Настоящее время глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс (Начальная школа XXI века)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastoyashchee_vremya_glagola_.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 71 «____» ____________ 20___г.
Тема урока: Настоящее время глаголов.
Цели: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам; с глаголами в форме настоящего времени; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени; развивать умение правильно писать безударные окончания глагола; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Оборудование: средства мультимедиа.
УМК: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. Русский язык в двух частях.
Кузнецова М.И. Тетрадь «Пишем грамотно» в двух частях; тетрадь «Учусь писать без ошибок» («Начальная школа XXI века»)
Этапы урока | Характеристика деятельности | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Организация класса. Прозвенел звонок весёлый | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие. |
- Записать глаголы под диктовку, выделить окончания, определить спряжение. Веришь, работаете, едет, мешают, является. - Что объединяет эти слова? (глаголы несовершенного вида, которые стоят в личной форме) - Отгадайте ребус. ’’’сосна 100 ящик ’’ Е е (настоящее) - Из первых букв каждого слова образуйте новое слово. (время) - О какой группе слов пойдёт речь на уроке? (о глаголах) - Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое «время». Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками» - Но, как вы понимаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь не о простом времени.
- Какова тема нашего урока? - Какие цели и задачи поставим перед собой?
| Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; учатся понимать причину успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха; обнаруживают умение преодолевать трудности |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
- Прочитайте и сравните предложения. - Найдите и назовите в каждом предложении глагол. - Заполните таблицу. В колонку со словом настоящее запишите глагол, называющий действие, которое происходит сейчас; в колонку со словом прошедшее – глагол, обозначающий действие, которое уже было; в колонку со словом будущее – глагол, обозначающий действие, которое произойдёт в будущем. Вывод: глаголы изменяются по временам. - Сравните свои выводы с выводами в учебнике.
Учащиеся записывают в таблицу вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Плывёт, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит. Физкультминутка |
Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: управлять. поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Реализация построенного проекта. |
Вывод: личное окончание является показателем настоящего или будущего времени. - Что является показателем настоящего и будущего времени? (личное окончание глагола) Учащиеся заполняют таблицу
Образец: глагол хожу – 1 л., окончание –у, настоящее время, выписываю.
У каждой группы лист с заданием.
Говорить – н. в., говорю; Сказать – с. в.; Писать – н. в., пишу; Написать – с. в. Вывод: от глаголов совершенного вида нельзя образовать глагол настоящего времени.
| Предметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
|
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Гудеть – гужу, жужжать – жужжу, дышать – дышу, благодарить – благодарю.
Живёт – н. в., 3 л.; Пьёт – н. в., 3 л.; Укрывается – н. в.,3 л.; Умывается – н. в., 3 л. Топочет – н. в., 3 л.; Танцует – н. в., 3 л. |
|
Информация о домашнем задании | Тетрадь 1, с 50, 51, упр. 1, 2 – по выбору. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | 1. Итог урока. - Изучение этой темы не заканчивается, знакомство со следующими грамматическими признаками глагола продолжится в старших классах. - Что для вас стало открытием на уроке? - Что вы узнали о глаголах настоящего времени? 2. Самоанализ. Рефлексия. Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке сегодня. Смелость города берёт Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Спустя рукава | Познавательные: рефлексия способов и условий. Регулятивные: применять установленные правила. |
Приложение 1
Время | Настоящее | Прошедшее | Будущее |
Пример | |||
Что обозначает | |||
Изменение по лицам | |||
Вид |
Приложение 2
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Говорить – ______________________________________ Сказать – _______________________________________ Писать – ________________________________________ Написать - ______________________________________
_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Используемая литература:
- В.И. Даль Толковый словарь русского языка.
- А. Ундзенкова, О. Сагирова Русский с увлечением! (сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками)
- В.И.Ковалько Школа физкультминуток.
- Начальная школа XXI века С.В. Иванов, М.И. Кузнецова Русский язык Комментарии к урокам, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глагол: "Настоящее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"
Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола", УМК "Гармония"....
Конспект урока по теме"Настоящее время глагола"
Конспект урока по теме "Настоящее время глагола"...
Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"
Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока в 4 классе «Настоящее время глагола»
Данная технологическая карта урока будет интересна учителям, работающим в 4 классах по учебнику "Русский язык. 4 класс"автор авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана...
Материалы к уроку русского языка "Настоящее время глагола"
Конспект урока и презентация к уроку "Настоящее время глагола"...
Урок русского языка по теме: "Настоящее время глагола"
Урок русского языка в 4 классе по программе: "Начальная школа XXI века"....