Урок русского языка 5 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ткаченко Наталья Георгиевна

Урок в 5 классе по теме "Фонетика". Урок систематизации ЗУН. Технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 99 ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ. АЛФАВИТ

Цели деятельности
учителя

Формировать представление учащихся об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием фонема, принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение учащихся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные; уметь правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012.

2. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.

3. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М. : Дрофа, 2012. – (Книга для учителя).

4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

5. Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 5 класс : методическое пособие / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.

6. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.

7. Пименова, С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс / С. Н. Пименова. – М. : Дрофа, 2012.

8. Поурочное планирование : к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5–9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

9. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М. : Дрофа, 2012.


Окончание табл.

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-

ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия и термины

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учеб-

ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

– Послушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (Звуки [г], [р], [р’].)

– Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика

Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем; размещают учеб-

ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной связи

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

2. Актуализация и проб-

ное учеб-ное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение и проговаривание скороговорок

– Вспомните скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. («От топота копыт пыль по полю летит» [т], [п], [к].)

– Каким звуком можно изобразить полет жука? (Звуком [ж]: «Жутко жуку сидеть на суку».)

– Как называется этот прием в литературе? (Звукопись.)

Вспоминают скороговорки, анализируют тексты скороговорок, одну скороговорку записывают в тетрадь

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выяв-

ление места и причины затруднения

Беседа, ответы на вопросы,

обсуждение результатов предыдущего этапа. Просмотр мультимедийной презентации.

– Как называется наука, изучающая звуки речи? (Фонетика.) Что изучает орфоэпия? графика? (Правильное произношение; обозначение звуков буквами.)

– Отгадайте загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно». (Звук.)

– А сколько же звуков в природе?

Демонстрирует ответ-стихотворение (на слайде).

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дожде – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

– Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что (на слайде):

Закричал охотник: – Ой!

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Обдумывают ответы на вопросы; смотрят презентацию; восп-

ринимают на слух

информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов.

Фронтальная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Листы обратной связи.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Итак, запомните: звуки помогают различать слова по смыслу.
А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова
(на слайде):

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис-кис!»

Он охотно спрыгнет вниз.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: проявляют заботу о своем физическом
и психическом благополучии и работоспособности на уроке

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Беседа о роли фонемы как смыслоразличителя.

Выполнение

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Раскрывает сущность новых понятий.

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Так каждый из звуков помогает различать слова
по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя –
фонема. Вы уже знаете, что для передачи фонем на письме придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. Познакомимся с текстом М. Панова.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют

Групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать

Вопросы для уточнения информации

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

обучающих упражнений на основе текстов учебника, книг для внеклассного чтения. Обсуждение результатов

– Прослушайте стихотворение Б. Заходера (текст на слайде, выразительное чтение). Подумайте, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

упражнение,
в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками делают выводы о необходимости знать фонемы-смыслоразличители

имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

5. Твор-

ческая практическая деятель-

ность по реа-

лизации построенного проекта

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов
об изученных нормах

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

– Наша работа будет продолжена в группах. Вам предстоит раскрыть сущность новых понятий, усвоить новые способы учебной
и умственной деятельности.

Внимательно прочитайте материалы на страницах 43–55:

– «Звуки речи» (§ 31);

– «Звуки речи и буквы» (§ 32);

– «Алфавит» (§ 33);

– «Гласные и согласные звуки» (§ 34);

– «Звонкие и глухие согласные звуки» (§ 37);

– «Твердые и мягкие согласные звуки» (§ 38);

– «Обозначение мягкости с помощью ь. Значение букв е, ё, ю, я 
(§ 39–40)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями; выполняют обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: строят небольшие монологические

высказывания, осуществляют

совместную деятельность
в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы, письменная работа

6. Первичное закрепление

с ком-

ментированием во внеш-

Обобщение и систематиза-

ция знаний, формирование рациональных способов применения их на практике

– Заполните таблицы.

Таблица 1

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила произношения

Графика

Обозначение звуков буквами

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; заполняют таблицы, используя материал

Индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее

Устные ответы, выполнение уп-

ражнений, оценивание

учащихся

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Таблица 2

Звуки речи – 6

Буквы – 10

Гласные

[а], [о], [у], [э], [и], [ы]

а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я

Согласные

Глухие –10

Звонкие – 11

звуки

[к], [п], [с], [т], [ш], [ф], [х], [ц], [щ’], [ч’]

[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й’]

Всегда мягкие

[ч’], [щ’], [й’]

Всегда твердые

[ж], [ш], [ц]

Шипящие

[ш], [ж], [ч’], [щ’]

Таблица 3

Буквы я, ю, е, ё имеют 2 значения

Примеры

1. Обозначают гласные звуки [а] [о] [у] [э]

а) после мягких согласных

Мера, полет, клюв, сяду

2. Обозначают 2 звука:

я – [й’] [а]; ю – [й’] [у];

е – [й’] [э]; ё – [й’] [о]

а) в начале слова;

б) после гласной;

в) после ъ, ь 

Яхта, маяк, вьёт

Контролирует правильность приемов работы с книгой, подводит к выводам о том, что изучают фонетика, графика, орфоэпия

учебника, обмениваются таблицами, проверяют их; оценивают работу по критериям:

«5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 ошибки,

«2» – 3 и более
ошибок.

От каждой группы выступает докладчик по теме; принимаются дополнения, отвечающим ученикам задаются вопросы

в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

7. Включение
в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуров-

Выполнение упражнений.

Упр. № 385–388, 396 – устно.

Упр. № 379 или упр. № 383 – письменно по выбору.

Контролирует правильность работы детей. В соответствии
с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифика-

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

невых обучающих упражнений на основе текстов учебника

ции.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

8. Рефлексия учебной деятель-
ности

Заключительная беседа
по вопросам

– Вспомните цели нашей деятельности на уроке. Достигли ли мы их?

– Что понравилось на уроке?

– Кто был самым активным? А самым грамотным?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –
выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

– Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли

Оценивают результаты работы на уроке; отвечают на вопросы;

определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Фронтальная

Личностные: приобретают умение мотивированно организовывать свою образовательную деятельность; стремятся к новым знаниям и умениям.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных
на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Вопросы для уточ-

нения информации; листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...