Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Хрипченко Марина Александровна

Конспект урока обучения грамоте предназначен для учителей, работающих по программе Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по обучению грамоте 1 класс, Школа России

  Тема: Разделительный мягкий знак (Ь) и его роль в словах.

 Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

 - познакомить с буквой мягкий знак как знаком, разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов.

Научить различать мягкий знак, указывающий на мягкость согласных звуков, и разделительный мягкий знак в словах.

Совершенствовать  орфографическую зоркость.

Формировать  умение грамотного, осознанного чтения текста, рассуждать над прочитанным произведением, анализировать его.

 Воспитывать желание учиться и делать открытия. 
Воспитывать умение слушать других. 

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать учебную задачу

- самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- поиск и выделение необходимой информации;

- способность и умение производить простые логические действия (анализировать, сравнивать).

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения объяснять свой выбор, строить монологические высказывания, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.

                                         Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Формирование УУД

Организ. момент

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Будем мы учиться!

Проверка готовности к уроку

Формирование положительного настроя на урок

Актуализация опорных знаний

- Живет в нашей Азбуке известный фокусник. Как его зовут, я предлагаю вам угадать.

Мягкий голос, мягкий шаг

Это буква….(мягкий знак)

- Скажите, ребята, а почему он себя называет фокусником?

Дети: Указывает на мягкость согласного звука, не обозначает звука, дружит с согласными буквами, стоит на конце и в середине слова

( Вывешивает учитель печатный мягкий знак)

- Придумайте слова с мягким знаком на конце слов, в середине слов. (Дети  отвечают)

На доске появляются слова: ДЕНЬ ПЕНЬ, КОНЬКИ, ДЕНЬКИ.

-Посмотрите внимательно, и скажите, какую роль играет мягкий знак в этих словах (Указывает мягкость согласного звука).

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Выдвижение гипотез их обоснование

Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию

Формирование умения доносить до собеседника свою точку зрения;  умения  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Работа по теме урока

- В Азбуке живут 2 брата - близнеца. Одного зовут Мягкий знак, а другого Разделительный твердый знак. Они были ужасными шалунами, и все время спорил, кто из них главнее. А вы можете ответить на этот вопрос, кто главнее? (Высказывают свое мнение).

Наверное, нам не все известно о букве мягкий знак. Какую еще роль он играет в словах? И какие это слова? На этот вопрос мы должны найти ответ на уроке. И поможет нам Азбука.

Формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Изучение нового материала

Работа по учебнику «Азбука»

   Чтение слов

-Прочитайте слова 1-го столбика парами

 Солю – солью

Полю - полью

Коля - колья

Попробуем объяснить значение каждого слова. Используем толковый словарь. ( Ответы детей)

- Что сделал разделительный мягкий знак со словами, когда встал в середину слов? Дети: Изменился смысл слов

-Вы говорили, что мягкий знак не дружит с гласными буквами, а что в этих словах? Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак? (Я, Ю)

Работа со схемами у доски. Слова Солью, полью, колья.

Мы видим в конце одну гласную букву, а слышим 2 звука, каких? Назовите? ( Ответы детей)

Обозначим цветными карандашами эти звуки в словах.

-Какие звуки разделяет мягкий знак при произношении?( л`- й`)

- А какие буквы он разделил на письме? (Согласные от гласных).

Прочитаем слова 2-го столбика

Деревья

Листья

Сучья

-С какой гласной буквой дружит разделительный мягкий знак? (Я)

-Сколько звуков обозначает эта буква после разделительного мягкого знака?

-Прочитайте все слова  весело. А теперь грустно.

-Что объединяет эти слова? (Общая тема?)

- Придумаем предложения с этими словами.

Прочитаем слова 3-го столбика

Бельё

Зверьё

Вьюга

-Перед какой буквой разделительный мягкий знак (Ё) Сколько звуков мы слышим и какие? (й`, о`).

- Подумайте, почему мягкий знак называют еще разделительным знаком? (Разделяет согласные от гласных)

- Перед какими гласными пишется этот знак? (Е, Е, Ю., Я). О чем предупреждает нас разделительный мягкий знак? (2 звука обозначают хитрые гласные)

Подведем итог, какую роль выполняет разделительный мягкий знак?

( Указывает на мягкость согласного звука и отделяет при написании согласную от гласной буквы)

Формирование умения слушать и слышать учителя, другого ученика

Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию

Формирование связной речи

Физминутка

Повторяем движения героев на экране.

Работа в прописи

  1. Письмо разделительного мягкого знака с гласными буквами (е,ё,я ю)

- С какими гласными верхнее соединение?

- С какими нижние соединение-качелька)

Прописывают в воздухе под счет букву мягкий знак с верхним и нижним соединением.

  1. Запись слов по заданию учителя. Листья, сучья.

-Поставьте ударение, подчеркните разделительный мягкий знак в словах.

3) Запись предложения с комментированием.

Формирование каллиграфического навыка письма.

Работа по вариантам

У каждого по 6 слов; 2 ученика работают у доски

Вариант 1. – подчеркнуть простым карандашом слова с мягким знаком, смягчающим согласные звуки. Лань, поленья, тетрадь, воробьи, полозья, коньки.

Вариант 2- подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. Льеёт, дождь, вьюга, зверьки, деревья, соловьи.

Взаимопроверка и проверка выполнения заданий на доске.

Формирование навыка самостоятельной работы.

Формирование умения контролировать выполнение действий.

Работа с табло

-Посмотрите  и скажите, с какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?- А все ли гласные обозначают после разделительного мягкого знака 2 звука?  (Нет, буква И обозначает один звук). Прочитайте слова, где после разделительного мягкого знака пишется буква И.

Формирование умения работать с текстом, умения анализировать и находить главное.

Итог урока

--Где пишется в словах разделительный мягкий знак?

-Какую роль он играет?

-О чем нас предупреждает?

Напомните, какая тема урока у нас?

-Были ли правы братья, когда спорили, кто из них  главнее? (Каждый выполняет свою роль, главные оба).

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.

Рефлексия

На столах у вас карточки с настроением. Поднимите ту, карточку, которая сейчас соответствует вашему настроению.

Формирование умения адекватно оценивать свою работу.

 Используемая литература:

Сайт https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/obuchieniie-ghramotie-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak

Справочные материалы http://tutrus.com/orthography/myagkij-znak

Интернет урок  https://interneturok.ru/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-upotrebleniya-razdelitelnogo-i-znakov

Урок развития речи  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/06/urok-razvitiya-rechi-v-1-klasse-razdelitelnyy-myagkiy



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...