ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

иконникова светлана владимировна

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи,
определять лексическое значение имен существительных

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и лич-
ностный смысл учения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную
к учащемуся

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной
форме; логические – осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи,
в уме.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное. Вопросы имен существительных: кто? что? Признаки и роль имен существительных.
Лексическое значение слов. Многозначные слова. Самолет

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 7–9. Схема «Имя существительное»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи,
определять лексическое значение имен существительных

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и лич-
ностный смысл учения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную
к учащемуся

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной
форме;
логические – осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи,
в уме.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное. Вопросы имен существительных: кто? что? Признаки и роль имен существительных.
Лексическое значение слов. Многозначные слова.
Самолет

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 7–9. Схема «Имя существительное»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

   Итак, друзья, внимание!

   Ведь прозвенел звонок.

   Садитесь поудобнее –

   Начнем скорей урок!

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

з в зв вз вв

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная.
Словесный.
Рассказ

Организует проверку
домашнего задания

Зачитывают составленные дома рассказы

Умеют составлять
рассказ по рисунку.
Слушают и понимают речь других

Рассказ

IV. Постановка
учебной задачи

Фронтальная.
Словесный.
Беседа, работа
с учебником

Организует работу с учеб-ником (с. 7). Предлагает прочитать вопрос на с. 8
и сформулировать тему урока, учебную задачу

Выполняют задание
учителя. Читают,
отвечают на вопросы

Принимают учебную
задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа
по вопросам


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Имя существительное, его признаки (упр. 8)

Фронтальная.
Словесный, практический. Работа с правилом, беседа, упражнение

Предлагает прочитать
правило (с. 8), организует работу со схемой (см. Приложение) и упражнением

Читают правило, выполняют упражнение

Осознанно читают правило, извлекают из него информацию. Высказывают свое мнение

Правило, упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

2. Словарно-
орфографическая работа.
Самолет.

Лексическое значение имен существительных (упр. 9)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа

Создает условия для выполнения упражнения. Знакомит со значением и право-писанием слов «самолет», «врач», «доброта». Предлагает определить значение остальных имен существительных

Выполняют упражнение, задание учителя.
Запоминают написание словарного слова

Определяют имена существительные по признакам. Объясняют лексическое значение слов. Усваивают написание непроверяемого слова

Упражнение, беседа
по вопросам, письмо

3. Многозначные слова (упр. 10)

Фронтальная.
Словесный, практический. Упражнение, беседа

Организует работу
с упражнением. Обращает внимание на значение многозначных слов

Выполняют упражнение. Определяют часть речи, составляют предложение

Усваивают лексическое значение многозначных слов. Высказывают свое мнение

Упражнение

VI. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,
практический.

– Запишите под диктовку слова. Определите, какой частью речи они являются. Подчеркните изученные орфограммы.

Записывают под диктовку слова.

Определяют, какой частью речи они являются.

Применяют изученные правила; приводят
доказательства при определении части речи записанных слов.

Комменти-
рованное письмо


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Комментированное письмо

Россия, объявление, кило-грамм, муравьи, подснежник, петушок, орешек, друзья, разъезд, сельдь, коллектив, зайчик, кармашек

Подчеркивают изученные орфограммы

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.
Беседа

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: правило,
имена существительные

Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя

– Выпишите 10 имен
существительных из стихо-творения про зиму, запишите вопросы к ним.

Обеспечивает понимание
цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание. Понимают
цели, содержание
и способы выполне-ния задания

Правило, работа со стихотворением


Приложение

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Предмет в широком смысле слова:

•  конкретные предметы: тетрадь, стол;

•  живые существа – люди и животные: дети, воробей, заяц;

•  растения: дуб, ландыш;

•  явления природы: снег, гроза;

•  свойства, качества: доброта, вежливость;

•  события: праздник, парад;

•  географические названия: Москва, Волга.

Одушевленные существительные

Неодушевленные существительные

Кто?

Что?

Называют людей и животных

Называют неживые предметы

Учитель, ученик, медведь, птица

Туча, тетрадь, машина, лед

Имена существительные

Собственные

Нарицательные

•  Фамилии, имена, отчества

•  Клички животных

•  Географические названия (названия городов, рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)

•  Названия газет, журналов, книг, картин, кинофильмов, спектаклей

•  Названия кораблей, поездов, различных организаций

•  Названия предметов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи

Тема: Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речиЦели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.Личностн...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....

ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Технологическая карта урока русского языка составлена с указанием этапов реализации  системно-деятельностного подхода и характеристики деятельности учителя и учащихся. Наряду с традиционными объе...