« Предлог как указатель падежа»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Минниханова Ирина Петровна

« Предлог как указатель падежа» 3 класс урок Русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.23 КБ
Office presentation icon презентация 303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Предлог как указатель падежа»

Цели:

Образовательные: 

-условия для знакомства детей со способом определения падежа имен существительных по предлогу;

- организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать падежи имен существительных;

- развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: 

-создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- создать условия для положительной мотивации к учению;

-воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Оборудование:

- таблица «Падежи»;

 -учебник Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой «Русский язык. 3 класс»( 2 часть);

- индивидуальные карточки;

-медиапроектор (Приложение, слайд-презентация).

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

-  Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. Помашите другу!

- Какие качества вам пригодятся на уроке, чтобы он прошел удачно? ( лень, внимание, трудолюбие, доброжелательность).

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

-  Запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)

3  Постановка учебной задачи

4.Открытие нового знания  

5.Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

7.Включение знаний в систему.

8. Итог урока.

Рефлексия.

9.Домашнее задание

 – Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные с предлогами)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

- Что еще вы заметили (Существительные стоят в Р.п.)

- Что помогло вам определить падеж? (вопросы)

-У слова есть шесть падежей,

  Шесть верных маленьких пажей.

  Они проходят чередой,

  За слово в бой готов любой!

- Давайте вспомним падежи имен существительных:

1)Я - именительный падеж,

   И нет на мне чужих одежд.

   Меня легко все узнают

   И в подлежащие зовут.

   Предлогов с детства не люблю,

   С собою рядом не терплю.

   Мои вопросы: кто? и что?

   Ни с чем не спутает никто.

 2) А я падеж Родительный

     Характер мой общительный.

    Кого? Чего? И вот он я !

    Предлоги часто мне друзья.

    Похож я на винительный

     Бываю иногда,

     Но в тексте различите вы

     Два падежа всегда.

3) Я называюсь Дательным,

     Работаю старательно.

     Кому отдать? К чему призвать?

     Лишь только я могу сказать.

4) А я винительный падеж,

     И я во всем виню невежд.

     Зато отличников люблю,

     Для них пятерки я ловлю.

     Кого назвать, во что играть,

     Готов ребятам подсказать.

      Не прочь с предлогами дружить,

      Но и без них могу прожить.

5) А я творительный падеж.

    Исполнен всяких я надежд.

     Творите!- Чем? Творите! – С кем?

     Я подскажу вам- нет проблем!

6) А я падеж предложный,

    Со мною случай сложный.

    Мне без предлогов свет не мил.

    О Ком? О Чем? Я говорил?

    Ах, да: нужны предлоги.

     Без них мне нет дороги.( выступают ученики).

- Вспомним, что мы уже знаем о падежах. (Учащиеся называют вопросы падежей)

-  Что хотим узнать еще о падежах? (Какие предлоги употребляются с существительными.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (При помощи предлогов определять падежи имен существительных)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

  1. Работа в парах :

-Найдите  в стихотворении «Кот» слово кот в разных падежах и определите падеж.

Кот

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

( Кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте.)

-Что помогло вам определить падеж имен существительных?

2) Комментированное письмо:

-Определите падеж имен существительных.

-От дома,  за столом, под ковром,  от реки , за другом, под деревом, за лесом, от мамы, от подруги.

-Что помогло вам определить падеж?( Падежный вопрос)

- Что интересного вы заметили? Какой  вывод можно сделать? ( По предлогу тоже можно определить падеж).

- Продолжите и выполните:

Подойдите к чему? (к столу, к доске)

Пройдитесь  по   чему? (по полу, по скамейке)

Повернитесь к  кому? (к учителю, к другу)

Постучите  по  чему? (по столу, по руке)

Улыбнитесь кому? (другу, учителю, гостям)

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к , по.)

Самостоятельная работа по карточкам по вариантам.

Карточка № 1.

        Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке, на  ёлке,  до  дороги,  по  небу,

из  дома, вокруг  леса,  над  полем,  к  бабушке,  у  окна.

Карточка № 2.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

(От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке,  (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (над чем?) над полем,  

(к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже: от дуба, до дороги, из дома, вокруг леса ,у окна.  В предложном падеже – на ёлке , в творительном падеже – над полем)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

1)Работа по учебнику стр.55 упр.369.

-Прочитайте стихотворение « Дождик», найдите имена существительные, определите падеж.

- С какими падежами какие предлоги употребляются?

2) Работа по индивидуальным карточкам:

- Каждому из вас дано одно словосочетание, определите падеж имени существительного.

- Пел без устали,  видеть собаку, осталась без хвоста, заступился за друга, мечтаю о походе, растет на дереве,  гуляю в саду, прыгаю на батуте, лежит в кармане, мылся в бане, прочитал в книге, стоит на мосту, дружу с девочкой, сидит за партой, зашел за братом, спрятался за дверью, жил за рекой, ест с маслом,  летит самолет, вышел за город, поднялся в воздух, вышел за город.

- Ребята соберитесь в группы, где висит на карточке название вашего падежа. Докажите, что вы правильно выбрали группу.

-Назовите предлоги вашего падежа.

 - Как можно определить падеж имен существительных?

- Чему вы научились?

-Что было на уроке интересного?

- Что показалось трудным?

     

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Предлог как указатель падежа»

Слайд 2

КОТ Кот У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте.

Слайд 3

КОТ Кот(И.п.), от кота(Р.п.), к коту(Д.п.), кота(Р.п.), с котом(Т.п.), о коте(П.п.).

Слайд 4

Определите падеж имен существительных От дома за столом под ковром от реки за другом под деревом за лесом от мамы от подруги Р.п. Т.п. Т.п. Р.п. Т.п. Т.п. Т.п. Р.п. Р.п.

Слайд 5

Определите падеж имен существительных ( От чего?) от дуба- Р.п ., (по чему?) по тропинке- Д.п ., (на чём?) на ёлке- П.п , (до чего?) до дороги- Р.п ., (по чему?) по небу- Д.п ., (из чего?) из дома- Р.п ., (вокруг чего?) вокруг леса- Р.п ., (над чем?) над полем- Т.п ., (к кому?) к бабушке- Д.п ., (у чего?) у окна- Р.п ..

Слайд 6

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление предлогов с формами косвенных падежей

Дидактический материал по написанию предлогов с формами косвенных  падежей...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Тема "Предложный падеж и его предлоги"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по УМК "ПНШ". Тема "Предложный падеж и его предлоги" в рамках реализации ФГОС НОО....

Употребление предлогов с существительными в различных падежах.

Употребление предлогов с существительными в различных падежах....

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Таблица "Падежи, предлоги и вопросы"

Таблицы падежей и склонений имён существительных для помощи младшим школьникам в выполнении домашних заданий...

Формирование предложено-падежной конструкции: родительный падеж со значением местоположения с предлогами «позади/впереди» (сравнение предлогов внутри одного падежа).

Формирование  предложено-падежной конструкции: родительный падеж со значением местоположения с предлогами  «позади/впереди»  (сравнение предлогов внутри одного падежа)....