алфавит» (§ 33); – «Гласные и согласные звуки» (§ 34); – «Звонкие и глухие согласные звуки» (§ 37); – «Твердые и мягкие согласные звуки» (§ 38); – «Обозначение мягкости с помощью ь. Значение букв е, ё, ю, я | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями; выполняют обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность | Устные ответы, письменная работа | ||||||||||
6. Первичное закрепление с ком- ментированием во внеш- | Обобщение и систематиза- ция знаний, формирование рациональных способов применения их на практике | – Заполните таблицы. Таблица 1
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; заполняют таблицы, используя материал | Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее | Устные ответы, выполнение уп- ражнений, оценивание учащихся |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой | Таблица 2
Таблица 3
Контролирует правильность приемов работы с книгой, подводит к выводам о том, что изучают фонетика, графика, орфоэпия | учебника, обмениваются таблицами, проверяют их; оценивают работу по критериям: «5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 ошибки, «2» – 3 и более От каждой группы выступает докладчик по теме; принимаются дополнения, отвечающим ученикам задаются вопросы | в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Включение | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуров- | Выполнение упражнений. Упр. № 385–388, 396 – устно. Упр. № 379 или упр. № 383 – письменно по выбору. Контролирует правильность работы детей. В соответствии | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифика- | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
невых обучающих упражнений на основе текстов учебника | ции. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | |||||
8. Рефлексия учебной деятель- | Заключительная беседа | – Вспомните цели нашей деятельности на уроке. Достигли ли мы их? – Что понравилось на уроке? – Кто был самым активным? А самым грамотным? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – – Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли | Оценивают результаты работы на уроке; отвечают на вопросы; определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Фронтальная | Личностные: приобретают умение мотивированно организовывать свою образовательную деятельность; стремятся к новым знаниям и умениям. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Вопросы для уточ- нения информации; листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...