Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Балданова Зинаида Аюшиевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_kl.docx75.83 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа по русскому языку для 4 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в ФГОС НОО.
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);
  • Приказ МО РФ от 06.10 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
  •  Приказ МО РФ от 26.11 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.06.10 2009 г. № 373»
  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ МО РФ от 08.06.2015  № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Авторской  программы Л.Е.Журовой  «Русский язык»
  • Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденная 31.08.2015 г.;
  • Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 13.01.2012 г.
  • Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
  • Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным 27.08.2015.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе:

  1. Л.Е. Журова,  С.В. Иванова. Русский язык. 4 кл.- М.: Вентана – Граф
  2. Л.А. Ефросинина Русский язык: рабочая тетрадь для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф,

                                     2. Общая характеристика учебного предмета

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  • «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебнике «Русский язык» 4 класс.

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Целью образовательной деятельности на младшей ступени является создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. Главной чертой младшего школьного возраста  является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.  

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

3.Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета, курса

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».  Во 4-ом классе данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» 5 часов в неделю, всего 170 часов. На реализацию регионального компонента в соответствии с базисным учебным планом отводится 10% учебного времени — 17 часов в год.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

6. Содержание программы

            4 класс (170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч) 

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)

1.2. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.5. Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы а, о на конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак в именах числительных;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

IV. Резервные уроки (35 ч).

7. Тематическое планирование с определением количества часов

                                                                     4 класс

   №

п/п

Тема

Общее количество часов

Раздел

1

Как устроен наш язык

54

Фонетика

1

Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)

Состав слова. Морфемика

1

Морфология

36

Синтаксис

16

2

Правописание (формирование навыков  грамотного письма)

52

3

Развитие речи

29

4

Резервные уроки

35

Итого:

170

                                                   8. Критерии оценивания знаний

Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых первоклассниками с предметным содержанием. Совокупность диагностических работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижения более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.

В условиях безотметочного обучения учитель определяет уровень овладения предметными результатами, заполняя сводную таблицу. Таблица заполняется по мере прохождения разделов программы. Учитель может либо писать фамилии учеников, либо закодировать их. Условные обозначения: «+», («уровень достигнут»), «-» ( «требует дополнительной работы»).

Виды контрольных работ, их проведение и оценивание

Контрольные работы разделены на три большие группы:

  1. текущие контрольные работы;
  2. итоговые контрольные работы;
  3. комплексные итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучении крупных тем программы.

По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Цель проведения итоговых контрольных работ — проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, полугодие, год). В итоговые контрольные работ входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.

Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год (после каждой четверти), за исключением тех случаев, когда предусмотрена комплексная итоговая контрольная работа.

Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трех блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи» - и проводятся в конце каждого полугодия 4 класса. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на уровень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения метапредметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы — оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий.

                                      Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»

(текущие и итоговые)

         Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе . К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач.

Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика.

Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую отметку за контрольную работу.

 При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.

            За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки:

«5» — за безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;

«3» — если ученик выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» — если ученик не справился с большинством заданий.

Возможны различные формы проведения текущих и итоговых контрольных работ.

                                                                    Тестирование

Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов  (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «Как устроен наш язык»).

На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках-карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.

Отметки за выполнение теста:

«5»— если ученик набрал 13-14 баллов;

«4» — если ученик набрал 10-12 баллов;

«3» — если ученик набрал 7-9 баллов;

«2» — если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

                                 Контрольные работы к урокам блока «Правописание»

                                                                       Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах.

После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.

Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка:

Оценивание диктанта

«5» — если в диктанте нет ошибок;

«4» — если допущено не более двух ошибок;

«3» — если допущено не более четырёх ошибок;

«2» — если допущено пять и более ошибок.

        Ошибкой считается:

  1. нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т. е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса;        
  3. отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующе предложение написано с большой буквы.

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и).

Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з слове повозка).

 Оценивание орфографического задания

«5» — за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» — за полностью выполненное задание при одной ошибке;

«3» — за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

«2» — за невыполненное задание.

За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратное выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой — за общее впечатление от работы.

Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями

               Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а т же орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, который, по мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса.

Оценивание списывания:

«5» — за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; «4» — за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка;

«3» — за работу, в которой две-три ошибки;

«2» — за работу, в которой четыре ошибки и более.

                                                         Словарный диктант

              В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников.

Количество слов в словарном диктанте в 4 классе не превышает 15 слов.

 Оценивание словарного диктанта:

«5» — за работу без ошибок;

«4» — за работу, в которой одна ошибка;

«3» — за работу, в которой две ошибки;

«2» — за работу, в которой три-пять ошибок.

Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»

                                                                     Изложение

            Изложения в четвертом классе проводятся только в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер.

               Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение.

Изложение оценивается одной отметкой — только за содержание. В изложении оцениваются:

  1. полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
  1. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  2. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

Оценивание изложения

Отметка «5»:

  • правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
  • нет фактических ошибок;
  • правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

Отметка «4»:

  • содержание передано правильно и достаточно точно;
  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

•        имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «3»:

•    допущено существенное отклонение от авторского текста;

  •    допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;

•   есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «2»:

  • допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть);
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • имеет место употребление слов в несвойственном им значении;

•        допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

Самостоятельная работа

В четвертом классе дети выполняют творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.

                             Комплексная итоговая работа

          В комплексных итоговых работах используются три типа заданий:

  • задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными;
  • задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов;
  • задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.

На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям.

За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы.          Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:

«5» — если ученик набрал 15-16 баллов;         

«4» — если ученик набрал 12-14 баллов;

«3» — если ученик набрал 8-11 баллов;

«2» — если ученик набрал менее 8 баллов.

Критерии оценивания знаний учащихся с ОВЗ

Норма оценок в работе с учащимися с ОВЗ может несколько отличаться от принятых норм оценок. Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка с ОВЗ: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Проверка и оценка достижений школьников с ОВЗ является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе, введением четырехбальной системы цифровых оценок (отметок) рекомендуются следующие критерии оценки с данной категорией учащихся.

Характеристика цифровой оценки (отметки):

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного-двух недочетов; логичность и полнота изложения;

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие до 3х ошибок или 4-7 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2-3 ошибок или 5 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-7 ошибок или 12 недочетов по текущему учебному материалу; не более 4-6 ошибок или не более 9 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие 8 и более ошибок или 13 и более недочетов по текущему материалу; более 6 ошибок или более 9 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • отсутствие "красной" строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются тексты, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 1 вида грамматического разбора. Хорошо успевающим на момент проведения контрольной работы учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией.

9.Описание материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

Дополнительная литература:

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
  2. Закон РФ «Об образовании»;
  3. Примерные программы по русскому языку для основного общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  4. Авторская программа Л.Е.Журовой  «Русский язык» 1 кл
  5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Русский язык. 1–2 классы: задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты / авт.-сост. Г. Т. Дьяченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Русский язык. 1–4 классы: развитие творческих способностей учащихся/ авт.-сост. Л. П. Арефьева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
  8. Русский язык. 1–4 классы: тесты для обобщающего контроля/ авт.-сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Русский язык. 1–4 классы: активные формы и методы обучения/ сост. Т. В. Лисицина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах / авт.-сост. О. В. Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2013.
  12. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. М.: Просвещение, 2014.
  13. Тестовые тренировочные задания по русскому языку. Т.В.Губернская. Издательство «Эксмо», 2010.
  14. Многоуровневые тесты по русскому языку. Е.П.Черногрудова. Изд. «Экзамен», г. Москва, 2010.
  15. Типовые тестовые задания по русскому языку за курс начальной школы. Сост. В.В.Никифорова. – М., ВАКО, 2012
  16. Словарные диктанты на все правила русского языка. И.М.Стронская. Изд. дом «Литера», С.-П., 2008
  17. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов. М.И.Кузнецова. М., С-П., Просвещение, 2011.

Для учащихся:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. - М. :Вентана – Граф
  2. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова «Прописи» №1, №2, №3. - М.: Вентана – Граф,
  3. Л.Е. Журова,  С.В. Иванова. Русский язык. 1, 2, 3, 4 кл.- М.: Вентана – Граф
  4. Л.А. Ефросинина Русский язык: рабочая тетрадь для учащихся 1 2, 3, 4 классов общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф,

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
  4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
  5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru

Информационно-коммуникативные средства.

1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс». – (CD-ROM).

2. ЭОР. Русский язык. 1 класс. Вентана-Граф.

Наглядные пособия.

  1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).
  2. Алфавит. Печатные и рукописные буквы.
  3. Лента букв.
  4. Словарные слова. Набор таблиц.

Технические средства обучения.

Компьютер.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

10. Планируемые результаты изучения учебного предмета

             4 класс

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

  • начальную форму глагола;
  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

  • определять спряжение глагола;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
  • безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

               Выпускник к концу обучения  научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить:

  • начальную форму глагола;
  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи:

-        определять спряжение глагола;

-        устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-        разбирать по членам простое двусоставное предложение;

-        использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов;

-        проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания:

-        непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого  двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;        
  • находить наречие и имя числительное в тексте;        
  • применять правило правописания суффиксов глаголов -ива/-ыва,-ова/-ева;

-        применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;        

  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;        
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;        
  • применять правило слитного и раздельного написания числительных;        
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;        
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;        
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);        

-        письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

-        соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

11.Приложения

Национально - региональный компонент

В законе «об образовании» (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона.

Национальный региональный компонент стал очень актуальной темой в образовании. Современный человек должен восстановить и сохранить связь с прошлым, настоящим и будущим. Использование материала с региональным компонентом на уроках несет очень большой объем знаний по различной тематике: составление предложений о родном крае, составление рассказа по картинам художников, беседа о достопримечательностях района, о традициях бурятского народа, работа с художественными текстами писателей Бурятии.

Введение национально – регионального компонента в программу русского языка предполагает:

 *Анализ текстов, приемы в сопоставлении. Сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора.

*Использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;

    *Использование стихотворений бурятских поэтов;

    *Составление предложений о природе Бурятии, о Байкале.

    *Нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;

 *Описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).

4 класс

                 Тема урока

НРК

1.

Урок 6. Повторение

Намжил Нимбуев  "Что за весна..."

Что за весна! На площадях черемуха так буйно расцветает,

Как будто стаи белых лебедей.

С предсмертной песней в воздухе летают.

1.К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

2.Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА составьте предложения.

2.

Урок 12. Морфологический разбор имени существительного.

Пословицы бурятского народа.

 1.Будет голова – найдется и шапка.

2.Быстрый ручей до устья не дотечет. 

Объясни смысл пословиц. Сделать морфологический разбор имен существительных.

3.

Урок 16. Повторяем признаки имени прилагательного.

Бурятские имена.

Объясни значение бурятских имен наших одноклассников.

4.

Урок 22. Типы текста.

В.Стародумова "Омулевая бочка"                           

 Над рыбными угодьями, сказать надо, хозяйничали тут ветры-великаны - Култук и Баргузин,  попервости – хорошие приятели. А страшилищами были оба - словами не передать! Густые волосы разлохмачены, пеной брызжут почище бесноватых,  пойдут гулять по морю - света белого не увидишь! Любили они друг к другу в гости ходить - поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка чудесная – бочка омулевая.

 Напишите свое продолжение истории о двух ветрах – великанах..                                                                                                                                                                                                          

5.

Урок 32. Синтаксический разбор предложения.

Бурятская сказка «Журавль»

Собрал журавль птиц со всего мира. Захотел он стать их царем. Сделать синтаксический разбор предложений

6.

Урок 35. Знаки препинания  при однородных членах предложениях.

Фольклор бурятского народа (загадки)

Без ног – бежит, без ногтей – карабкается, без крыльев – летает, без стойбища – кочует. (Туча, облако). 

Найти в предложении  однородные члены, расставь знаки препинания.

7.

Урок 42. Глагол как часть речи.

Бурятская сказка «Журавль»

Выписать слова, обозначающие действия журавля.

8.

Урок 47. Начальная форма глагола.

Д. Батожабай «Сказание о храбром баторе Сэнгэ» (отрывок)

Поставить глаголы в начальной форме.

9.

Урок 51. Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Д. Жалсараев «Жаворонок»

 Выписать глаголы 2 лица единственного числа.

10.

Урок 62. Текст.

Бурятские пословицы

Подбери пословицы с противопоставлением.

11.

Урок 68. Текст.

Н. Дамдинов «Четыре неба»

 Разбор по составу слова.

12.

Урок 71. Правописание глаголов.

Бурятские приметы и пословицы

1.Чем мерзнуть в дороге, лучше сгибаться под ношей.

2. Кто надеется на соседа – остается без пищи, кто надеется на других – остается без денег.

3. Коня упустишь – поймаешь, слово обронишь – не поймаешь. 

Спиши, вставь, где необходимо мягкий знак.

13.

Урок 75. Правописание глаголов.

Бурятские пословицы и поговорки.

1.Быстрый ручей до устья не дотечет.

2.Какой палец не укуси – одинаково больно. 

Найти  -не с глаголами

14.

Урок 108. Как образуются наречия.

Бурятские загадки

 Выбрать загадки с наречиями.

15.

Урок 126. Слитное и раздельное написание числительных.

Бурятская сказка «Мудрая мышь»

 Выписать имена числительные

16.

Урок 129. Текст.

А. Бальбуров «Нерпы»

 Описать текст.

17.

Урок 133. Словосочетание.

В. Петонов «В лесу»

Бабушка просыпается засветло, идет под навес корову доить. Сэсэгма вскакивает с постели и бежит за ней. 

Выпиши словосочетания.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

В соответствии с минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальных классов, обозначенными в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку  проводятся  диагностические работы.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
  • установить уровень овладения учебной деятельностью;
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

                                                                            4 класс

Итоговый диктант за 1 четверть

Ночная радуга

Однажды я ночью увидел радугу!

В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.                  (70 слов)

Орфографическое задание

1 вариант

  1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Подчеркните орфограмму.
  2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.
  1. Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.
  2. Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.
  3. На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

                                                 2 вариант

  1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой « Разделительный ь» и напиши еще два слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
  2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.
  1. Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спину уши заснул.
  2. Искры костра взвивались падали шипели.
  3. Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.

Итоговый диктант за 2 четверть

Ежик

По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку еж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдешь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

Днем и ночью таскал еж в норку листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверек в свое логово и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдет, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в теплой норке до весны. Будут ему сниться лесные .                                                         (75 слов)

Орфографическое задание

  1. вариант

1.Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

тян…м, корм…м,вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м

2.Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся» и ться в глаголах».

  1. вариант

1.Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Отметь окончания.

Варить, вертеть, начинать, читать

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак».

                                   Итоговый диктант за 3 четверть 4 класс

Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчелы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь ее- почернеет корешок.

На холмах ветер начисто срывает с деревьев сухую листву, кружит ее в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю сплошь покрывает желтая фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.

Засветло прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.                                                           (74 слова)

Орфографическое задание

1вариант

  1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:
  1. Слова с орфограммой в корне;
  2. Слова с орфограммой в суффиксе;
  3. Слова с орфограммой в окончании.

в лесу, думает, клеить, смешной, беседовать, первого

  1. Запиши словами числительные 8, 11, 31, 106.

2вариант

     1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:

1)Слова с орфограммой в корне;

2)Слова с орфограммой в суффиксе;

3)Слова с орфограммой в окончании.

сеять, стрела, бросит, хвалить, пятому, скидывать

2. Запиши словами числительные 9, 30, 44,105.

Итоговый диктант за 4 четверть

Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идешь – только разноцветные камешки под ногами звенят. На теплую дорожку вылетели белые, желтые, голубые  бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пестрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.                                                                        (81 слово)

Орфографическое задание

1вариант

  1. Выпиши из текста диктанта три слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова.
  2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

В доме, у мыши, по тропинке, на пристани

2вариант

  1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах
  2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

подъезд, объявление, подъехал, объезд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...