Значение и употребление имён прилагательных в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.yaz_.3_kl.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 532

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока

по русскому языку

для учащихся 3 класса

Тема урока: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»

Федорова Светлана Ивановна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 532

2015 год

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Цель: познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи: учить выявлять признаки имён прилагательных; учить определять лексическое значение имён прилагательных; учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

определять лексическое значение имён прилагательных;

составлять словосочетания с именами прилагательными

понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

планировать результаты обучения;

делать вывод по наблюдениям;

классифицировать слова по общему признаку;

обосновывать правильность выполнения задания

проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»

Ресурсы урока: учебник, рабочая программа

Учитель

Учащиеся

I. Организационный момент.

-Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас гости. Давайте поприветствуем их. Я хочу, чтобы у вас был деловой настрой и уверенность в своих силах и у вас всё получится.

(хором) У нас всё получится!

-Тихо сели.

II. Мотивация познавательной деятельности.

-Я сейчас прочитаю загадку, а вас попрошу сразу не выкрикивать с места отгадку.

Сам алый, сахарный,                                              

      Кафтан зелёный, бархатный.

-В этой загадке есть для вас непонятные слова? Какие?

«алый», «кафтан» и «бархатный»

-А что же такое кафтан? Что значит «бархатный»? Дайте лексическое значение этим словам.

Кафтан - это устаревшее слово, верхняя мужская одежда.

Бархат – ткань с мягким гладким и густым ворсом.

-Где вы можете проверить информацию об этих словах? В каких источниках?

В Толковом словаре. (Можно прочитать)

-Действительно, по цвету мякоти он алый, на вкус бывает сахарный, а корочка имеет зелёный цвет и можно сказать, что она бархатная, т.е. гладкая.

- Отгадайте, о каком предмете идёт речь? (Арбуз)

- Какие же слова вам помогли отгадать загадку?

Имена прилагательные.

- Как вы думаете,  какую часть речи мы начнём сегодня серьёзно изучать?

Имена прилагательные.

III. Актуализация необходимых знаний.

- А что вы уже знаете об именах прилагательных?

Имя прилагательное

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Сущ. + прил.

(Проговаривают и перевёртывают кластеры.)

-А теперь сравните нашу схему с той, которая находится в учебнике. Откройте стр. 64. Прочитайте правило.  Что вы ещё узнали об имени прилагательном.

Что имя прилагательное связано с именем существительным по смыслу. (Открывается кластер)

Сущ. + прил.

-Как вы думаете, почему вопрос ставится от существительного к прилагательному?

Существительное – главное слово, а прилагательное поясняет существительное, т. е. называет его признак.

Физкультпауза.

IV. Организация познавательной деятельности.

-Если мы уже так много знаем об имени прилагательном, то чего тогда будем изучать?   Откройте учебники на стр. 63. –

-Прочитаем, чему же мы будем учиться:

-Давайте сначала прочитаем задания связанные со смысловым значением. (Задания 1 и 4)

-Теперь прочитаем задания, связанные с правописанием. (2,3,5)

-И, наконец, грамматическое задание. Это наука о частях речи (6)

- Так с чего же мы начнём изучать большой раздел «Имя прилагательное»?

Начнём изучать со смысловой части

-Какая же тема сегодняшнего урока?

Имена прилагательные.

-Правильно, но я немного дополню - «Значение и употребление имён прилагательных в речи».

- А какие задачи вы перед собой поставите?

Находить имена прилагательные среди других слов.

- Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, а также для точности описания предметов.

(Достаёт зеленый круг) - Назовите разные признаки этого предмета.

                                 синий                     круглый

                                              маленький

Зеленый, круглый, маленький.

- По каким признакам вы описали этот предмет?

По цвету, форме, размеру.

-Правильно, но имена прилагательные могут обозначать признаки предметов не только по форме, цвету и размеру.  Чтобы в этом    убедиться, давайте обратимся к  упр. № 111.

-Прочитайте 1 задание. Докажите.

-Прочитайте 2 задание.

-Итак, вы убедились, что имена прилагательные обозначают различные признаки предметов. (Открываются кластеры)

-Запишите в тетрадь любые 7 прилагательных и рядом запишите имена существительные (в столбик).

-Проверяем. Вы читаете словосочетания и называете (признак  чего?). (3-4 человека). Проверяем.

 черта характера                                                          цвет

                                                                                             

                                                   форма

температура                                                размер

 

               звук                         вкус                   вес

- Какую же роль играют имена прилагательные в речи?

Прилагательные могут описать форму любого предмета, его цвет, запах, рассказать о наших чувствах, характере.

V. Самостоятельная работа.

- Обратимся к упр. № 112. Прочитаем, что нужно сделать.

Нужно сначала доказать, что эти слова являются однокоренными, а затем выписать только имена прилагательные.

- Самостоятельно будете работать или разберём сначала вместе слова под цифрой 1?

Разберём вместе.

- Эти слова однокоренные? Почему?

Имеют общий корень – ЖЕЛТ- и близкие по смыслу.

- Как найти имена прилагательные?

Имена прилагательные отвечают на вопрос КАКОЙ?. Значит выписываем слова ЖЁЛТЫЙ, ЖЕЛТОВАТЫЙ.

- А дальше продолжайте самостоятельно. (Взаимопроверка).

(На экране появляются словосочетания). Оценим работу соседа. Как вы будете оценивать?

- Прочитаем следующее задание. Что такое лексическое значение слова?

Это содержание слова.

Слабый – отличающийся малой силой.

Преслабый – очень слабый (приставка – ПРЕ – это значение высокой степени качества. Приставку –ПРЕ можно заменить словом ОЧЕНЬ.

- В какой части слова прячется смысл других слов? (В приставке и суффиксе)

- Читаем последнее задание. Подбираем синонимы.

-А что такое СИНОНИМЫ – это слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. А где мы можем получить информацию о словах-синонимах?

В словаре Синонимов.

Чистый – мытый, аккуратный, незапачканный.

Слабый – хилый, бессильный, беспомощный.

Высокий – длинный, долговязый, здоровенный.

VI. Подведение итогов.

- Вот и подходит к завершению наш урок.

- Какую тему сегодня начали изучать?

Роль имён прилагательных в речи

- С каким вопросом разбирались?

Со смыслом имён прилагательных, т.е. распознавали имена прилагательные среди других слов, определяли роль имён прилагательные в речи.

- Так какую роль играют имена прилагательные в речи?

Прилагательные придают речи яркость, выразительность, делают речь точной.

- Что нового узнали?

Связь имён прилагательных с именами существительными, имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов.

-А какие задания вы сегодня на уроке выполняли?

-Составляли словосочетания имен прилагательных с именами  существительными;

-выявляли признаки имён прилагательных;

-определяли лексическое значение имён прилагательных;

-Кто уверен, что сумеет самостоятельно найти прилагательное среди других слов?

Домашнее задание.

       упр. 110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Урок очень интересный. Подобраны и логически распределены разные виды работ на уроке....

Открытый урок по русскому языку "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Урок очень интересный. Много заданий, которые носят разноуровневый характер. Подобраны и распределены лаконично на разных этапах урока разные виды и формы работ....

Презентация и конспект к уроку "Значение и употребление имён прилагательных в речи".

Презентация и конспект к уроку "Значение и употребление имён прилагательных в речи". 3 класс. УМК "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Значение и употребление имён прилагательных в речи"...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...