Открытый урок по русскому языку на тему "Синонимы" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Синонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sinonimy.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием синонимический ряд;
Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.
Ход урока
- Организационный момент (Слайд 1)
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, не переживайте. Посмотрите, на столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Улыбнитесь друг другу и гостям! И мы начнем наш урок.
II. Актуализация прежних знаний.
(Слайд 2)
-Посмотрите на экран.
(на экране вопросы выходят по очереди. Каждая выделенная буква по очереди пишется на доске на стикерах. Первую букву пишет учитель, остальные ученики ).
- Найди безударный гласный звук в слове лисица. (лисица)
- Назови непарный согласный звук по глухости звонкости в слове бант. (бант)
- Подбери проверочное слово к слову мороз в форме множественного числа. (морозы)
- Скажи окончание в слове уроки. (уроки)
- Назови суффикс в слове осенний. (осенний)
- Что имеет своё значение? (слово)
- Как называются слова, которые имеют одно значение? (однозначные)
- Что можно сказать об этих словах: колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла? (многозначные)
- Давайте посмотрим, какие буквы мы написали? (и, н, ы, и, н, с, о, м)
III. Самоопределение к деятельности.
(Слайд 3)
- Какое слово можно составить из данных букв?
- Какое слово получилось? (синонимы)
- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (о синонимах)
-Мы первый раз изучаем эту тему?
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока? (расширить знания о синонимах)
- А что нужно нам сделать, чтобы добиться этой цели? Сформулируйте задачи урока. (Научиться подбирать синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи, расширить свой словарный запас). (Слайд 4)
IV. Работа по теме урока
(Слайд 5)
- Для достижения нам помогут некоторые задания
(На экране задание. Сгруппируй данные слова)
- По каким признакам вы сгруппировали слова? ( имена прилагательные, имена существительные, глаголы)
- Какие слова вы отнесли к первой группе? (Медленный – небыстрый, неторопливый, неспешный, медлительный).
Что вы можете о них сказать? (Это слова близкие по значению, отвечают на вопрос, какой? - прилагательные).
- Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Конь – жеребец, лошадь – им. существительные, отвечают на вопрос кто?)
- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Грустить – печалиться, горевать, унывать – глаголы, отвечают на вопрос что делать?).
- Почему вы решили, что это синонимы? (это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же, являются одной и той же частью речи).
Вывод: Значит это слова одной и той же части речи.
- Молодцы. Давайте убедимся, правильно ли мы думаем. Открыли учебники на страницу 64 и прочитаем правило.
Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату и чистописание. Какое слово? Прочитайте. (Синонимы)
- Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Синонимы делают нашу речь выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)
-Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.
- Когда мы говорим Отчизна, а когда Родина? (Ответы детей)
- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.
(Слайд 6) (На экране стихотворение).
- Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
- Все ли слова понятны? (Зябнет (çÿçенет), дрожит (чěтрет), стынет (сивěнет), мерзнет (шăнать)
- Как называются эти слова? (Синонимы-глаголы. У них одно лексическое значение и отвечают на один вопрос «что делать?»)
- Скажите, пожалуйста, в каком значении эти слова? В прямом или в переносном? (В переносном.)
- Запишем эти слова в тетрадь. (Один ученик пишет у доски).
(Слайд 7)
- Посмотрите на эти синонимы. К слову мерзнет, нашли три слова, близких по значению. Это явление называется синонимическим рядом. Значит группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом.
Вывод: Значит, что мы узнали? ( Что есть синонимы, есть синонимы в прямом и переносном значениях, синонимический ряд)
- Чтобы лучше понять мы должны потренироваться, закрепить полученные знания. Для этого поработаем в группе.
(Слайд 7)
- Запишите на листочек самый длинный синонимичный ряд (большее количество слов) к данному слову:
(Слайд 8) 1 группа: успех (достижение, победа, удача, завоевание, триумф, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат)
2 группа: чудный (красивый — неестественный — превосходный — прекрасный — хороший — чудесный — дивный — удивительный — волшебный)
- Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю синонимов.) (Дети находят примеры слов в словаре синонимов)
(Слайд 9 +музыка)
Физкультминутка
Поесть и подкрепиться,
Спешить и торопиться,
Пернатые и птицы,
Колы и единицы,
Потерянный – пропавший,
Сверкающий – блестящий,
К любому слову мы найдём
Синоним подходящий.
VII.Закрепление изученного материала
(Слайд 10) (Работа в паре. Раздаю листочки.)
- Соедините линиями слова-синонимы.
Аплодисменты доносчик
вождь удача
аромат глава
воин боец
гроздь стужа
ябеда рукоплескание
успех запах
холод кисть
(Коллективная проверка)
- А сейчас проверим, все ли пары правильно выполнили задание.
Какими частями речи являются эти слова? (Именами существительными)
Работа по учебнику
- Индивидуальная работа.
Упр. 3 стр. 64. Прочитайте задание. (Подобрать синонимы к выделенным словам. Записать по образцу).
(Коллективная проверка)
2. Работа с текстом. Работа в группе.
(Слайд 11) Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке)
Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.
Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.
- Прочитайте текст. Понравился вам текст?
-А что нужно делать? (Заменить слова)
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
(Слайд 12)
- Посмотрите, в предложении Деревья в парке были большие можно поставить вместо слова большие слово взрослые? (Нет)
- Подумайте, всегда ли взаимозаменяемы эти синонимы? (Не всегда одно слово заменяется другим).
Вывод: Надо знать значение слова. А если не знать получаются смешные ситуации. В анекдотах люди используют, то есть тот, кто составляет, этот языковый недостаток. Получается смешно.
IV. 1. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? Все свои задачи выполнили? А может, проверим?
2. Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.(Слайд)
Разгадай кроссворд «Синонимы»
По горизонтали. По вертикали.
2.Актёр (артист) 1.Занемочь (заболеть)
4. Источник (родник) 3.Отечество (родина)
5. Пилот (лётчик)
6. Преданный (верный)
7. Беспокойство ( тревога)
- Действительно, справились с задачами урока, получили новые знания.
VI.Домашняя работа
- Стр. 62-63 прочитать текст.
- Подобрать синонимичный ряд к слову радость.
- В начале урока у всех было творческое настроение. Ребята, вы получили чувство удовлетворения от своей работы? (Ответы детей).
- Сегодня вы все работали на отлично, спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".
Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение". Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков....
открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.
открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Содержание I. Организационный момент II....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания От...
Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»
Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...