Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятельность учителя);
к концу урока я научусь распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, обосновывать написание окончаний имён прилагательных с опорой и без опоры на информационное поле и, возможно, смогу научить других, правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (цель сформулирована через деятельность учащихся и продукт деятельности).
Формировать умение распознавать данные падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания.Развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь,
зрительную память. Расширять словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения
Предмет: русский язык.
Тема урока: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
Цели:
отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятельность учителя);
к концу урока я научусь распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, обосновывать написание окончаний имён прилагательных с опорой и без опоры на информационное поле и, возможно, смогу научить других, правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (цель сформулирована через деятельность учащихся и продукт деятельности).
Формировать умение распознавать данные падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания.Развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь,
зрительную память. Расширять словарный запас учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша, Настя, Андрей?
- Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
- Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
- А каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас? (Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым…)
- Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным!
- Ребята, вы слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”? Вспомните, а болело ли оно у вас?
- А о каком человеке вам хотелось бы заботиться? (О добром, о слабом, о беспомощном, о больном, о любимом…)
- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”, - просит оно.
- С каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (С хорошим)
- О каком настроении чаще всего хочется говорить? (О хорошем)
I. Постановка целей и задач.
- Я знала, ребята, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что, отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова (учитель открывает на доске две группы слов).Каким человеком? трудолюбив___ О каком человеке? о добр___
радостн___ о слаб___
здоров___ о беспомощн___
весёл___ о старш___
счастлив___ о родн___
искренн___ о хорош___
добр___ о старательн___
милосердн___ о пожил___
С каким настроением? c хорош___
- Что общего у всех этих слов? (Работа с первым столбиком; все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос “каким?”, в творительном падеже, в мужском роде, кроме прилагательного “хорошим” - это прилагательное в среднем роде.)
- Что общего у слов второй группы? (Все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос о “каком?”, в предложном падеже, в мужском роде. А ещё в словах первой и второй групп необходимо вставить окончания.)
- Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.? и ? падежи ……………………………………………… рода.
(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)
- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учебное задание 1. Беседа по теории о правописании безударных окончаний.
- Что мы должны знать по теме урока? (На какие вопросы отвечают имена прилагательные, вопросы имён существительных и имён прилагательных творительного и предложного падежей, окончания, слова – помощники (слова с ударными окончаниями), предлоги, алгоритмы - “ Как определить падеж у имён прилагательных”, “Проверка и правописание безударных окончаний имён прилагательных”.)
- Ребята, оцените свои теоретические знания. (Учащиеся на магнитных досках показывают прогностическую оценку своим теоретическим знаниям по следующим критериям: “+” - знаю, “?” - сомневаюсь, “-” - не знаю. Магнитные доски у детей выглядят так:
Организационный момент. Определение темы урока.
1 задание
Под ……..им деревом в ……..ом инее
За ………им морем о ………ем вечере
С ………ым снегом при ……ом морозе
- в каком падеже должны быть прилагательные?
(в 1столбике в Творительном падеже.Во 2 столбике в предложном падеже)
-Почему? Как узнали?
(1. По существительному; 2. По предлогу; 3. По окончанию прилагательного.)
-Прилагательные в каком роде?
(в мужском и среднем роде)
- Сформулируйте тему урока.
(Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)
-Да, мы продолжаем работу над правописанием прилагательных в творительном и предложном падежах(Дети читают название темы на слайде). Наша задача - научиться безошибочно распознавать эти падежи и их окончания.
-Расскажите, что вы знаете о прилагательных мужского и среднего рода.
(Чтение хором )
Начнём наш урок с минутки чистописания.
Физкультминутка для глаз:
Вот метель гулять пустилась.
А сюда снежинка прилепилась
(на кончик указки прикрепляется снежинка).
Вот она порхает, кружится, а вы следите за ней глазками.
Физкультминутка для пальчиков:
На каждое слово, дети по очереди касаются подушечками пальчиков большого
пальца, на обоих руках.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
-А теперь пропишем в тетрадях: -ым, -им, -ом, -ем.
-Что повторяем? (окончания прилагательных)
3.Словарная работа.
П..ссажирский ва..гон,
холодное м..локо,
х..роший к..ллектив,
ж..лтое ябл..ко,
тяж..лый б..гаж.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте данные словосочетания в творительном или предложном падеже.
4.Письмо по памяти.
Прочитайте четверостишие и передайте нужное настроение (читают 2-3 ребят, чтение хором).
Cнег скрипит. Сверкают блёстки.
Все ребята - во дворе.
Ух, какой морозец хлёсткий
В белоснежном январе!
- Найдите и назовите все орфограммы.
- Разберите по составу слово белоснежном?
- Объясните смысл словосочетания: морозец хлёсткий.
- К слову сверкает подберите близкие по значению слова(блестит, сияет, мерцает,).
- Закройте учебник, проговорите орфографически правильно. А теперь напи-
шите четверостишие в тетрадь по памяти.
- Выделите окончания прилагательных, определите их род и падеж.
(Зимний лес)
5.Вот такой он январь - снежный, белый.
В древности на Руси январь называли – сечень. Он рассекает зиму или делит на две половины. А в древнем Риме этот месяц называли в честь бога – солнца и света - Януса - январём. Есть и пословица о январе :
Январь году начало, зиме середина.
Запишите её в тетрадь.
-А сейчас мы послушаем очень красивые стихи о зиме и об этом заснеженном лесе, январе.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин.)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев.)
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
6. Хорошо в зимнем лесу, тихо. Кажется, что он заснул сказочным сном. Но это только так кажется. А на самом деле лес не спит и если быть внимательным, то можно встретить разных птиц и зверей. (Их называют дети.)
-Вот по глубокому снегу пробирается … лисица. (Изображение лисицы)
-А вот и осторожная (появляется картинка) рысь.
-Стая голодных (картинка) волков.
-Высоко на дерево забралась (картинка) белочка.
-А можно услышать барабанную трель (картинка) дятла.
-Слышен знакомый треск (картинка) сороки.
-А эта птица знаменита тем, что в самый лютый мороз она выводит птенцов
(картинка) клёст.
-А этих дружных птичек можно увидеть не только в лесу, но и у жилья человека (кртинка) синички.
7. Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе и
у нас должен получиться небольшой текст.
Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах ( Предложения на листках распечатаны для каждого).
Всё вокруг засыпано ……. ……. .
Очень тихо в ……. ……… .
Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.
-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.
В белом наряде …….. .
Под снежным одеялом ……… .
На гладком снегу …….. .
Под низким кустом ……… .
Над большим сугробом ……… .
На высоком дереве …….. .
Самостоятельная работа.
Чтение получившихся текстов.
8. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса
Тема: « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока: 1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс
Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....
Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»
Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...
Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...
Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс
Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс. Школа России....
Презентация по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"
Презентация поможет научиться правильно писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока русского языка «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных в женском роде единственного числа» УМК "Школа России"4 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать понятие о склонении прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; умение правильно употреблять и п...