Употребление предлогов с существительными в различных падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Крушинская Светлана Михайловна

Употребление предлогов с существительными в различных падежах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Употребление предлогов с существительными в различных падежах.

Цели: создать условия для повторения падежных вопросов, способа их определения, обратить внимание на предлоги, указывающие на падеж;

           содействовать развитию внимания, умения сравнивать, выделять главное, делать выводы;

          способствовать воспитанию коммуникативных навыков: работать в паре, группе: внимательно слушать и слышать товарища.

Ход урока.

1.Настрой.

2.Давайте вернемся к схеме морфологического разбора – Что мы не вспомнили?

   Работа по карточкам тренажа:

падеж

слова-помощники

вопрос

предлоги

Именительный

есть

Кто? Что?

Родительный

нет

Кого? Чего?

Дательный

даю

Кому? Чему?

Винительный

вижу

Кого? Что?

Творительный

любуюсь

Кем? Чем?

Предложный

думаю

О ком? О чём?

Почему же столбик с предлогами пуст, кто догадался?

Это и будет темой нашего урока?

3.Целеполагание.

В русском языке около 200 предлогов, а падежей всего шесть, к тому же именительный падеж всегда употребляется без предлогов. Следовательно, 200 предлогов должны распределиться

Между пятью падежами. Это распределение, естественно, будет достаточно неравномерным, как неравномерно в целом развивается и сам язык.

Наибольшее количество предлогов падает на родительный падеж. Объясняется это тем, что предлоги, как известно, пополняются за счет имен существительных, а имя существительное, сочетаясь с существительным, обычно имеет форму родительного падежа. Став предлогом, предложно-падежная форма сохраняет управление родительным падежом (в целях обороны, в свете нового мышления, по линии демократизации, во время урока

И т. п.). По грубым подсчетам, с родительным падежом употребляется около 115 предлогов, большая часть которых отыменного происхождения. Остальные предлоги примерно равномерно распределяются между тремя падежами: с творительным употребляется 24 предлога (над, перед, с, за, под, согласно с, сообразно с, рядом с, вместе с, вслед за и др.), с винительным — 20 (в, на, с, о (об), про, за, под, сквозь, через, в ответ на, включая и др.), с дательным — 19 (к, благодаря, вопреки, согласно, подобно, соответственно и др.), а на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов (на, в, о (об), при, по, по вопросу о).

 4.С помощью правила на странице 78 дополните схему. Что вы узнали?

падеж

слова-помощники

вопрос

предлоги

Именительный

есть

Кто? Что?

Родительный

нет

Кого? Чего?

Без, для, до, из, от, у;

Дательный

даю

Кому? Чему?

К;

Винительный

вижу

Кого? Что?

Про, через;

Творительный

любуюсь

Кем? Чем?

Над, перед;

Предложный

думаю

О ком? О чём?

При, об;

Просклоняйте  слова «вода» и «день» по падежам. устно.

5.А сейчас мы обратимся к с.80 учебника, что там мы увидим?

Как ещё дополнится наша таблица?

падеж

слова-помощники

вопрос

предлоги

Именительный

есть

Кто? Что?

Родительный

нет

Кого? Чего?

Без, для, до, из, от, у;  С, МЕЖДУ(меж)

Дательный

даю

Кому? Чему?

к; ПО

Винительный

вижу

Кого? Что?

Про, через; ПО, ЗА. ПОД, В, НА, О(об)

Творительный

любуюсь

Кем? Чем?

Над, перед; МЕЖДУ(меж), ЗА.ПОД

Предложный

думаю

О ком? О чём?

При, об; ПО, В, НА, О(об)

Что делать, если существительное употребляется с предлогом, который относится к нескольким падежам? Отв.детей – Падеж определяется с помощь падежного вопроса.

Самост. работа.

  1. Спишите предложения, в скобках укажите падеж существительного.

Ребята перешли через (…) речку. Свернули от (…) тропинки влево. Пробрались сквозь (…) кустарник и очутились у (…) озера перед огромным (…) аквариумом.

  1. Спишите предложения, определите падеж выделенных существительных.

Все высказались за прогулку. Коля зашёл за товарищем.

Андрей заглянул под ёлку. Под ёлкой красовалась семья боровиков.

Позже дети вышли на полянку. На полянке краснела земляника.

  1. Составить предложение ,что бы в нем было существительное с предлогами 1р- Р.п., 2р- Т.п.

Выступление ребят.

Итоги, рефлексия, оценки.



Предварительный просмотр:

падеж

слова-помощники

вопрос

предлоги

Именительный

есть

Кто? Что?

Родительный

нет

Кого? Чего?

Дательный

даю

Кому? Чему?

Винительный

вижу

Кого? Что?

Творительный

любуюсь

Кем? Чем?

Предложный

думаю

О ком? О чём?

падеж

слова-помощники

вопрос

предлоги

Именительный

есть

Кто? Что?

Родительный

нет

Кого? Чего?

Без, для, до, из, от, у;

Дательный

даю

Кому? Чему?

К;

Винительный

вижу

Кого? Что?

Про, через;

Творительный

любуюсь

Кем? Чем?

Над, перед;

Предложный

думаю

О ком? О чём?

При, об;

падеж

слова-помощники

вопрос

предлоги

Именительный

есть

Кто? Что?

Родительный

нет

Кого? Чего?

Без, для, до, из, от, у;  С, МЕЖДУ(меж)

Дательный

даю

Кому? Чему?

к; ПО

Винительный

вижу

Кого? Что?

Про, через; ПО, ЗА. ПОД, В, НА, О(об)

Творительный

любуюсь

Кем? Чем?

Над, перед; МЕЖДУ(меж), ЗА.ПОД

Предложный

думаю

О ком? О чём?

При, об; ПО, В, НА, О(об)



Предварительный просмотр:

  1. Спишите предложения, в скобках укажите падеж существительного.

Ребята перешли через (…) речку. Свернули от (…) тропинки влево. Пробрались сквозь (…) кустарник и очутились у (…) озера перед огромным (…) аквариумом.

  1. Спишите предложения, определите падеж выделенных существительных.

Все высказались за прогулку. Коля зашёл за товарищем.

Андрей заглянул под ёлку. Под ёлкой красовалась семья боровиков.

Позже дети вышли на полянку. На полянке краснела земляника.

1.Спишите предложения, в скобках укажите падеж существительного.

Ребята перешли через (…) речку. Свернули от (…) тропинки влево. Пробрались сквозь (…) кустарник и очутились у (…) озера перед огромным (…) аквариумом.

2.Спишите предложения, определите падеж выделенных существительных.

Все высказались за прогулку. Коля зашёл за товарищем.

Андрей заглянул под ёлку. Под ёлкой красовалась семья боровиков.

Позже дети вышли на полянку. На полянке краснела земляника.

1.Спишите предложения, в скобках укажите падеж существительного.

Ребята перешли через (…) речку. Свернули от (…) тропинки влево. Пробрались сквозь (…) кустарник и очутились у (…) озера перед огромным (…) аквариумом.

  1. Спишите предложения, определите падеж выделенных существительных.

Все высказались за прогулку. Коля зашёл за товарищем.

Андрей заглянул под ёлку. Под ёлкой красовалась семья боровиков.

Позже дети вышли на полянку. На полянке краснела земляника.

1.Спишите предложения, в скобках укажите падеж существительного.

Ребята перешли через (…) речку. Свернули от (…) тропинки влево. Пробрались сквозь (…) кустарник и очутились у (…) озера перед огромным (…) аквариумом.

      2.Спишите предложения, определите падеж выделенных  существительных.

Все высказались за прогулку. Коля зашёл за товарищем.

Андрей заглянул под ёлку. Под ёлкой красовалась семья боровиков.

Позже дети вышли на полянку. На полянке краснела земляника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций к уроку....

Употребление предлогов с формами косвенных падежей

Дидактический материал по написанию предлогов с формами косвенных  падежей...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....

Грамматические упражнения на употребление предлогов в дательном и винительном падеже (немецкий язык)

Грамматические упражнения на употребление предлогов в дательном и винительном падеже (немецкий язык)...