Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Представлен сценарий урока к технологической карте. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок бучения грамоте в 1 классе.

ТЕМА: Звуки [з] [з,] - [с] [с,]. Повторение и обобщение.

ЦЕЛИ:

Цель урока:

- создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] [з'] и [с] [с'] по звонкости-глухости. 

Планируемые предметные результаты  :

 - научатся самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и звонкие [з] [з']  

 - научатся читать  слова и текст, понимать прочитанное; находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Личностные УУД :  желание учиться и делать открытия;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль и оценка своей деятельности.

Познавательные :

- развивать фонематический слух; умение вычленять звуки из слова

- развивать познавательный интерес к чтению;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Коммуникативные УУД : умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимать другое мнение и позицию, допускать сосуществование различных точек зрения.

Оборудование : учебник «Азбука» (Перспективная начальная школа), фишки, модели звуков, буквы З,С, интерактивная доска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Мотивационный этап

Учитель готовит среду для учебной ситуации.

Учащиеся приветствуют гостей на уроке. Проверяют готовность к уроку.

Комментируют, как понимают высказывание.

Регулятивные УУД:

организовать рабочее место

Личностные УУД: желание учиться и делать открытия.

2. Целеполагание.

Учитель организует работу с учебником. (Азбука с. 58-59)

Учащиеся рассматривают страницы учебника, определяют цель и задачи.

Регулятивные УУД: умение ставить цель и определять задачи

  1. Сравнение звуков.

Учитель координирует работу по сравнению твёрдых звуков  [з] - [с].

Учитель создаёт условия для проведения эксперимента, в ходе которого с помощью слуха будут сравниваться твёрдые звуки [з] - [с].

Учитель организует работу в парах для выяснения причин услышанного.

Учитель координирует работу после работы в парах.

Учитель организует работу с моделями.

Учитель организует экспериментальную работу по различению звонких и глухих согласных [з] - [с].

Аналогичную работу учитель организует с парой мягких звуков

 [з*] - [с*].

Учитель предлагает заселить буквы З, С на ленту букв.

Учащиеся вспоминают, что значит сравнить, выделяют общие признаки звуков. Называют органы, которые помогут сравнить звуки и буквы (глаза и уши)

Учащиеся ориентируются на положение руки учителя: смена положения руки – сигнал для изменения громкости голоса.

Учащиеся сначала произносят звук [з]  громко, потом всё тише и тише, пока не произнесут звук  [с].

Учащиеся работают в парах. Произносят по очереди вполголоса звуки [з] - [с], обсуждают, как работали их органы.

Учащиеся рассказывают о том, как работал их речевой аппарат. Делают вывод, что звуки [з] - [с]произносятся почти одинаково, но один с голосом, другой – без голоса.

Учащиеся выбирают модели для обозначения твёрдых звонких и глухих согласных [з] - [с] по вариантам.

Учащиеся опытным путём (приставляют пальцы к горлу) определяют, что при образовании звонких согласных вибрируют голосовые связки. Закрывая уши, при произнесении глухого согласного слышим только шум, звонкого – голос и шум.

Учащиеся делают вывод, что такие согласные называются парными по глухости – звонкости.

Учащиеся находят место буквам З и С на ленте букв,  объясняют свой выбор.

Коммуникативные:

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимать другое мнение и позицию, допускать сосуществование различных точек зрения.

Познавательные:

- развивать фонематический слух; умение вычленять звуки из слова

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности.

Предметные:

самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и звонкие [з] [з']  

  1. Закрепление.

 Учитель соединяет этот этап с физкультминуткой. Использует физическую активность.

А) Учитель проводит дыхательную гимнастику(упражнение «Свеча», «Воздушный шар», «Поймай комара») с использованием изучаемых звуков.

Б) Организует игру «Хоккей» с разными условиями для девочек и мальчиков.

В) Для снятия мышечного напряжения использует упражнение «Шалтай-болтай»

Учащиеся стоя выполняют дыхательную гимнастику.

Для девочек «шайбой » являются слова со звуком [с*], для мальчиков – [з*]. Раскрытыми руками дети изображают ворота, при необходимости ворота закрываются.

Учащиеся раскачиваются из стороны в сторону, широко болтая руками.

Познавательные:

- развивать фонематический слух; умение вычленять звуки из слова

самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и звонкие [з] [з']  

  1. Работа с текстом «Сосна»

Учитель, используя интерактивную доску, подготавливает среду для работы с текстом. Предлагает ребус.

Учитель организует работу до чтения текста. Использует упражнение «Снежный ком».

Учитель обращает детей к иллюстрации в учебнике. Выясняет, что дети знают о сосне, проводит лексическую работу со словом «рослая».

Учитель предлагает подобрать возможное окончание предложения.

Учитель просит найти это предложение в тексте и отметить его фишкой.

Учитель проводит лексическую работу со словами «мастерят», «суда».

Учитель организует первичное чтение, использует упражнение «Финиш», приём жужжащего чтения.

Учитель использует дифференцированную работу, предлагает слабочитающим детям прочитать слова из текста, записанные на карточках.

Учитель организует вторичное чтение текста с заданием, используя упражнение «Буксир».

Учитель организует работу после чтения текста, предлагает ответить на вопросы.

Учитель обращает внимание на выразительное чтение.

Учащиеся отгадывают ребус, таким образом узнаЮт название текста.

Учащиеся читают предложения с интерактивной доски. Просматривают текст, находят предложение в тексте, отмечают его фишкой.

Учащиеся находят дерево на иллюстрации, рассказывают, что знают о сосне.

Учащиеся читают предложение и предлагают свои варианты.

Учащиеся просматривают текст и отмечают предложение с помощью фишки.

Учащиеся вполголоса читают текст до слова «мазь» и отмечают его фишкой.

Двое учащихся читают вместе с учителем по карточкам.

Учащиеся читают вместе с учителем вслух, замечая неправильно прочитанные слова.

Учащиеся отвечают на вопросы. Находят предложения для доказательства.

Учащиеся находят предложение по заданию, выбирают нужную интонацию, пробуют выразительно читать.

Предметные :

научатся читать  слова и текст, понимать прочитанное; находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Познавательные:

- развивать познавательный интерес к чтению;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности.

  1. Рефлексия

Учитель создаёт условия для проведения рефлексии.

Учитель благодарит всех за работу.

Учащиеся высказываются, каких целей достигли и как они их достигали.

Коммуникативные:

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Личностные УУД



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

 обучения грамоте в 1 классе

ТЕМА: Звуки [з] [з,] - [с] [с,]. Повторение и обобщение.

ЦЕЛИ:

Цель урока:

- создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] [з'] и [с] [с'] по звонкости-глухости. 

Планируемые предметные результаты  :

 - научатся самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и звонкие [з] [з']  

 - научатся читать  слова и текст, понимать прочитанное; находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Личностные УУД :  желание учиться и делать открытия;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль и оценка своей деятельности.

Познавательные :

- развивать фонематический слух; умение вычленять звуки из слова

- развивать познавательный интерес к чтению;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Коммуникативные УУД : умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимать другое мнение и позицию, допускать сосуществование различных точек зрения.

Оборудование : учебник «Азбука» (Перспективная начальная школа), фишки, модели звуков, буквы З,С, интерактивная доска.

ХОД УРОКА:

  1. Мотивационный этап

А) - Повернитесь к гостям, улыбнитесь, от улыбки станет всем теплей. Покажем нашим гостям, как много вы знаете и умеете хорошо работать. Успеха всем нам!

Б) Проверка готовности по хлопку. (азбука, письменные принадлежности, фишки, ЛЕНЬ, модели, УМНЫЕ МЫСЛИ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ )

В) – Сегодня шла утром на работу и вспомнила вчерашнее событие в столовой. Кто помнит? (Миша увидел снегирей)

- Почему только он увидел? ( был внимательней, чем другие)

-  Хочу дать вам добрый совет. Прочитайте:

 Умейте не просто смотреть, а всматриваться,

  не просто слушать, а вслушиваться.

- Как понимаете?

2. Целеполагание.

- Открываем Азбуку с. 58- 59

- Всмотритесь, что нам сегодня предстоит сделать? (сравнить изученные звуки, сравнить слова на цветном фоне, прочитать текст, понять, о чём он).

3. Сравнение звуков.

А)  - Что значит сравнить? 

     - Как вы это определили? (между моделями стоит знак тире)

      - Какие звуки будем сравнивать?  Что общего у всех четырёх звуков?

- Что можете сказать о звуках вверху? Внизу? (тв., мягк.)

- Какой орган чувств помогает нам сравнивать буквы? (глаза)

- Какой орган поможет сравнить звуки? (ухо)

- Сейчас мы проведём эксперимент, в ходе которого с помощью слуха сравним звуки. Так как два звука произнести одновременно нельзя, то сначала будем работать с одним звуком, который находится сверху с правой стороны. Найдите его и поставьте фишку. Звук будете произносить, ориентируясь на положение моей руки: смена положения руки послужит вам сигналом к изменению громкости голоса.

Сначала руку поднимаю высоко – звук произносим громко.

Чуть-чуть опускаю руку ниже – звук произносим тише.

Опускаю руку вдоль туловища – произносим звук шепотом.

Чтобы звук произнести дружно,  при изменении  положения руки, буду говорить «три-четыре». Начнём наш эксперимент. Вслушиваемся.

(Последовательно уменьшая громкость голоса, дети произносят звук [з]. )

- Что заметили? (произнесли звук [с])

- Выясним, почему мы услышали звук [с]? Работать будете в парах.

Один из вас (договоритесь), произнесёт вполголоса звук [з], потом звук [с], а другой посмотрит, как работают губы, зубы. Затем поменяетесь. Обсудите, как работали ваши органы речи, какую работу языка вы ощущали. Покажете готовность знаком.

(Когда мы произносим звук [з], у нас открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык поднимается к верхнему нёбу и зубам). Когда произносим звук [с], точно также.

- Эти звуки произносятся почти одинаково, только когда мы произносим звук [з], мы пользуемся голосом, а когда произносим звук [с] – голоса нет.

- Как мы называем такие звуки?(звонкие и глухие)

- 1 вариант , покажите модель, которая обозначает звонкие согласные, 2 вариант – глухие.

- Что обозначает точка? (звонок, т.е. голос)

- Где мы найдём голос?

- При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют. Так образуется голос. Это можно ощутить, приложив руку к горлу. При образовании глухих согласных такой вибрации нет.

- Можно провести другой опыт. Закроем ушки ладошками и произнесём сначала [з], потом [с]. Что слышим? (Когда произносим звук [з], то слышим, как гудит в ушах – это звук. Значит этот звук произносится не только с шумом, но и с голосом. Так как шум есть и у согласного [з] и у согласного [с], то звук [з] без голоса превратился в звук [с]). Согласные, в образовании которых участвует только шум,  называются глухими.

- Как вы можете назвать эти звонкие и глухие согласные?

Звуки [з] – [с] называют парными звонкими и глухими согласными.

Б) Давайте проведём такой же опыт с парой мягких согласных. Они находятся внизу слева. Поставьте фишку.

В) Какой главный отличительный признак парных звонких и глухих согласных?

- Как на письме обозначаются эти звуки? (буквами З,С)

- Куда их поселим?

4. Закрепление. Физкультминутка

А) Дыхательная гимнастика (упражнение «свеча», «надуваем шар», «сдуваем шар» со звуком [с], поймай комара - звук [з] поймали комара -  хлопок)

Б) ИГРА «Хоккей». (проводится стоя) Для мальчиков шайбой будет звук [з,], для девочек [с,] .

Соты, стол, зевать, Зоя, лосята, Зина, место, месить, козы, зима, рысь, зефир, струна, сильный,  зелёный, селезень.(и мальчики, и девочки)

В) «Шалтай - болтай»

5 Работа с текстом «Сосна»

- Всмотритесь в слово НАСОС, превратите в новое. (сосна)

Так будет называться текст.

А) Вопросы и задания до чтения текста.

Упражнение «Снежный ком»

- Прочитайте предложение, записанное на доске.

Растёт сосна. –

У дома растёт сосна. –

У дома растёт сосна, рослая и стройная.

- Найдите это предложение в тексте и поставьте на него фишку.

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите сосну. Что это за дерево? (хвойное)

- Что значит рослая? (высокого роста)

- Подберите возможное окончание предложения:

 Из сосны мастерят суда, строят … (дома). 

- Найдите это предложение в тексте, поставьте на него фишку.

- Что значит «мастерят», «суда»? (Мастерить – делать, изготавливать что-то самому, ручным способом. Суда – судно – плавучее транспортное средство для перевозки грузов, пассажиров, для военных целей, спортивных соревнований)

Б) Первичное чтение . Упражнение «Финиш».

- Читать до слова «мазь». Обозначите фишкой.

Дифференцированно Ларионовой и Никитину чтение на карточках с учителем.

а)стр. 58 слова (розовый фон)

б)Зелёный наряд, знойный день, мастерят суда, строят дома

в)Расти, сосна, на радость людям.

 

В) Вторичное чтение с заданием. Упражнение «Буксир».

- Зимой радует нас зелёный (зелёным) наряд (нарядом). Из её семян получают (делают) масло, а из смолы – мазь.

Г) Вопросы после чтения.

- Почему сосну называют вечнозелёной?

- Как помогает сосна людям в жаркий день? Найдите и прочитайте предложение. - - Что значит знойный?

- Чем сосна радует людей зимой?

- Что такое смола? (липкий сок хвойных деревьев и некоторых других, который твердеет на воздухе).

- Что делают из семян и смолы сосны?

- Что люди желают сосне? Найдите и прочитайте это предложение.

- С какой интонацией надо читать? Прочитайте это предложение выразительно.

6. Игра «Узнай слово»

- Стр.  59 слова на голубом фоне. Прочитайте. Всмотритесь, отметьте  фишками пары слов  в такой последовательности:

1 вариант: «что это?» - «кто это?»

2 вариант: «кто это?» - «что это?»

- Проверка.

7 Рефлексия. Итог урока.

- Каких целей достигли? Как достигали? (были внимательны, активны, всматривались и вслушивались, чтобы открыть новое)

- Хлопните в ладоши те, кто достиг поставленных целей?

- Всем спасибо за работу!

Самоанализ урока литературного чтения.

В классе 27 учеников 2010 года рождения, из них 14 мальчиков и 13 девочек. Классный коллектив находится в стадии становления.  Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, очень подвижные. Уровень обучаемости у детей разный. 2 человека – низкий уровень развития.

Тема урока Звуки з з с с. Повторение и обобщение. Данный урок является обобщающим после 4 –ёх уроков.

 Учебник «Азбука» 1 класс Агаркова

Цель урока: 

Личностные УУД : формировать  учебно-познавательную мотивацию учащихся, желание учиться и делать открытия;

Регулятивные УУД: формировать умение ставить цель, развивать  контроль и оценку своей деятельности.

Познавательные :

- развивать умение строить речевое высказывание

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Коммуникативные УУД : умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимать другое мнение и позицию, допускать сосуществование различных точек зрения.

Предметные результаты  :

 - умение самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и звонкие [з] [з']  

 - умение читать  слова и текст, понимать прочитанное; находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Для реализации поставленных целей использовала системно-деятельностный подход. Осуществляла его через разные виды деятельности, технологию продуктивного чтения, активные формы работы, дифференцированную работу. Использовала элементы здоровьесберегающих технологий – смена видов деятельности, активные формы работы, дыхательная гимнастика, в физкультминутке  упражнение на снятие мышечного напряжения.

  Урок построен на  материале учебника, а также дополнительного развивающего материала.

В уроке можно выделить несколько этапов:

    1 Мотивирование к учебной    деятельности
  2 Этап целеполагания

   3 Открытие нового знания
  4 Закрепление

   5 Работа с текстом

   6 Рефлексия учебной деятельности

Первый этап урока использовала для включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагал осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности:
Использовала приём включения значимой фразы, раздумывая над которой у учащихся формируется внутренняя мотивация. Этот же этап способствовал формированию
регулятивных УУД (умение готовиться к уроку).

Умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности -  на этапах проверки индивидуальных заданий, открытия нового знания и закрепления. Использовала фишки, модели.

Познавательные УУД

Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме развивала на всех этапах урока.

Логические УУД:
Развитию мышления, умения анализировать с выделением существенных и несущественных признаков способствовали задания на сравнение звуков, анализ текста.

Коммуникативные  УУД:

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности формировала на этапе открытия нового знания. Для этого использовала  разные виды речевой деятельности: монолог, диалог в парной форме работы, чтение.

 Развитию умений слышать и слушать, выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей способствовали все этапы урока, общение с помощью знаков.

Предметные УУД:

Учащиеся экспериментальным путём с помощью операции сравнения пришли к выводу о парности звуков.

Использовала игру «Хоккей» на этапе закрепления с целью развития фонематического слуха, дифференциации звуков. Для развития навыка чтения, формирования умения понимать прочитанное, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте,  использован материал учебника текста «Сосна».

При работе с текстом выделяются 3 этапа технологии продуктивного чтения:

  1. Задания до чтения текста (упражнение  «Снежный ком»)
  2. Задание во время чтения текста (упражнение  «Финиш»)
  3. Задания после чтения текста (упражнение «Буксир»)

Урок строила в русле субъективизации. Учитель выступал в роли помощника, координатора деятельности учащихся. Использовала демократический стиль общения, создавала психологический комфорт, ситуацию успеха для каждого ученика.

Ученики в течение всего урока были включены в активную деятельность. Все этапы урока были логически связаны между собой,  способствовали достижению поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте с компьютерным сопровождением. УМК «Начальная школа ХХI век». Тема «Знакомство с буквой М».

Задачи урока:Образовательные:  познакомить с буквой Мм и звуками [м], [м\'],  повторение ранее изученных букв, установление логических связей с изученным на предыдущих уроках; формирова...

Рабочая программа по обучению грамоте.1 класс. УМК Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по обучению грамоте для первого класса  по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.

Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...

Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс. Программа "Перспективная начальная школа".

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс, программа " Перспективная начальная школа"....

Трудности на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе.

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка и неплохо справляются с математикой и другими пре...

Календарно-тематическое планирование по чтению (обучение грамоте) 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ОУ....