Открытый урок по русскому языку "Значение и употребление имён прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Светлана Татьянина

Урок очень интересный. Много заданий, которые носят разноуровневый характер. Подобраны и распределены лаконично на разных этапах урока разные виды и формы работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок по русскому языку88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе (3 триместр)

Учитель: Татьянина С.А.

Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речи

Тип: Открытие нового знания

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи:

  • учить выявлять признаки имен прилагательных;
  • учить определять лексическое значение имен прилагательных;
  • учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • определять лексическое значение имен прилагательных;
  • составлять словосочетания с именами прилагательными

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • планировать результат обучения;
  • делать вывод по наблюдениям;
  • классифицировать слова по общему признаку;
  • обосновывать правильность выполнения задания

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: литературное чтение (тема «Работа над лексическим значением слова»), окружающий мир (описание утки в упр. 110, описание березы в упр.109)

Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., М: «Просвещение» 2012 г., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику.


Ход урока

1.Мобилизующий этап (оргмомент).

Слайд 1.

- Ребята, сегодня на уроке русского языка много гостей. Давайте поприветствуем их.

Стихотворение (читает ученик)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

- Я рада, что у вас прекрасное весеннее настроение.

-Подарили друг другу улыбки и тихо сели.

2. Работа со словом из словаря. Мотивация познавательной деятельности.        

Слайд 2.

Вы сейчас посмотрели друг на друга ласково с приветливой улыбкой.

- Слово ПРИВЕТЛИВО -  новое словарное слово.

- Проблемный вопрос.

Подумайте и скажите, какой частью речи оно является? (Наречием)

- Почему? (ПРАВИЛО Наречие- часть речи, которое обозначает признак действия. Отвечает на вопросы Как? Когда?  Где? Почему?  Зачем?)

- Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Запомните написание этого слова.

-Образуйте имя прилагательное от наречия приветливо. (Приветливый, приветливая, приветливое, приветлив.)

А что вы знаете об имени прилагательном? (ПРАВИЛО Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?  какая?  какое?  какие? В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным).

Давайте прочитает правило ещё раз в учебнике на стр. 64

– Составьте словосочетания (прил. + сущ.).

Примеры: приветливый человек, приветливая встреча, приветливая улыбка, приветливый характер.

Проблемный вопрос:

-Ребята, скажите, а зачем а нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).

- Кто догадался, над каким разделом мы начали сегодня работать?

Слайд 3.

( на с.63 учебника название раздела. (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

 - Определите планируемые результаты, чему мы будем учиться, при изучении этого раздела?

Ответы детей:

Будем учиться:

  • распознавать имена прилагательные;
  • определять род, число и падеж имён прилагательных;
  • изменять имена прилагательные по родам (в единственном числе), числам и падежам;
  • определять роль имени прилагательного в тексте;
  • грамотно писать имена прилагательные;
  • разбирать имена прилагательные как части речи.

Вот, ребята, что нам предстоит узнать и над чем мы будем с вами работать, изучая этот раздел.

3. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

Слайд 4.

Прочитайте предложения, которые написаны на доске:

СОЛНЦЕ СВЕТИТ.

СНЕГ ТАЕТ.

-Давайте дадим характеристику этим предложениям.

- Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? (Повествовательные, невосклицательные).

- Простые или сложные? (Простые, так как одна грамматическая основа, нераспространённые)

- Слова, какой части речи помогли бы нам сделать предложения  распространёнными? (прилагательные)

- Давайте добавим в эти предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Какие предложения получились? (варианты ответа детей)

СВЕТИТ ЯРКОЕ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ.

ТАЕТ РЫХЛЫЙ СНЕГ.

- Запишите составленные предложения в тетрадь. Разберите по членам. (Поочерёдно два ученика разбирают предложения на интерактивной доске).

 

.РАЗДАЬ!!! Индивидуальная работа по карточкам.

Одновременно у нас 3человека будут работать по индивидуальным карточкам. Раздать.

Карточка № 1

Задание. Предложение разобрать по членам, указать части речи, выписать одно словосочетание прил. + сущ.

         Солнце льёт на землю тёплые лучи.

Карточка № 2

Задание. Предложение разобрать по членам, указать части речи, выписать одно словосочетание прил. + сущ.

Появились прекрасные весенние цветы.

Карточка № 3

Задание. Предложение разобрать по членам, указать части речи, выписать одно словосочетание прил. + сущ.

Я люблю родной край.

- Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

(они делают нашу речь точной и  выразительной).

Собрать карточки.

4. Определение темы и постановка цели урока.

Слайд 5.

1. - Подумайте и скажите, какова тема нашего урока? (Значение и употребление имён прилагательных в речи).

-Чему будем учиться на уроке? (Ответы: Сегодня, на уроке мы научимся не только определять имена прилагательные,  но и убедимся, какую важную роль они играют в нашей речи.)

5, Физкультминутка музыкальная  

Физминутка.

Закрепить умение определять на слух имена прил.

-Встать, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть.

 Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.

6. Работа по теме урока.

Слайд 6.

Работа по учебнику.

1. Индивидуальная работа.

Дифференцированные задания.

- Откройте учебник на с. 64  упр. 110.

- Разделимся на группы, выполняя это упражнение

Задание носит разноуровневый характер.

-Выбираем задание для себя по силам.

Задания напечатаны на цветных  листах.

Синяя карточка - 1 уровень.

Зелёная  карточка - 2 уровень.

Красная - 3 уровень.

Каждый берёт карточку с выбранным уровнем и самостоятельно выполняет в тетради.

Первая группа. Задание.

Прочитайте. Спешите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Вторая группа. Задание.

Прочитайте. Спешите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Укажите и подчеркните имена прилагательные.

  Третья группа. Задание.

Прочитайте. Спешите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Выпишите 2-3 словосочетания (прил. + сущ.).

Будьте внимательны.

 Слайд  7. 

ПРОВЕРИМ.

Слайд

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

- Сначала прочитаем текст без прилагательных. (Читает один ученик)

- Проверим, все, вместе какие подходящие по смыслу прилагательные вставили в текст. Выполняем, вставляя по одному слову, по цепочке у доски.

А дополнительные задания для 2 и 3 группы я проверю потом мама. Оставьте карточки в тетрадях

Проблемный вопрос.

Прочитаем, текст с прилагательными.

- Подумайте, как изменился текст с именами прилагательными? (Текст стал более понятным, точным, интересным).

- Какую роль выполняют имена прилагательные? (- Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

- Какое ещё дополнительное задание нам необходимо выполнить.

Слайд 8

-  Что значит разобрать слово под цифрой 2 (Разобрать слово по составу: заросло)

Выполняет ученик у доски.

7. Работа в парах.

Слайд  9.

- А теперь, ребята, поработаем в парах упр.111 на с. 65.

- Какие задания вы будете выполнять, работая над этим упр.?

(Дети читают)

1) Подобрать к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

2) Записать полученные словосочетания.

3) Выделить окончания в именах прилагательных.

1 ряд – записывает только 1 строку;

2 ряд – вторую строку;

3 ряд – третью строку.

Фронтальная проверка. (С каждого ряда по цепочке ученики зачитывает словосочетания, называя окончание которое выделили)

Проблемный вопрос.  

- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:

запах , цвет, вкус, форму, размер и другие.

Слайд 10

-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:

 по запаху – душистая;

По цвету – оранжевый, синее;

По величине – большое;

По весу – тяжёлая;

По звуку – громкий;

По температуре – прохладная.

8. Закрепление нового знания. (Закрепить в игровой форме полученные знания.)

Слайд  .11

Работа в группах. (Каждая группа отвечает по мере подготовки.)

1 группа. Игра «Кто какой?» (для слабоуспевающих)

Устно составьте словосочетания из данных слов.

жадный        олень

трусливый        медведь

хитрая        ёж

пушистая        змея

неуклюжий        лиса

рогатый        заяц

колючий        волк

ядовитая        белка

Коллективная проверка. (один ученик с группы отвечает около доски, устанавливая соответствие )

2. группа. Творческое задание  «Загадай предмет». (для основной группы учащихся)

Описать предмет, используя имена прилагательные глядя на картинки.

Весь класс должен отгадывать.

Например: Большой, косолапый, бурый ------- медведь

Серый, хищный, жадный ---- волк

Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр

Верная, ласковая, добрая ------- собака

Рыжая, хитрая, ловкая --------- лисица

Розовый, важный, красивый -------- фламинго

3. группа. Творческое задание «Собери пословицу» для сильных учащихся.

Составить  2-3 пословицы из предложенных слов, в которых употребляются имена прилагательные.

(Выдаются группе разрезанные карточки-слова, из которых дети составляют пословицы)

Соберите, прочитайте, объясните смысл.

1. За правое дело говори смело.

2. От приветливых слов язык не отсохнет.

3. Красивую речь красно слушать.

9. Контроль и самоконтроль. (Обобщение знаний)

- Ребята, у каждого на столе  лежит тест, который поможет нам определить уровень усвоения изученного материала. Подпишите свою работу.

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку за урок на листке  в верхнем правом углу.

Слайд  12.

Вам в тесте нужно выбрать правильный вариант ответа на вопросы.

Приступите к выполнению теста. На выполнение теста – 1 минута.

Тест.      ________________________           _____

Имя прилагательное

1) Это - .........

а) часть слова

б) часть речи

в) часть света

2) На какие вопросы отвечает?

а) кто? что?

б) что делает? что делают?

в) какой? какая? какое?

3) Что обозначает?

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

4) Каким членом предложения является?

а) подлежащее

б) дополнение

в) определение

5) Какую роль играет в нашей речи?

а) можно обойтись в речи без прилагательных

б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной

в) чтобы в речи использовалось больше слов.

10. Самопроверка и самооценка.

- Проверим правильность выполнения теста   (тест на доске).

  Поставьте напротив каждого правильного ответа  - 1 балл.

Подсчитайте количество полученных баллов.

-У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок, поднимите руку.

11. Оценивание учителем.

Слайд  

12. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Слайд  13.

Рекомендации по выполнению домашнего задания.

- Выберите любой уровень задания .

1-й уровень:  спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их.

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

2-й уровень:  спишите текст, вставляя имена прилагательные; в предложениях выделите грамматическую основу.

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

3-й уровень:  составьте с данными словами предложения, запишите предложения, подчеркните прилагательные; выделите окончания у прилагательных; подчеркните   в предложениях грамматическую основу.

  1. светит,  над,  яркое, полями, солнце
  2. душистые, на, почки, деревьях,  надулись,
  3. в, поселились, скворечниках, скворцы
  4. по, клювом, сухому, забарабанил, дереву, дятел
  5. по, побежали, хлопотливые, кочкам, муравьи
  6. над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрая

Слайд

  • Закончен урок, и выполнен план,
  • Спасибо, ребята, огромное вам
  • За то, что упорно и дружно трудились,
  • Что на уроке вы не ленились!

МООДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Урок очень интересный. Подобраны и логически распределены разные виды работ на уроке....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Значение и употребление имён прилагательных в речи"...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Значение и употребление имён прилагательных в речи".

Интегрированный урок по русскому языку (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир). УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...