Рабочая программа 1 класс. Русский язык
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Юго-Западное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 626 имени Н.И.Сац»
(ГБОУ Школа №626)
Утверждаю Директор ГБОУ Школа №626 ___________Радзевич В. Ю. Приказ № ____ от «____» _________ 20__ г. | Согласовано на МС школы Протокол № ______ от «____» _________ 20__ г. Руководитель МС ____________Игонина Ю.В. | Рассмотрено на МО _______________________ (название предмета/цикла) Протокол № ______ от «____» _________ 20__ г. Руководитель МО/Кафедры ________(__________________) |
Рабочая программа
по русскому языку
Класс | 4 «Е» |
Количество часов в неделю | 4 часа |
Количество часов в год | 136 часов |
Базовый учебник | Л.Ф. Климанова |
Программу составил:
ФИО педагога | Калинина Инна Владимировна |
СП | «Нагорное» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа (далее – Программа) составлена на основании: Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предмету «Русский язык»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык», М., «Просвещение», 2013;
программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной
Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода , синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой
Основой информационно-образовательнойсреды для начальной школы являются:
- завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка
- разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач для достижения основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса
Речевое общение. Текст
- Коммуникативно речевые навыки. Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа,коллектив). Создание коммуникативно-речевых ситуаций в условиях реального общения и воображаемого общения на основе текстов художественных произведений (Малыш — Карлсон, Малыш — родители, королева — служанка, командир — солдат и др.). Нравственные взаимоотношения партнеров, основанные на взаимопонимании и уважении. Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи. Роль умения слушать и говорить в речевом общении. Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям ,своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы). Умение переходить в общении с позиции говорящего на позицию слушателя, соотнести свое высказывание с позицией партнера. Умение вести диалог-расспрос, аргументировать свое высказывание, доказывать свою точку зрения. Развитие диалогической и связной монологической речи. Умение составить краткий и полный рассказ на заданную тему, устно воспроизводить содержание прочитанного текста, давать его оценку. Развитие внимания к произносительной и содержательной сторонам речи, недостаткам устного речевого общении (несвязность, многословие, логическая незавершенность, шаблонность и однообразие речи и др.); умение тактично указать на недостатки партнеру.
- Текст. Письменная форма общения. Роль письма и чтения в речевом общении. Умение перевести устные высказывания в форму текста-диалога и текста-монолога (с помощью учителя). Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему («Золотая осень», «Моя собака» и др.) и текста, отражающего проблему общения — нравственную, коммуникативно-речевую («Почему я люблю осень?», «Зачем мне нужна собака?» и др.). Различение типов текста: повествования, рассуждения, описания. Составление текстов-повествований (по заданному плану, по вопросам), текста — описания любимой игрушки, предмета живой и неживой природы. План простой и развернутый. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную тему, на тему по выбору (на основе прочитанных произведений). Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, отзыва о книге, фильме и др. Элементарное сравнение небольших текстов научного и художественного стиля, умение выделить их характерные признаки (сообщить информацию, дать объяснение, оказать воздействие на слушателя, читателя, изобразить что-либо).
- Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии. Письменные способы общения: фрагменты из истории славянской письменности.
- Осмысление цели письменных форм общения: человек пишет для того, чтобы воздействовать на своего речевого партнера, а читает для удовлетворения своих потребностей (узнать что-то новое, интересное, получить дополнительные сведения, ознакомиться с чем-либо, развлечься и др.). Речевой этикет. Формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной формах общения, в различных сферах личного и социального общения (в школе, клубе, театре и дома). Умение различать и соотносить содержательную (смысловую) сторону речи и способы ее словесного выражения. Использование в речи вспомогательных средств общения: мимики, жестов, выразительных движений, интонации, пауз. Закрепление навыков смыслового, интонационно-выразительного чтения письменных текстов из учебника в темпе разговорной речи (90 слов в минуту).
Язык в речевом общении
- Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка (произносительными, слово употребительными). Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения людей. Состав слова. Однокоренные слова. Обозначение на письме безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных звуков в корнях слов. Правописание приставок и слов с разделительным твердым знаком (ъ). Сложные слова. Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Антонимы, синонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Роль слова в художественном тексте. Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Имя существительное. Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Склонение имен существительных в единственном числе. Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных. Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные. Роль имен существительных в речи и в составе предложений. Имя прилагательное. Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Связь прилагательных с именами существительными. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий, с окончаниями на -ья, -ье, -ов, -ин) и способы их проверки. Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении. Глагол. Общее значение, вопросы. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2_го лица единственного числа; глаголы на -тся и -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность). Имя числительное. Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи). Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление. Значение и роль в предложении служебных частей речи. Предложение. Разные виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Интонация перечисления и знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составление предложений с однородными членами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. Знакомство с прямой речью (способы ее оформления на письме, использование в речи). Обращение (общее представление). Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....