Конспект урока "Учимся определять род, число, падеж имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Начальная шкорла 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_19.04.17g.docx | 43.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 3А |
Учитель | Хуснутдинова Гульфина Салимджановна |
Программа | «Начальная школа XXI века» |
Учебник | Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 2й часть. – М.: Вентана-Граф |
Тема урока | Учимся определять род, число, падеж имен прилагательных |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Цель | Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся. Выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий |
Задачи | Научить определять род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного, с которым оно связано Развивать критическое мышление, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся. Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками |
Проблема | Как определить род, число, падеж имен прилагательных |
Формируемые УУД | Предметные: - Уметь определять род, число, падеж имен прилагательных по числу, роду и падежу имени существительного, с которым оно связано Личностные: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -проводить самооценку на основе критерия успешности; -прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок. Метапредметные: Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий для решения задачи; -определять и формулировать тему и цель урока; - разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий. Познавательные: - добывать нужную информацию; - делать выводы на основе обобщения; -разрешать проблемную ситуацию; -уметь работать индивидуально и в паре; - ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. |
Оборудование | -Мультимедийный проектор; -Экран; -Компьютер; - Слайд-презентация; -Лист самооценки индивидуальных достижений |
Формы работы | фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная. |
Методы | Постановка и решение проблемных ситуаций, наглядные, практические методы, приёмы критического мышления, использование ИКТ |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | - Добрый день! - Ребята, приложите руку к сердцу. - Что вы чувствуете? Это бьются наши сердца. - Про кого так говорят: «У вас доброе сердце!»? - А каким человеком хочет быть каждый из вас? - Я очень хочу, чтобы ваши желания исполнились! – Сейчас урок русского языка. – Чего ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы...» – А что необходимо сделать, чтобы у нас все на уроке получилось? – Мы настроили себя на деловой лад, серьёзную работу. Пусть все у нас получится! -Девизом нашего урока будет: «Добрая слава лучше богатства» - Как понимаете смысл этого высказывания? - Перед вами лежат листы «Мои достижения» -Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной системе. | Высказывают свое мнение Объясняют смысл пословицы Оценивают свою готовность к уроку на листах «Мои достижения» | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Чистописание | - Откройте тетради, запишите число, и вид работы с соблюдением орфографических правил Создание учебной ситуации Даны слова: яблоко, рисовать, арбуз, юла Задание: -Вам нужно составить буквосочетания для чистописания В эти буквосочетания должны войти первые буквы слов среднего рода и мужского рода по формуле М.р ср.р. ая Ср.р ср.р яя -Запишите данные буквосочетания, соблюдая правила каллиграфического письма ая яя Добрая слава лучше богатства. - Могут ли быть эти буквосочетания значимой частью слова? - Как она называется? - У какой части речи могут быть такие окончания? - С какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? | Работают в тетради Выполняют задания учителя Записывают буквосочетания и пословицу, соблюдая правила каллиграфического письма Определяют, что это окончания, говорят определение Высказывают свое мнение | Регулятивные УУД: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные УУД: - постановка и решение проблемы, -анализировать, проверять, фиксировать информацию. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - Напишите все, что вы знаете про имя прилагательное в столбце таблицы «Знаю» 1.Определение имени прилагательного. - Найти все имена прилагательные. Сосчитайте их. Маленькое солнце На моей ладошке- Белая ромашка На зелёной ножке. С белым ободочком Жёлтые сердечки… Сколько на лугу их, Сколько их у речки! - Кто сколько нашел? Давайте проверим. - Оцените свою работу в листах «Мои достижения» «5»- нашли 5 прил. «4» - 4 прил. «3» -3 прил. «2» - 1-2 прил. 2. Проведем прием «Верные и неверные утверждения». - Перед вами на столах лежат утверждения. - Поработаем в паре. - Какие правила работы в паре нам необходимо соблюдать? - Обсудите и укажите «верные» утверждения знаком «плюс» и «неверные» - знаком «минус». На эту работу – 1 минута. 1.Верно ли, что имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что? 2.Верно ли, что имя прилагательное обозначает признак предмета 3.Верно ли, что имена прилагательные связаны с именами существительными 4.Верно ли, что имена прилагательные в предложении чаще всего являются дополнениями 5.Верно ли, что нельзя определить род, число и падеж имен прилагательных - Проверяем по эталону. - Оцените работу своей пары в листах «Мои достижения» по количеству правильных ответов: «5» - 5 правильных «4» - 4 правильных и т.д. - Какие затруднения возникли? | Записывают все, что знают про имя прилагательное в столбце таблицы «Знаю» Выполняют задание Оценивают свою работу в листах «Мои достижения» Работают в паре с «Верные и неверные утверждения». Повторяют правила работы в паре. Оценивают свою работу в паре в листах «Мои достижения» Выявляют затруднения | Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - определять правила работы в парах; Предметные УУД: - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов; уметь объяснять простейшие алгоритмы при работе с заданием. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Постановка учебной задачи | - Предположите, какова тема нашего урока. - Правильно. Сегодня на уроке будем учиться определять род, число, падеж имен прилагательных. Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - Напишите все, что вы не знаете и хотите узнать про имя прилагательное в столбце таблицы «Хочу узнать» - Какие цели и задачи поставим перед собой - Давайте, составим план работы | Называют тему урока Записывают все, что не знают и хотят узнать про имя прилагательное в столбце таблицы «Хочу узнать» С помощью учителя определяют цель урока, задачи и составляют план | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке |
Поиск решения (открытие нового знания) | 1. Детям раздаются карточки со словами: яблоко, книга, ученик, умный, спелое, интересная, весёлые - Ребята, к доске выходят только те, у которых на карточках записаны имена существительные. - Остальные ребята, посмотрите на свои слова и найдите себе пару - товарища. - Как нашли себе пару? - Правильно по роду имени существительного. -Определите род имени прилагательного, связанного с существительным «книга» - На какой вопрос отвечает прилагательное женского рода, и какие имеет окончания? Аналогичная работа со словосочетаниями «спелое яблоко», «умный ученик» - Максим, почему ты не нашел себе пару? - А как ты определил, что это имя прилагательное множественного числа? - На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа? - А у прилагательного «весёлые» мы можем определить род? 2. Задание на карточке: - К данным именам прилагательным подобрать подходящие имена существительные и определить род и число имени прилагательного. 1.Мягкий, тёплый, пушистый…..(….род, …ч.) 2.Сложная, незнакомая, интересная…(….род, …ч.) 3. Весёлые, смешные, озорные…….(…род, …ч) 4.Яркое, ласковое, весеннее…..(….род, …ч.) 5.Высокий, стройный, красивый…….(….род, …ч.) Взаимопроверка. - Оцените работу своего товарища в листах «Мои достижения» по количеству правильных ответов: «5» - 5 правильных «4» - 4 правильных и т.д. 3. Могут ли имена прилагательные изменяться по падежам. У высокого дуба, солнечным днем, на новой странице, в левую сторону, к любимой бабушке, по песчаному дну, с верхнего этажа, под большой сосной. | Работают у доски. Наблюдают, как определить род имени прилагательного, делают выводы Делают вывод: род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Делают вывод: имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе. Число имени прилагательного определяем по существительному, с которым оно связано. Оценивают работу своего товарища в листах «Мои достижения» 1 ученик работает у доски, комментируя свои действия. Делают вывод: падеж имени прилагательного определяем по существительному, с которым оно связано. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в материале; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; |
Первичное закрепление нового материала | 1.Работа в группе: - Разработаем алгоритм последовательности действий для определения таких грамматических признаков прилагательного, как род, число, падеж. Задание 1 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания берёзовая роща. (Детям выдаются разрезные полоски-карточки и лист: определяю род, определяю число, определяю падеж. Дети определяют последовательность действий и приклеивают на листе согласно нумерации полоски-карточки.) Задание 2 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания по синему небу (Детям выдаются разрезные полоски-карточки и лист «Алгоритм определения рода, числа, падежа прилагательного: ставлю сущ. в начальную форму, определяю род, определяю число, определяю падеж. Дети определяют последовательность действий и приклеивают на листе согласно нумерации полоски-карточки.) Задание 3 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания весёлой песни. Задание 4 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания добрыми сказками. Задание 5 группы: Составить алгоритм определения рода, числа, падежа для словосочетания о школьной жизни. 2.Самостоятельная работа ( разно уровневые карточки) Выплыло на ……. небо …….солнце. Жаворонок выпорхнул из …..гнезда и запел ……песенку. Заяц побежал по …..лугу за….травой. Слова для справок: сочной, голубое, серебристую, родного, красное, росистому 1 уровень: вставить подходящие по смыслу слова; подчеркнуть имена прилагательные; 2 уровень: вставить имена прилагательные; определить род, число и падеж имён прилагательных | Повторяют правила работы в группе. Работают в группе, составляя алгоритм нахождения рода, числа и падежа имен прилагательных в словосочетаниях, данных для каждой группы. Выполняют самостоятельную работу, выбирая задание по желанию | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия учебной деятельности. (итог урока) | -Над какой учебной задачей мы с вами работали на уроке? Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - Напишите все, что вы узнали про имя прилагательное в столбце таблицы «Узнал» Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Какой был урок? Какое настроение? А какими вы были на уроке? - Использовать имена прилагательные! - Оцените всю свою работу на уроке, подведя итог в листе «Мои достижения» | Записывают все, что узнали про имя прилагательное в столбце таблицы «Узнал» | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Обязательный уровень: стр.138 упражнение 510; по желанию – придумать 5 предложений на тему «Весна», употребляя имена прилагательные | Записывают домашнее задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Определи род, число, падеж прилагательных
Дорогие ребята! Потренируйтесь, пожалуйста, в определении рода, числа и падежа прилагательных. Удачи!...
учебно-методический комплект по русскому языку (конспект урока+ презентация) "Изменение по падежам имен прилагательных", 2 класс, ШР
конспект урока по русскому языку + презентация....
Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс
Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...
Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа"
Конспект урока "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, единственного числа" разработан на основе образовательной программы «Школа России» в со...
Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...