Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока обучения грамоте предназначен для учителей, работающих по программе Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс, Школа России
Тема: Разделительный мягкий знак (Ь) и его роль в словах.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
- познакомить с буквой мягкий знак как знаком, разделяющим согласные от гласных на письме и в произношении слов.
Научить различать мягкий знак, указывающий на мягкость согласных звуков, и разделительный мягкий знак в словах.
Совершенствовать орфографическую зоркость.
Формировать умение грамотного, осознанного чтения текста, рассуждать над прочитанным произведением, анализировать его.
Воспитывать желание учиться и делать открытия.
Воспитывать умение слушать других.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу
- самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение производить простые логические действия (анализировать, сравнивать).
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить монологические высказывания, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Формирование УУД |
Организ. момент | Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Будем мы учиться! Проверка готовности к уроку | Формирование положительного настроя на урок |
Актуализация опорных знаний | - Живет в нашей Азбуке известный фокусник. Как его зовут, я предлагаю вам угадать. Мягкий голос, мягкий шаг Это буква….(мягкий знак) - Скажите, ребята, а почему он себя называет фокусником? Дети: Указывает на мягкость согласного звука, не обозначает звука, дружит с согласными буквами, стоит на конце и в середине слова ( Вывешивает учитель печатный мягкий знак) - Придумайте слова с мягким знаком на конце слов, в середине слов. (Дети отвечают) На доске появляются слова: ДЕНЬ ПЕНЬ, КОНЬКИ, ДЕНЬКИ. -Посмотрите внимательно, и скажите, какую роль играет мягкий знак в этих словах (Указывает мягкость согласного звука). -Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. | Выдвижение гипотез их обоснование Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию Формирование умения доносить до собеседника свою точку зрения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
Работа по теме урока | - В Азбуке живут 2 брата - близнеца. Одного зовут Мягкий знак, а другого Разделительный твердый знак. Они были ужасными шалунами, и все время спорил, кто из них главнее. А вы можете ответить на этот вопрос, кто главнее? (Высказывают свое мнение). Наверное, нам не все известно о букве мягкий знак. Какую еще роль он играет в словах? И какие это слова? На этот вопрос мы должны найти ответ на уроке. И поможет нам Азбука. | Формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Изучение нового материала | Работа по учебнику «Азбука» Чтение слов -Прочитайте слова 1-го столбика парами Солю – солью Полю - полью Коля - колья Попробуем объяснить значение каждого слова. Используем толковый словарь. ( Ответы детей) - Что сделал разделительный мягкий знак со словами, когда встал в середину слов? Дети: Изменился смысл слов -Вы говорили, что мягкий знак не дружит с гласными буквами, а что в этих словах? Перед какими буквами стоит разделительный мягкий знак? (Я, Ю) Работа со схемами у доски. Слова Солью, полью, колья. Мы видим в конце одну гласную букву, а слышим 2 звука, каких? Назовите? ( Ответы детей) Обозначим цветными карандашами эти звуки в словах. -Какие звуки разделяет мягкий знак при произношении?( л`- й`) - А какие буквы он разделил на письме? (Согласные от гласных). Прочитаем слова 2-го столбика Деревья Листья Сучья -С какой гласной буквой дружит разделительный мягкий знак? (Я) -Сколько звуков обозначает эта буква после разделительного мягкого знака? -Прочитайте все слова весело. А теперь грустно. -Что объединяет эти слова? (Общая тема?) - Придумаем предложения с этими словами. Прочитаем слова 3-го столбика Бельё Зверьё Вьюга -Перед какой буквой разделительный мягкий знак (Ё) Сколько звуков мы слышим и какие? (й`, о`). - Подумайте, почему мягкий знак называют еще разделительным знаком? (Разделяет согласные от гласных) - Перед какими гласными пишется этот знак? (Е, Е, Ю., Я). О чем предупреждает нас разделительный мягкий знак? (2 звука обозначают хитрые гласные) Подведем итог, какую роль выполняет разделительный мягкий знак? ( Указывает на мягкость согласного звука и отделяет при написании согласную от гласной буквы) | Формирование умения слушать и слышать учителя, другого ученика Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию Формирование связной речи |
Физминутка | Повторяем движения героев на экране. | |
Работа в прописи |
- С какими гласными верхнее соединение? - С какими нижние соединение-качелька) Прописывают в воздухе под счет букву мягкий знак с верхним и нижним соединением.
-Поставьте ударение, подчеркните разделительный мягкий знак в словах. 3) Запись предложения с комментированием. | Формирование каллиграфического навыка письма. |
Работа по вариантам | У каждого по 6 слов; 2 ученика работают у доски Вариант 1. – подчеркнуть простым карандашом слова с мягким знаком, смягчающим согласные звуки. Лань, поленья, тетрадь, воробьи, полозья, коньки. Вариант 2- подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. Льеёт, дождь, вьюга, зверьки, деревья, соловьи. Взаимопроверка и проверка выполнения заданий на доске. | Формирование навыка самостоятельной работы. Формирование умения контролировать выполнение действий. |
Работа с табло | -Посмотрите и скажите, с какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?- А все ли гласные обозначают после разделительного мягкого знака 2 звука? (Нет, буква И обозначает один звук). Прочитайте слова, где после разделительного мягкого знака пишется буква И. | Формирование умения работать с текстом, умения анализировать и находить главное. |
Итог урока | --Где пишется в словах разделительный мягкий знак? -Какую роль он играет? -О чем нас предупреждает? Напомните, какая тема урока у нас? -Были ли правы братья, когда спорили, кто из них главнее? (Каждый выполняет свою роль, главные оба). | Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор. |
Рефлексия | На столах у вас карточки с настроением. Поднимите ту, карточку, которая сейчас соответствует вашему настроению. | Формирование умения адекватно оценивать свою работу. |
Используемая литература:
Сайт https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/obuchieniie-ghramotie-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak
Справочные материалы http://tutrus.com/orthography/myagkij-znak
Интернет урок https://interneturok.ru/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-upotrebleniya-razdelitelnogo-i-znakov
Урок развития речи https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/06/urok-razvitiya-rechi-v-1-klasse-razdelitelnyy-myagkiy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...