Проект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку на тему

Мягкова Татьяна Владимировна

Проект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Именительный падеж имён существительных»

Цели:

1) познакомить с особенностями именительного падежа.

2) развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

Результаты:

Личностные:

  • формирование индивидуального стиля деятельности
  • осознание значимости правильного произношения и написания слов
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные:

  • умение в определении именительного падежа
  • умение определять и формулировать цель деятельности на уроке
  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью
  • умение давать оценку своей деятельности на уроке
  • формирование готовности к преодолению трудностей;
  • формирование установки на улучшение результатов своей деятельности;

Коммуникативные:

  • формирование умений слышать и слушать
  • умение строить речевое высказывание в устной форме
  • умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
  • Овладение логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесение к известным понятиям

Умение работать в паре  и группе

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу;

                   Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные:умение анализировать, делать простые выводы;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию

Оборудование:учебник «Русский язык», 3 класс, рабочая тетрадь, магнитная доска с экраном, «волшебный сундучок» со снежинками, пазлы для работы в паре, презентация, карточки  с предложениями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

Мне очень нужна ваша помощь при выполнении одного задания. Поможете?

(Да)

Ответы детей

Личностные УУД.

Формирование коммуникативных навыков:  чувство единения с группой, эмоциональный настрой.

2. Актуализация

знаний

-Но сначала я хочу  проверить ваши знания. А вы будете себя проверять и оценивать при помощи оценочного листа и цветных карандашей. Критерии на доске.

- Зиму любите? За что?

- У меня есть вот такой замечательный волшебный сундучок, в него нападали снежинки, некоторые из них с сюрпризом (Раздаю ребятам по одной снежинке)

- У кого из вас снежинки с сюрпризом? Приготовьтесь дать ответ.

1.Что такое подлежащее?

Вставить пропущенные (недостающие слова)

2. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

3. Имена существительные изменяются по ________________и  по ___________________

4.Как иначе называется изменение по падежам?

5 Назовите падежи и их вопросы

Оценивание: Красный – ответ полный и уверенный

Зелёный –  ответ требовал небольших дополнений

Синий -  ответ требовал исправлений.

- Закрасьте фишку  в первой колонке  тем цветом, который соответствует вашей работе на этом этапе.

Дети берут из сундучка по одной снежинке.

Те, кому достались, вопросы, готовятся к ответу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Самоопределение к деятельности

- Испытание показало, что у вас  можно просить помощь.

 Сейчас на слайде появятся три  предложения, прочитайте их:

Снег медленно падает на землю.

Мама любила первый снег.

Девочка упала в снег.

- Определите, в каком предложении существительное снег стоит в именительном падеже.

(В первом)

- Как вы определяли?

(Отвечает на вопрос что?)

(прикрепляю на доску:

1. КТО?ЧТО?)

- Есть ли ещё падеж с таким вопросом?

Да, винительный)

-Как же определить падеж, если вопрос одинаковый?

 Давайте вместе находить выход из проблемной ситуации.

-. Какую задачу поставим на урок?

- Сформулируйте тему урока.

- Значит объект для исследования: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Пытаются определить

По вопросу

Что?

Узнать особенности им.падежа

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.Работа по теме урока.

Физминутка

Запишите по диктовку несколько предложений:

(один у доски)

Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней.

- Нет ли на доске ошибок? Сл свою запись с эталоном, исправьте ошибки и оцените себя.

- Подчеркните главные члены.

- Найдите существительное в именительном падеже. Что для этого сделаем? Какие вопросы?

(обращаюсь к карточке:

1. КТО?ЧТО?)

- Что общего в этих предложениях?

- Какой вывод можно сделать?

Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

(прикрепляю на доску:

2. Подлежащее.)

- Вернёмся к предложениям о снеге.

- Что надо определить? Определите, в каком предложении снег является подлежащим.

- Что это означает?

- Если в первом предложении СНЕГ стоит в именительном падеже, то в других в каком?

- Посмотрите на них ещё раз

Снег медленно падает на землю.

Мама любила первый снег.

Девочка упала в снег.

- Ребята, вы помогли мне заметить ещё одну особенность именительного падежа! Кто ещё её заметил?

Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами.

( прикрепляю на доску:

Нет предлога

- Давайте откроем учебники на стр.42  и прочитаем Сведения о языке.

- Что вы можете сказать?

- Оцените своё участие в работе над открытием нового и составлении алгоритма.

-Как живёшь?

-Вот так!

Как идёшь?

-Вот так!

-А бежишь?

-Вот так!

-Ночью спишь?

-Вот так!

-Как берёшь?

-Вот так!

-А даёшь?

-Вот так!

-Как шалишь?

-Вот так!

-А грозишь?

-Вот так!

Заходит ученик (Именительный падеж)

-Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

Один у доски, остальные в тетрадях

По вопросам КТО? ЧТО?

Все существительные в именительном падеже – подлежащие

Делают вывод

В первом

Оно стоит в именительном падеже

В третьем предложении слово с предлогом

Делают вывод

Читают вывод, сравнивают со своим

Отвечают учителю «Вот так!», показывая движениями все действия

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление и осмысление

- Ребята, пока мы отдыхали, мой ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК опять наполнился!  Здесь письмо.

-Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

- А ещё тут  задание от Именительного падежа, в котором он  проверит не только  усвоение материала, но и умение договариваться, работая в паре. Вы любите собирать пазлы?

- Какое предстоит выполнить задание?

- Верно, восстановить предложения.

(работают в паре)

- Проверьте.

- Молодцы! Спишите текст. Подчеркните главные члены  и укажите  падеж выделенных имён существительных.

- Что вы можете сказать о выделенных существительных?

- Какие открытия  вы можете сейчас применить в доказательство?

- Проверьте работу по слайду. Оцените себя.

Работают в паре

Определяют задание

Собирают пазл

Читают полученные предложения

Выполняют дополнительную работу

Они стоят в именительном падеже

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий. Регулятивные: контроль, коррекциявыделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 

4 Итог урока и рефлексия

- Посмотрите на свои оценочные листы. Поднимите те, в которых красных фишек больше. Отличная работа!

- Что вам понравилось на уроке?

- Какой этап запомнился больше всего?

-  На память о нашем уроке я дарю вам снежинки

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Оценочный лист                          Оценочный лист

Испытание

Испытание

Запись под диктовку

Запись под диктовку

Составление алгоритма

Составление алгоритма

Работа в паре

Работа в паре

Работа с предложением

Работа с предложением

Настроение

Настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку по теме: "Местоимение"

Комбинированный урок -деятельностный метод обучения.; класс по программе 21 века...

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Способы образования наречий"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема – Способы образований наречий.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере обр...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема –  Словообразование глаголов.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...

Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»

Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний....

Проект урока по русскому языку: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения»

Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьнико...

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...