Русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Осокина  Галина Сергеевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лексика17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Дата: 04,05,2017

Тема : «Что такое лексическое значение слова»

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения обьяснять значение слов.

способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности .

1. Организационный момент

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох

Повторяем все за мной: 

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!

2. Психологический настрой.

– Ребята, когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?

- Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе.

Поиграем в игру « Я желаю тебе сегодня….» 

Я хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

Боясь веселой улыбки

и ваших радостных глаз.

Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.

-запишите дату.

-классная работа.

у каждого из вас на партах лежат карточки для самоконтроля. После каждого задания мы должны оценить себя. Если вы отлично справились с заданием нужно закрасить кружок в зеленый цвет, если у вас были небольшие недочеты, то нужно закрасить в желтый цвет, а если у вас затруднения - нужно закрасить в красный цвет.

II. Чистописание

- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)

- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)

Между прочим, каллиграфия - это искусство четкого и красивого письма. Калос с гречского языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».

-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).

- Напишите каллиграфический только те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.

1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный ….. (класс)

(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)

2. Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? (ванна)

3. Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно …. (грипп)

4. Шестой день недели… (суббота).

Полученная запись в тетрадях детей: сс, нн, пп, бб

-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.

III. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка

Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Весной,деревья, зеленые, стали

- Составьте предложение из слов, запишите его.

- Найдите и подчеркните главные члены предложения.

- Проверьте и оцените себя.

IV. Постановка учебной задачи

- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла? 

Какую вы перед собой поставите цель?

Я хочу узнать…… ( что такое лексика?)

- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на стр.94 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)

-Прочитайте, чему мы будем учиться

-Прочитайте тему урока.

- Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки? (Что такое лексическое значение слова?)

- Мы поможем найти ответ на это вопрос? (да)

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра «Отгадай слово»

Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса) 

Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова) 

Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока) 

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

-Какой же можно сделать вывод?

-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.

-Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Запишите их в два столбика. Подберите общее название для каждой группы.

(ромашка, карась, роза, ёрш, , щука, , окунь, астра, тюльпан)

Проверьте. Оцените себя 

Отгадайте анаграмму и узнайте слово с которым мы познакомимся.

РЗЕБАЕ (Берёза)

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. 

(Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от иностранного слова, которое означает «белый»)

- (Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза

-Как ласково назвать берёзу? (берёзка)

-Как называют сок берёзы? (берёзовый)

-Лес из берёз? (березняк)

-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

-подчеркните во всех этих словах букву Е

-Проверка. Оцените себя 

 Физминутка.

VI.Первичное закрепление знаний и способов действий

Работа по  учебник  с.95 упр.2
VII. Рефлексия учебной деятельности.  

 - Какова тема сегодняшнего урока?

-какова была цель нашего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

Положите перед собой свои карточки для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.

- Продолжите предложения:

Материал урока был…..

Урок помог мне….

Для меня было сложным….

Урок показался мне….

VIII. Домашнее задание : 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...