Рабочая программа по русскому языку 3 класс ПНШ
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
В рабочей программы прописаны УУД на каждый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkyaz_3_cheglakova.docx | 122.61 КБ |
Предварительный просмотр:
л
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Новоалтайска Алтайского края»
Рабочая программа учебного предмета:
«Русский язык»
Образовательная область: «Филология»
Начальное общее образование
3 класс
2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Людмила Васильевна Чеглакова,
учитель начальных классов
г. Новоалтайск
2017 год
Русский язык (систематический курс)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии:
- Приказом Минобрнауки России №373 от 06. 10. 2009 г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от08.04.2015г.)
- авторской программы М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской,Т.А Байковой, Н.М. Лавровой (Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2011.)
- Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский язык» (Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1 – 4 классы.МоскваАКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2016)
Цели и задачи учебного предмета:
В системе предметов общеобразовательной школы русский язык реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и развитие на этой основе знаковосимволического и логического мышления;
• социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты — описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Основные содержательные линии:
Учебный предмет «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Программу обеспечивают:
Методическое пособие для учителя | Контрольно – измерительные материалы | Учебник |
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 | Т.А. Байкова, О.В. МалаховскаяТетрадь для самостоятельной работы. №1,2; 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2016 | Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс , 1,2,3 часть: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2010 |
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 | ||
Лаврова Н.М. Русский язык. Оценка достижений планируемых результатов. 1–3 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2014 | ||
Лаврова Н.М.Русскийязык.Тетрадьдля проверочных работ. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2015 |
Согласно базисному учебному плану на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч ( из них 560 ч на систематический курс русского языка),
из них в 3 классе рабочая программа рассчитана в год на 170 часов (5ч резервные),
Количество часов в неделю 5.
При изучении данного учебного предмета в форме надомного обучения, на прохождение программы отводится 68 очных часов и 107 часов на самостоятельное
изучение учеником, в соответствии с Учебным планом школы (в неделю 2 ч)
Таблица сравнения часов КТП с основной программой:
Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
Фонетика и орфография | 20 ч | 20 ч |
Морфемика и словообразование | 20 ч | 20 ч |
Морфология | 70ч | 70 ч |
Лексика | 15 ч | 15 ч |
Синтаксис | 15 ч | 15 ч |
Развитие речи с элементами культуры речи | 30 ч | 30 ч |
Резерв | 5 ч | |
Итого | 170 ч | 175 ч |
Количество часов рабочей программы соответствует авторской программе. Часы разделов программы распределены в течение всего учебного года. Часы резерва могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года. |
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 3-го года обучения:
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
• выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
• правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы …).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Обучающиеся научатся:
• сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
• обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• отличать прямое и переносное значения слова;
• находить в тексте синонимы и антонимы;
• отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
• различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
• различать на письме приставки и предлоги;
• изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
• различать названия падежей.
• изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
• изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
• находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
• задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять орфограммы;
• использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
• писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
• писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
• писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
• писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
• владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
• работать со словарями;
• соблюдать орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
• писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
• находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
• осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Особенности контроля и оценки по русскому языку: (Методическое письмо № 1561\14-15 от 19.11.98) текущий, тематический и итоговый контроль над уровнем достижений учащихся проводится в форме письменных работ:
- Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
- Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
- Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
- Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
- Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Система оценивания:
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырёх бальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1"). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно".
Характеристика цифровой оценки (отметки):
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Основные методы и формы обучения:
1. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности | Словесные: беседа, рассказ | Наглядные | Практические через самостоятельные работы, тесты |
2. По логике передачи и восприятия учебной информации | Индуктивные | Дедуктивные | |
3. По степени самостоятельности мышления | Проблемно- поисковые (частично-поисковый, исследовательский) | ||
4. По степени управления учебной работой | Под руководством преподавателя | Под руководством товарищей (групповая, парная работа) | Самостоятельная работа |
5. Методы стимулирования интереса к учению | Познавательные игры, кроссворды | Создание положительных эмоционально– нравственных ситуаций | |
6. Сохранения и укрепления собственного здоровья | Проведение физкультминуток, минуток релаксации(не менее 2-х в течение урока) | Гимнастика для глаз | Соблюдение норм СанПиНа |
7. Методы устного контроля и самоконтроля | Индивидуальный опрос | Фронтальный опрос | Самопроверка, взаимопроверка |
8. Письменного контроля и самоконтроля | Контрольные и самостоятельные работы, тесты, диктанты |
Реализуется содержание предмета «Русский язык» через использование современных педагогических технологий:
- Системно –деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
- Проблемно-диалогичная технология
- Проектно-исследовательская деятельность
- Технология уровневой дифференциации
- Использование ИКТ-технологий
- Коммуникативные технологии
- Технология учебных ситуаций
- Игровые педагогические технологии
- Здоровьесберегающая технология:
- Соблюдение гигиенических норм: световой режим, проветривание кабинета, ростовая мебель, день начинается с комплекса физических упражнений (утренней гимнастики).
- Упражнение «Ленивые восьмёрки», которое позволяет активизировать работу полушарий, делает их перекрёстную деятельность более эффективной.
- Перед уроками русского языка проводить «активизацию руки».
- Регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.
- На уроках использовать специальные физминутки для снятия напряжения, волнения, коррекции осанки, профилактики простудных заболеваний.
- В содержательной части урока наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения.
- Осуществление индивидуального дифференцированного подхода на уроке (дополнительные задания для слабоуспевающих и одарённых детей).
- Поза учащихся, чередование позы (наблюдение учителем за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между учениками.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
Используемое оборудование:
Ι. Мультимедийное оборудование:
Формы:
•изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
• звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
•видео, сложные видеоэффекты;
• анимации и анимационное имитирование.
Основные способы использования интерактивных досок:
• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
• демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям
• использование групповых форм работы
• совместная работа над документами, таблицами или изображениями
• изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок
• демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
• демонстрация учебных видеороликов
• создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши.
Сроки:
1.При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
2. При закреплении новой темы.
3.Для проверки знаний.
4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
5.При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
6. При решении задач обучающего характера.
Гигиенические требования:
- Использование презентации не более чем в течение в течение 10-25 минут. Для временного отключения презентации удобен в использовании пульт к проектору с кнопкой «BLANK».
- Лаконичность цветовой гаммы, печатного текста обязательное условие. Для фона предпочтительны холодные тона. Не должно быть пестроты на слайде (не более 3-4 цветов), причём обязательно сочетаемых друг с другом.
- Изучаемый объект должен занимать место по центру или чуть выше центра.
- Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
- Необходимо регулярное проветривание кабинета, удаление пыли с приборов, влажная уборка помещения.
- Уровень освещённости должен обеспечивать оптимальные условия для работы учеников (там, где это необходимо, в солнечный день при помощи жалюзи должны частично зашториваться окна).
- Желательно разведение в кабинете живых растений, которые очищают воздух.
- Возможно использование ионизаторов и увлажнителей воздуха.
Система заданий, ориентированных на формирование УУД
Познавательные УУД
Обще учебные универсальные действия
• Обучение работе с разными видами информации:
а) формирование умения поиска информации в учебных словарях по заданию типа «Открой словарь на букву Й. Найди там группу слов»; «Посмотри в словаре, как пишутся слова...» и по условным обозначениям: часть 1: с. 10, 14 (2 раза), 15 (2 раза), 18, 20 (2 раза), 26, 30, 33, 35, 37, 38, 42 (2 раза), 43, 45 (2 раза), 46, 48, 49, 50 (2 раза), 51 (2 раза), 58, 66, 71, 99, 100 (2 раза), 101, 106, 108, 112, 113, 114 (2 раза), 119 (2 раза), 121 (2 раза), 123, 124 (2 раза),125, 126, 128, 129, 131, 132, 133 (3 раза), 134, 135, 136, 137, 138 (2 раза), 139 (3 раза), 141, 144, 147, 157.
б) обучение работе с информацией, представленной в табличной форме: часть 1: с. 56, 63, 71, 116, 117, 122, 127; часть 3: с 6, 15, 42, 69, 104, 105, 107, 108, 110, 121, 134, 137, 146, 162, 174, 178, 180;
в) формирование умения пользоваться инструкциями в начале и в конце учебника (на форзаце и нахзаце) и инструкциями на страницах учебника: часть 1: с.18, 19, 22; часть 2: с. 7, 67, 103.
• Получение, поиск и фиксация информации.
Задания типа «Посмотри в словаре, как пишутся слова... Запиши их с нужными буквами». Часть 1: с. 10(5), 14, 15, 18, 20 (14, 15), 30 (23), 33 (25), 42, 51.
• Понимание и преобразование информации.
Задания типа «Можешь привести примеры?»; «Подтверди строчки, выделенные жирным шрифтом, своими примерами»; «Теперь ты сможешь доказать, что КРАСОТА – это имя существительное?». Часть 1: с. 24, 33, 41, 42, 56 (48), 60 (51).
• Применение и представление информации.
Задания типа «Найди слова, на примере которых можно показать чередование согласных в корне, видимое на письме»; «Открой словарь. Найди и выпиши любое существительное вместе с теми буквами, которые за ним следуют. Попробуй рассказать о нём КАК О ЧАСТИ РЕЧИ»; «Дополни каждое из выписанных слов словосочетаниями по смыслу, используя справочный материал»; «Открой словарь на букву Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов». Часть 1: с. 15–16 (11), 26–27 (19), 29, 35 (27), 38–39 (33), 43–44 (38), 45, 46 (40), 48 (42), 49 (43) и т. д.
В части 3 учебника организована система работы, нацеленная на проверку понимания и применения знаний, полученных на уроках по русскому языку. Эта система включает задания, нацеливающие школьников: а) иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений; б) заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями. Часть 3: с. 23, 24, 26, 27, 33–34, 53, 57, 70, 77, 81, 88, 91, 180.
Универсальные логические действия
• Подведение под правило: часть 1: с. 6–7 (понятие орфограмма), 23 (16), 28 (20), 52-53; часть 3: с. 23, 24, 26, 27, 33–34, 53, 57, 70, 77, 81, 88, 91, 180.
• Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Задания типа «Сравни, какими буквами передаётся на письме один и тот же звук»; «Скажи, усвоение какой орфограммы проверялось в этом упражнении?»; «На какие две группы можно поделить эти слова? Обоснуй своё мнение». Часть 1: с. 7, 10, 11 (6), 23 (16), 26 (18), 49–50 (44), 60 (51) и т. д.
Постановка и решение проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов:
а) проблема различения прямого и переносного значений слов и записи многозначных слов в Толковом словаре: часть 1: с. 45–49, 138, 149–150, 153–154;
б) проблема использования в речи личных местоимений и идентификации местоимений в формах косвенных падежей: часть 1: с.52–58, 106–107;
в) проблема различения предлогов и приставок: часть 1: с. 58– 60;
г) проблема идентификации существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий: часть 1: с. 40–42, 156–157;
д) проблема различения членов предложения и частей речи: часть1: с. 61–63;
е) проблема сходства и различения в предложении функций дополнений и обстоятельств: часть 1: с. 147–152, 156;
ж) проблема различения омонимичных форм существительных И.п. и В.п., а также Р.п. и В.п.: часть 1: с. 71–73, 81–85;
з) проблема разных оснований для написания слов с удвоенной буквой согласных: часть 1: с. 128–134.
Личностные УУД
Смыслообразование и самоопределение
Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника на помощь героям интриги с целью решать интеллектуальные задачи.
Задания типа «– А если дело не в букве, а в слитном или раздельном написании, это тоже называется орфограммой? – спросила Маша. Как ты ответишь Маше?»; «Помоги ребятам ответить на этот вопрос»; «Почему у твоего соседа по парте на один пример меньше? Глагола с какой приставкой у него не оказалось и почему?»; «Помоги Мише переделать его рассказ, используя синонимы, которые есть у слова "маленький"»; «Миша сказал, что не сумеет точно определить, какой это падеж: Р.п. или В.п. Ты сумеешь помочь Мише?», «Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н» и т. д.
Часть 1: с. 8, 20–21, 31, 36 (28), 45, 66, 72, 77, 82, 83, 85, 99, 108, 111, 119, 124–125 (116), 125, 130 (122), 130 (123), 145, 157.
Контроль процесса и результатов деятельности
Задания типа «Как ты докажешь, что во всех этих словах есть орфограммы? Перечитай инструкцию»; «Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте: проверьте работу друг друга. Исправьте допущенные ошибки»; «Сколько в тексте таких предложений? Должно
быть три!»; «Докажи письменно на примере любых двух слов, что эти слова изменяются по 2-му склонению. Третьим словом пиши слово ТОПОР, чтобы не ошибиться в окончаниях».
Часть 1: с. 11 (6), 12, 13, 17, 18, 20 (15), 21,22, 31, 36, 44, 57, 99, 108, 110–111, 116, 121, 122, 130, 131, 132, 134, 137, 156.
Самоконтроль процесса и результатов деятельности
Задания типа: «Выпиши из текста слова со знакомыми орфограммами. Перед ними запиши проверочные слова»; «Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? Присвой им порядковые номера», «Проверь себя: открой словарь на букву Й»; «Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму»; «Найди в этих словах букву согласного, которая нуждается в проверке. Перед каждым из них напиши проверочные слова».
Часть 1: с.13 (8), 16 (12), 18, 22, 37 (31).
Коммуникативные УУД
Коммуникация как кооперация
Задания, требующие распределения работы с соседом по парте: часть 1: с. 11, 20 (13, 15), 21, 31, 35, 36, 43–44, 99, 110, 124, 130, 134, 159.
РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (учебник 3 класс ч.2)
Личностные УУД
Смыслообразование и самоопределение
1. Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости». Вот некоторые темы, составляющие эту линию: «Как правильно написать письмо», с. 36–39; «Как правильно и вежливо вести себя в магазине; «Как правильно выразить просьбу и благодарность», с. 72–76; «Что делать, если ты опоздал(а)на урок?», «Как попросить разрешения войти в класс?», с.74–76; «Как вежливо говорить по телефону. Как пригласить к телефону одноклассника, если трубку взяла его мама?», с. 98–99; «Как учиться слушать других и стараться, чтобы услышали тебя?», «Как вести себя во время конфликта с одноклассниками?», с. 100–102.
2. Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых в методическом аппарате наряду с анализом их языковых и структурных особенностей (описание, повествование, научный или научно-популярный текст, главная мысль и главное переживание, и т. д.) затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы: «Наступила золотая осень...» (по И.Соколову-Микитову), с. 24–25; «Сурка» (по С. Аксакову), с. 28– 29; «Новый голосок» (по Н. Сладкову), с. 30–31; М.Бородицкая «Лето прошло», с. 34–35; С. Козлов «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» (отрывок), с. 38–39; «Осень» (по С. Аксакову), с. 42– 44;фрагмент письма члена клуба «Ключ и заря» Ю. Кубаревой, с. 44–45, Д. Даррелл «Земля шорохов» (отрывки), с. 54–56; Б. Житков «Зоосад», с. 57–59; М. Пришвин «Дятел», с. 62–63; «Пишем сочинение-повествование по своим наблюдениям за животными», с. 70–71; Г. Снегирёв «К морю», с. 79–80; «На вырубке» (по М. Пришвину), с. 103–104; «Пишем сочинение по своим воспоминаниям и наблюдениям «Я жду лето», с. 124–127.
3. Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) построено на основе анализа литературных текстов, а также на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями. Например: работа с картиной К. Моне «Прогулка», с. 19–20; сравнительный анализ картин К. Моне «Прогулка» и А. Рылова «Зелёный шум», с. 21–23; работа с картиной В. Серова «Портрет Мики Морозова» (устное сочинение), с. 46–48; работа с картиной К. Моне «Лондон. Парламент» (устное сочинение), с. 52–54; работа с картиной И. Шишкина «Дубовая роща», с. 88–89; работа с картиной К. Коровина «Портрет Татьяны Любатович», с. 96–97; работа с картиной Дитц «Охота на редис» (письменное сочинение), с. 120–121; работа с картиной О. Ренуара «Девочка с лейкой», с. 122–123.
4. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых – опереться на социальный и личностный опыт ребенка. Например: «А ты замечаешь красивое и необычное в окружающей тебя природе? Посмотри вокруг внимательно сегодня по дороге из школы», с. 45; «Помнишь ли ты себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на тебя в раннем детстве или нет?», с. 48; «Кто твой любимый сказочный герой? Расскажи о нём так, чтобы получился текст-описание», с. 51 и т. д.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | надомное | Материал учебника, тетради | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся, формы контроля | |
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | |||||
Понятие об орфограмме. | + | ч.1:6-7 | Повторение изученных орфограмм | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Логические: подведение под правило. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная | |
Виды изученных орфограмм. | - | ч.1:8-10 т1:1 | Повторение изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких–глухих согласных в корне и на конце слова; большая буква в начале предложения; правописание предлогов со словами | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | коллективная, индивид. погода | |
Правописание парных звонких - глухих согласных в корне и на конце слова | - | ч.1:10-13 т1:3,4 | Повторение изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; непроизносимый согласный в корне; правописание парных звонких - глухих согласных в корне и на конце слова; Ь после шипящих. | Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | коллективная, индивидуальная | |
Правописание суффиксов -ЧИК- и -ОК- | - | ч.1:13-16 т1:5,6 | Разделительные ъ и ь. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности | коллективная, индивидуальная | |
Сложные слова. | - | ч.1:16-18 т1:7,8 | Повторение изученных орфограмм. | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности; самоконтроль процесса и результатов деятельности | индивидуальная самостоятельная работа четверг | |
Звукобуквенный разбор слова | + | ч.1:18-20 | Звукобуквенный разбор слова | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; пользоваться инструкциями; получение, поиск и фиксация информации | работа в паре футбол | |
Звукобуквенный разбор слова | - | ч.1:20-21 т1:10,11 | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | Самостоятельная работа, взаимопроверка | ||
Правописание изученных орфограмм. | - | У1 с. 20 -22 | Контрольная работа | |||
РР. Для чего нужна речь? Какие бывают предложения? | - | ч.2:6-14 | Виды предложений по цели высказывания и интонации | Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. | коллективная | |
Части речи. Имя существительное | - | ч.1:23-26 | Части речи. Имя существительное. Род им. существительных, изменение по числам. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации. Логические: подведение под правило. Личностные:смыслообразование и самоопределение; самоконтроль процесса и результатов деятельности | Коллективная | |
Имя существительное | + | ч.1:26-28 т1:13 | Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом им. существительным. | Логические: подведение под правило. | коллективная, индивидуальная | |
Одушевленные и неодушевленные существительные. | + | ч.1:29-30 т1:12 | Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации | коллективная, индивидуальная | |
Словообразование имени существительного. | - | ч.1:31 т1:14 | Словообразование имени существительного. | праздник | ||
Части речи. Имя прилагательное. | - | ч.1: 32-35 т1:15 | Имя прилагательное как часть речи. Изменение им. прилагательного в зависимости от им. существительного | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. | коллективная | |
РР. Какие бывают предложения | - | ч.2:8-14 | Виды предложений по цели высказывания и интонации | Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная | |
Правописание орфограмм в именах прилагательных | + | ч.1:35-37 т1:16,17, 18 | Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные:смыслообразование и самоопределение. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | Работа в паре; взаимопроверка шоссе | |
Части речи. Глагол. | + | ч.1:37-39 т1:19 | Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности | Коллективная топор | |
Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных. | - | ч.1:39-43 т1:20,21 | Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы | коллективная, индивидуальная | |
Правописание Ъ в глаголах с приставкой. | - | ч.1:43-44 т1:22 | Правописание Ъ в глаголах с приставкой | Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | Работа в паре | |
РР. Текст, его тема и основная мысль. | - | ч.2: 14-16 | Текст, тема текста и основная мысль | Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные:смыслообразование и самоопределение. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | Работа в паре; взаимопроверка | |
Многозначные слова. | + | ч.1:44-48 т1:23,24, 25 | Многозначность слова. Работа с Толковым словарем. Прямое и переносное значения слов. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная компьютер | |
Прямое и переносное значения слов. | + | ч.1:48-51 т1:26,27 | Определение значения многозначных слов с помощью Толкового словаря | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы | коллективная, индивид. автобус трамвай | |
Части речи. Местоимение | - | ч.1:52-55 т1:28 | Значение личных местоимений | Логические: подведение под правило. Общеучебные: постановка и решение проблемы | Коллективная пшеница | |
Местоимение. | - | ч.1: 56-58 т1:30,31 | Различение личных местоимений в тексте. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности | коллективная, индивидуальная | |
РР. Последовательность предложений в тексте. Работа с картиной. Устное сочинение | - | ч.2: 17-20 | Основная мысль текста. Составление плана и устного рассказа по картине К.Моне «Прогулка» | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная | |
Предлоги и приставки | + | ч.1:58-60 т1:32 | Предлог как служебная часть речи. Предлог часть формы существительного | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы | коллективная, индивид. огород | |
Научное название главных членов предложения | + | ч.1:60-64 т1:33,34 | Различение частей речи и членов предложения. Второстепенные члены предложения | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивидуальная | |
Синонимы | - | ч.1:64-67 т1:39 | Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивидуальная | |
Изменение существительного по числам | - | ч.1: 68 т1:35,36 | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. | Индивид. | ||
РР. Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ | - | ч.2:20-23 | Различение темы и основной мысли текста. Сравнительный анализ двух живописных произведений с разными темами, но сходными переживаниями. | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная | |
Изменение имен существительных по падежам | + | ч.1:69-71 т1:41 | Названия падежей, падежные вопросы, способы определения падежей. | |||
Изменение имен существительных по падежам | + | ч.1:72-75 | Изменение имен существительных по падежам | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | индивидуальная | |
Падежи имен существительных. Именительный падеж | - | ч.1: 75-76 т1:42 | Основные отличия именительного падежа. | Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивид. троллейбус | |
Падежи имен существительных. Родительный падеж. | - | ч.1:76-79 т1:45 | Распознавание им. существительного в форме родительного падежа с предлогом и без него. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивид. ракета вокзал | |
РР. План текста. | - | ч.2: 24-25 | Деление текста на части, составление плана. | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивидуальная | |
Падежи имен существительных. Дательный падеж | + | ч.1:79-80 т1:48 | Распознавание им. существительного в форме дательного падежа. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивид. аллея | |
Падежи имен существительных. Винительный падеж. | + | ч.1:80-84 т1:51 | Определение винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивид. болото | |
Винительный падеж. | - | ч.1:84-86 т1:52 | Определение винительного падежа. | Личностные:смыслообразование и самоопределение | Индивид. малина | |
Падежи имен существительных. | - | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Диктант | |||
Падежи имен существительных. Творительный падеж. | - | ч.1:86-89 | Творительный падеж | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивидуальная | |
РР. Порядок абзацев в тексте | - | ч.2: 26-29 | Понятие «абзац». Порядок абзацев в тексте | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивидуальная | |
Творительный падеж. | + | ч.1:89-91 т1:59 | Распознавание им. существительных в форме творительного падежа | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | Индивид. шофёр | |
Падежи имен существительных. | + | Актуализация знаний по распознаванию падежей им. существительных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | самостоятельная работа | ||
Винительный и творительный падежи | - | Распознавание им. существительных в форме творительного и винительного падежей | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | Работа над ошибками | ||
РР. Устное изложение | - | ч.2: 30-31 | Устное изложение | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивид. | |
Предложный падеж | + | ч.1: 91-93 т1:62 | Предложный падеж | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивид. январь | |
Предложный падеж | + | ч.1:94-95 | Распознавание им. существительных в форме предложного падежа | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | индивидуальная | |
Антонимы | - | ч.1:95-98 т1:67 | Распознавание антонимов в тексте | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивид. лестница | |
Антонимы | - | ч.1:98-102 | Развитие умения подбирать антонимы | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные:смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | коллективная, индивидуальная | |
РР. Письменное изложение | - | ч.2:32-35 | Письменный пересказ текста. Определение темы и основной мысли каждой части текста. | Личностные:смыслообразование и самоопределение. Регулятивные: контроль и самоконтроль. | индивидуальная | |
Различение падежей | + | ч1:102-107 т1:69 | Формирование навыка определения и различения падежных форм имени существительных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы | коллективная, индивид. огурец помидор овощ ужин | |
Различение падежей | + | ч1:108-110 т1:75 | Формирование навыка определения и различения падежных форм имени существительных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные:смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | соловей | |
Различение падежных форм имени существительных | - | Ч1:110-111 | Самостоятельная работа с самопроверкой | |||
Устойчивые выражения. | - | ч1:112-114 | Работа со Словарем устойчивых выражений | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | коллективная, индивидуальная | |
РР. Азбука вежливости. Как писать письмо. | - | ч.2: 36-39 | Как писать письмо: Главный Закон Общения. | Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивидуальная | |
Понятие «склонение» имен существительных | + | ч1:114-115 | Понятие «склонение» имен существительных | Коллектив. | ||
Склонение имен существительных | + | ч1:116-118 | Распределение им. существительных по трем типам склонения | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности | коллективная, индивидуальная | |
Имена существительные I склонения | - | ч1:119-122 т1:82 | Безударные падежные окончания им. существительных I склонения | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль Личностные:смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности | коллективная, индивид. тарелка | |
Имена существительные II склонения | - | ч1:122-125 т1:86 | Безударные падежные окончания им. существительных II склонения | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Личностные:смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация | работа в паре животное | |
РР. Текст - описание и текст - повествование | - | ч.2: 40-45 | Особенности построения текста-повествования и текста-описания | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивид. | |
Имена существительные III склонения | + | ч1:125-128 т1:90 | Безударные падежные окончания им. существительных II склонения | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивид. месяц | |
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | + | ч1:128-130 т1:93 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение. Коммуникативные: кооперация | работа в паре хороший | |
Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова | + | ч1:131-134 | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова и в суффиксе -енн- | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: коммуникация как кооперация | индивидуальная | |
Склонение имен существительных | - | ч.1: 134 | Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные:-контроль процесса и результатов деятельности | Обобщение, самостоятельная работа, взаимопроверка | ||
РР. Типы текстов: описание и повествование | - | ч.2: 42-45 | Особенности построения текста-повествования и текста-описания | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивидуальная | |
Различение склонений существительных | - | ч1:135-137 т1:99 | Правописание падежных окончаний имен существительных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | Индивид. магазин | |
Правописание падежных окончаний | + | ч1:137-140 т1:101 | Различение склоняемых существительных и несклоняемых | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности | коллективная, индивид. февраль | |
Различение склонений существительных | + | ч1:140-142 т1:102 | Правописание падежных окончаний имен существительных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | Индивид. сирень | |
Различение склонений существительных | - | ч1:143-146 | Правописание падежных окончаний имен существительных | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные:смыслообразование и самоопределение | индивидуальная | |
РР. Работа с картиной. Устное сочинение | - | ч.2: 46-48 | Логика построения устного описания живописного портрета | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная, индивид. | |
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства | - | ч1:147-150 | Понятие «обстоятельство». Роль обстоятельств в предложении | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях | коллективная, индивидуальная | |
Второстепенные члены предложения. Дополнения | + | ч1:150-154 | Понятие «дополнение». Роль дополнений в предложении | Общеучебные: постановка и решение проблемы | коллективная, индивидуальная | |
Второстепенные члены предложения. Дополнения | + | ч1:155-157 | Второстепенные члены предложения. Дополнения. | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные:смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности | индивидуальная самостоятельная работа (упр.160, 161) | |
Второстепенные члены предложения | - | Ч1:158 | самостоятельная работа | |||
РР. Типы текстов: описание и повествование | - | ч.2: 49-51 | Устное составление портретного описания | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная | |
Второстепенные члены предложения | - | Ч1:159 | обобщение | |||
Правописание падежных окончаний | + | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Диктант за 1 полугодие | |||
Различение склонений существительных | + | Т1:104-106 | Работа над ошибками | |||
Обстоятельство и дополнение – второстепенные члены предложения | - | Т1:107-111 | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. | Индивид. | ||
РР. Работа с картиной. Письменное сочинение | - | ч2:52-54 | Работа с картиной. Письменное сочинение | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | индивидуальная | |
Безударные окончания существительных в единственном числе | - | ч.3:6-10 т2:1 | Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе (общий алгоритм работы над безударнымокончанием существительного любого склонения) | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивид. жоккей декабрь | |
Безударные окончания существительных в единственном числе | + | ч.3:10-15 т2:5 | Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Индивид. солома | |
Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | + | ч.3:15-17 т2:8 | Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Индивид. осина | |
Правописание приставок | - | ч.3: 17-20 т2:11 | Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- | Общеучебные: постановка и решение проблемы. | коллективная, индивид. кремль | |
РР. Типы текстов: описание и повествование | - | ч.2: 54-63 | Составление плана для пересказа. | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивид. | |
Приставки из-, ис- | - | ч.3:20-23 | Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- | Познавательные: понимание и применение знаний | коллективная, индивидуальная | |
Правописание приставок | + | ч.3: 24-26 т2:16 | Общее правило написания приставок, оканчивающихся на з- и с- | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | Индивид. потом метро | |
Правописание Ъ после приставок. | + | ч.3:26-27 | Правописание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я | Познавательные: понимание и применение знаний | работа в паре | |
Безударные окончания существительных в единственном числе | - | ч.3: 28-30 т2:18 | Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | Познавательные: понимание и применение знаний | Индивид. обед винегрет | |
РР. Устное и письменное изложение | - | ч.2: 63-68 | Учимся писать изложение | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями | Индивид. | |
Безударные окончания существительных в единственном числе | - | ч.3:30-33 | Отработка алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | индивидуальная | |
Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе | + | ч.3: 34 | Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | индивидуальная самостоятельная работа | |
Безударные окончания существительных в единственном числе | + | ч.3:35-37 т2:20 | Закрепление умения различать склонение, число и падеж имен существительных. | Познавательные: понимание и применение знаний; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. | работа в паре дорога расстояние | |
Значения слов. | - | ч.3: 38-40 т2:21 | Омонимы, синонимы, антонимы | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | коллективная, индивид. рисунок | |
РР. Составление рассказа по рисунку | - | ч.2: 68-70 | Составление устного сочинения в жанре повествования | Коммуникативные: кооперация Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивидуальная | |
Безударные окончания существительных в единственном числе | - | ч.3: 41-42 | Правописание безударных окончаний существительных | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивидуальная | |
Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе | + | ч.3:43-46 т2:24 | Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе | Познавательные: понимание и применение знаний. | коллективная, индивид. молоток | |
Окончания существительных I и II склонения | + | ч.3: 46-49 т2:27 | Правописание безударных окончаний существительных | Коммуникативные: кооперация | Работа по цепочке экскурсия | |
Слова с удвоенной буквой согласного. | - | ч.3: 49-51 | Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова | Познавательные: понимание и применение знаний. | коллективная, индивидуальная | |
РР. Просьба, благодарность. | - | ч.2: 72-76 | Правили поведения в магазине, если опоздал на урок, как попросить разрешения войти в класс | Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | коллективная, индивидуальная | |
Окончания существительных III склонения. | - | ч.3: 51-54 т2:30 | Правописание безударных окончаний существительных | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | коллективная, индивид. кровать | |
Правописание окончаний существительных Ι, ΙΙ, ΙΙΙ склонений | + | ч.3: с.55 т2:31 | Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Самостоятельная работа север, запад восток, юг | |
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | + | ч.3:55-57 | Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова | Познавательные: понимание и применение знаний | коллективная, индивидуальная | |
Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | - | ч.3: 57-59 т2:34 | Применение орфограммы на письме | Логические: подведение под правило. | Работа по цепочке горячий | |
РР. Научный текст | - | ч.2:76-79 | Различие научного и художественного текстов | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивид. | |
Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | - | ч.3: 59-62 т2:35 | Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Познавательные: понимание и применение знаний | коллективная, индивид. трактор | |
Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | + | ч.3: 62-64 | Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Логические: подведение под правило. | коллективная, индивидуальная | |
Корень в составе разных частей речи | + | ч.3: 64-67 т2:37 | Родственные слова разных частей речи | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. | групповая, индивид. победа | |
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | - | ч.3: 68 | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | коллективная, индивид. | ||
РР. Научный текст | - | ч.2: 79-83 | Составление плана научного сообщения и словарной статьи | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивид. | |
Окончания существительных во множественном числе | - | ч.3: 69-72 | Распознавание в тексте им. существительных в форме мн.ч Понятие «глагол настоящего времени» | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | коллективная, индивидуальная | |
Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже | + | ч.3: 72-73 | Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в И.п. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивидуальная | |
Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | + | ч.3: 73-76 т2:41 | Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в Р.п. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивид. космос космонавт | |
Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже | - | ч.3: 76-79 т2:43 | Образование существительных в форме мн. ч. Р. п. | чувство | ||
РР. Научный текст | - | ч.2: 84-88 | Подбор и составление научно-популярного сообщения на заданную тему | Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | индивидуальная | |
Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | - | ч.3: 79-82 | Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | работа по цепочке | |
Написание существительных с суффиксом -ИЩ- | + | ч.3: 82-86 | Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- | Познавательные: понимание и применение знаний. | индивидуальная | |
Правописание окончаний существительных во множественном числе. | + | ч.3: 86 | Актуализация знаний правописания суффиксов им. существительных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Самостоятельная работа | |
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. | - | ч.3:86-91 т2:47 | Определение падежа существительных в форме мн. ч. | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | Работа над ошибками, коллективная орех | |
РР. Работа с картиной. Устное изложение. | - | ч.2: 88-93 | Работа с живописным произведением, в котором талант живописца сочетается с научными знаниями о природе | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная | |
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. | - | ч.3: 91-96 т2:50 | Актуализация знаний правописания окончаний им. существительных | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. | Индивид. комбайн | |
Окончания существительных во множественном числе в разных падежах | + | Ч3:91-96 Т2:54 | Определение падежа существительных в форме мн. ч. | Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | пирожное, пирог, песок, завтрак | |
Правописание разных орфограмм | + | ч.3: №107 | Актуализация знаний правописания окончаний им. -существительных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Самостоятельная работа | |
Существительные с суффиксом -ОК- | - | ч.3:96-100 т2:58 | Написание суффикса -ОК- после шипящих | Логические: подведение под правило. | Индивид. рассказ | |
РР. Письменное изложение | - | ч.2: 94-96 | Перестроение текста с заменой первого лица на третье. | индивидуальная | ||
Изменение прилагательных по родам и числам | - | ч3:100-104 | Изменение прилагательных по родам и числам | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. | коллективная, индивид. | |
Правописание окончаний существительных во множественном числе в разных падежах | + | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Контрольный диктант за 3 четверть | |||
Изменение прилагательных по падежам | + | ч3:104-108 | Различение различных форм прилагательных | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивидуальная | |
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. | - | ч3:108-110 | Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивидуальная | |
РР. Работа с картиной | - | ч.2: 96-97 | Обобщение на основании наблюдения | Познавательные: понимание и применение знаний Логические: подведение под правило. Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная, индивидуальная | |
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах | - | ч3:111-113 | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивидуальная | ||
Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | + | ч3:114-116 т2:65 | Распознавание в тексте прилагательных в Р.п. и В.п. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивид. аптека | |
Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | + | ч3:116-119 т2:68 | Формирование умения правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Индивид. библиотека | |
Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода | - | ч3:120-122 | Формирование умения правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | индивидуальная | |
РР. Правила разговора по телефону. | - | ч2: 98-102 | Определение падежа существительных в форме мн. ч. Разговор по телефону. Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас. | Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях | коллективная, индивидуальная | |
Правописание падежных окончаний прилагательных | - | ч3:123-124 | Актуализация знания алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Самостоятельная работа | |
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки. | + | ч3:124-129 | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки | Логические: подведение под правило. Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. | коллективная, индивидуальная | |
Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки | + | ч3:129-133 т2:78 | Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки | Логические: подведение под правило. | работа в паре однажды | |
Склонение прилагательных во множественном числе | - | ч3:134-135 т2:81 | Падежные окончания прилагательных в форме мн. ч. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивид. герой | |
РР. Описание и повествование | - | ч2:103-104 | Различение разных типов письменной речи | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации | коллективная, индивидуальная | |
Окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах | - | ч3:136-139 | Окончания прилагательных в форме множественном числе в И.п. и В.п. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивидуальная | |
Окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах | + | ч3:139-142 т2:84 | Словосочетания прилагательных в форме разных падежей, различение этих форм. | Познавательные: понимание и применение знаний. | коллективная, индивид. земляника | |
Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах | + | ч3:143-146 т2:88 | Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | Индивид. отец, металл | |
Правописание окончаний прилагательных во множественном числе. | - | ч.3: 147 | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Самостоятельная работа | ||
РР. Сочиняем басню по картине | - | ч2:104-110 | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная | ||
Второстепенные члены предложения. Определения | - | ч3:148-150 | Роль им. прилагательных в предложении | Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. | коллективная, индивидуальная | |
Слова с удвоенной буквой согласного | + | ч3:150-152 | Слова с удвоенной буквой согласного | Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. | индивидуальная | |
Глагол. Начальная форма глагола. | + | ч3:152-156 | Суффиксы начальной формы глаголов -ть-, -ти-, -чь- | Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивид. | |
Написание частицы – ся. | - | ч3:157-160 | Значение и происхождение частицы -ся (-сь) | Личностные:смыслообразование и самоопределение | индивидуальная | |
РР. Устное изложение | - | ч2:110-116 | Развитие устной речи | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | индивидуальная | |
Написание Ь перед частицей – ся. | - | ч3:160-163 | Формирование умения писать Ь в начальной форме глаголов с частицей -ся. | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | индивидуальная | |
Суффиксы глагола: -а-, -е-,-и-,-о-,-у-, -я- | + | ч3:163-164 | Определение глагольных суффиксов | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | коллективная, индивидуальная | |
Времена глагола. Прошедшее время глагола. | + | ч3:165-167 | Формирование умения определять времена глаголов | Логические: подведение под правило. | коллективная, индивидуальная | |
Настоящее время глагола. | - | ч3:167-169 т2:95 | Изменение глаголов настоящее времена по числам | Логические: подведение под правило. | коллективная, индивид. горох | |
РР. Устный рассказ по рисунку | - | ч2:116-118 | Составление рассказа-повествования | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная, индивидуальная | |
Времена глагола. | + | ч.3: 170 | Актуализация знаний о правописании глагола | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Самостоятельная работа | |
Будущее время глагола. | - | ч3:170-174 т2:98 | Определение формы буд. вр. глагола | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме | коллективная, индивид. вагон, багаж | |
Времена глагола, изменение по лицам и родам | + | ч3:174-181 | Актуализация знаний по правописанию глагола | Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. | Обобщение, групповая, индивидуальная | |
Мягкий знак после шипящих во всех формах глагола | + | ч3:181-183 | Ь после шипящих во всех формах глагола. Глаголы в форме повелительного наклонения | Личностные: контроль процесса и результатов деятельности | индивидуальная | |
РР. Письменное изложение | - | ч2:118-120 | Работа над основной мыслью текста | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | индивидуальная | |
Правописание Ь после шипящих в глаголах | - | ч3:183-184 | Актуализация знаний обучающихся | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Самостоятельная работа | |
Глаголы будущего и настоящего времени. | - | ч3:185-188 | Повторение пройденного | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. | индивидуальная | |
Глаголы прошедшего времени. | + | ч.3:188-190 | Повторение пройденного | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | индивидуальная | |
Части речи: существительное, прилагательное, глагол | + | ч.3:191-192 | Повторение пройденного | Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные:смыслообразование и самоопределение | индивидуальная | |
РР. Работа с картиной. Сочинение. | - | ч2:120-127 | Составление целостного впечатления о картине, реконструирование наблюдений, составление текста-описания и текста-повествования | Личностные: формирование базовых эстетических ценностей | коллективная, индивидуальная | |
Правописание разных орфограмм | - | Регулятивные: контроль и самоконтроль. | Контрольный диктант за год | |||
Звукобуквенный разбор слова. | - | |||||
Разбор слова по составу. | + | |||||
Разбор простого предложения по членам предложения. | + | |||||
Резервный урок | - | |||||
Резервный урок | - | |||||
Резервный урок | - | |||||
Резервный урок | - | |||||
Резервный урок | - | |||||
Резервный урок | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...