Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кравченко Диана Александровна

Тема: Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи

Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.

Личностные УУД:

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хочу много знать. Хочу много уметь»

Слайд 2

в… р … бей, в… рона , с...бака , … безьяна , г … рох , б … тинки , л … пата, к … стюм

Слайд 3

в о р о бей, в о рона, с о бака, о безьяна, г о рох, б о тинки, л о пата, к о стюм.

Слайд 4

Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.

Слайд 5

Здесь промчался трусливый ………. Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой………. Белочка грызёт приготовленные летом ………… Стучит по стволу дерева ……… Только лежит в своей берлоге……… и сосёт лапу.

Слайд 6

Здесь промчался трусливый заяц. Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой лисицы. Белочка грызёт приготовленные летом грибки и орешки. Стучит по стволу дерева дятел. Только лежит в своей берлоге медведь и сосёт лапу .

Слайд 7

Зерновые культуры - роза, пшеница , хлопок, ячмень , шерсть, рожь , васильки, овес . Профессии - ученик, водитель , повар , учитель , продавец , студент, врач . Игрушки - штанга, мяч , портфель, ручка, кукла , пирамидка , коньки, кубики , юла . Мебель - диван , ковёр, стол , компьютер, шкаф , кровать , телевизор, кресло .



Предварительный просмотр:

Тема: Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи

Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Регулятивные УУД: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные УУД понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, карточки, дополнительный материал

Сценарий урока:

I.  Мобилизующий  этап

Приветствие

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Проверим готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

 -Как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок? Давайте прочитаем девиз нашего урока.

«Хочу много знать. Хочу много уметь». Слайд 1

1.Чистописание.

Слайд 2

-Какая буква пропущена в словах?

-Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?

-Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Обращайте внимание на наклон букв

2. Словарная работа

Запишите словарные слова с пропущенной буквой.

воробей, ворона, собака, обезьяна, горох, ботинки, лопата, костюм.

3. Тренинг «Расселение»

Слайд 3

Распределите  слова на 3 группы по определенным общим признакам.  Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.

По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Бегать, летит, желтеть)

- К какой части речи относятся эти слова?  На какие вопросы отвечают эти слова?  (Глаголы. Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?  (Красный, огромная, бумажное.)

- К какой части речи относятся эти слова?  (Имена прилагательные.)  

- На какие вопросы отвечают слова второй группы? (Какой? Какая? Какое?)

- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Солнце, небо, девoчкa.)

- К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают имена существительные? (Имена существительные Кто? Что?)

-Запишите имена существительные в тетрадь.

ΙΙΙ. Постановка целей и задач урока.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

 Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Так, какая же тема нашего урока?  («Имя существительное и его роль в речи».)

ΙV. Мотивация учебной деятельности

  1. Наблюдение над языковым материалом

-Что мы уже знаем об имени существительном?  (Имена существительные отвечаю на вопросы  кто? Что? Имена существительные обозначают предмет. Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.)

-У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».)

Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)

Машинка, кукла, юла, мяч (Игрушки)

Липа, дуб, береза, ель (Деревья)

Штаны, рубашка, свитер, платье (Одежда)

Планета, спутник, ракета, комета (Космос)

-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?

-Молодцы!

Прочитайте текст.

Слайд 4

Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.

-Все ли понятно в тексте?

-Почему?

-Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?

-Давайте вместе подберем слова.

-Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

-На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях? Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

-Какие слова вставили в 3 предложение?

-На какой вопрос отвечает?

V. Проверка понимания

1. Выборочное списывание

Выполним упражнение С. 9  упр. 9

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.  Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос КТО?

Следующее задание:

2. Осложненное списывание

С. 10 упр. 11.

Объясните, какой частью речи является каждое слово. Над  существительными укажите часть речи так: сущ.

VΙI. Первичное закрепление:

-Перед вами лежат карточки. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.

Зерновые культуры - роза, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии - ученик, водитель, повар, учитель, продавец, студент, врач.

Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.

VIΙI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) Имя существительное - это:

А) часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

2) Имя существительное  обозначает:                                                                              

А) действие предмета;    

Б) предмет;        

В) признак предмета.

3) На какие вопросы отвечают имена существительные?

А) Кто? Что?

Б) Какая? Какое? Какие?

В) Что делать? Что сделать?

4) Какое из однокоренных слов,  является именем существительным?                                                                                                             А) походка;                      

Б) проходил;            

В) проходной.

5) В какой строке все слова являются именем существительным?    

А) рисовать, рисунок, рисование;                    

Б) море, моряк, приморье;                                    

В) лес, лесник, лесной.

- Проверьте свою работу по ключу:

 1) б        2) б       3) а    4) б       5) б

- Подведём итог урока.

-В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

IX. Домашняя работа.

Предлагает выполнить по выбору:

По выбору:

- Стр. упр.10

- Стр. упр. 13

- Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Урок очень интересный. Подобраны и логически распределены разные виды работ на уроке....

Открытый урок по русскому языку "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Урок очень интересный. Много заданий, которые носят разноуровневый характер. Подобраны и распределены лаконично на разных этапах урока разные виды и формы работ....

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

ПедагогическиецелиСпособствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи,определять лексическое значение имен существительныхТип урокаОткрытие новых знаний и с...

Презентация и конспект к уроку "Значение и употребление имён прилагательных в речи".

Презентация и конспект к уроку "Значение и употребление имён прилагательных в речи". 3 класс. УМК "Школа России"....

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс....