Тема урока: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов Форма урока: космическое путешествие Цели и задачи урока: Обучающие: ∙ Развивать умение разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, соотносить схемы и формы глаголов, определять функцию (значение) глагольных морфем; –развивать чувство языка на основе выявления грамматической сущности языковых знаков (частей слов). Развивающие: ∙ продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности; ∙ создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся; ∙ продолжить формирование коммуникативных навыков, умение договариваться в группах и парах. Воспитательные: ∙ формировать эстетический вкус к слову; ∙ содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации; ∙ направить деятельность учащихся на создание творческого продукта. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, макбуки, карточки для групповой работы
Ход урока - Организационный момент. Слово учителя.
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком. Ребята, вы любите мечтать? (Ответы детей) Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»: Я мечтаю о звёздных полётах, Межпланетным я стану пилотом, Намечаю маршруты путей, Только б вырасти мне поскорей. Всё о жизни Сатурна узнаю, С марсианами дружбу сведу, По пути на Луне побываю, К дальним звёздам дорогу найду. Небо синее ласково манит И к бескрайним просторам зовёт. Знаю я, что минута настанет - В дальний рейс поведу звездолёт. -Скажите, совпадают мысли лирического героя с вашими мечтами? -Человека всегда манит неизведанное и загадочное. Кто знает, возможно, после этого урока ваше мнение изменится. А сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие, где мы изведаем таинственный мир русского языка. Мы держим свой путь в галактику Глаголию- самую загадочную и изменяющуюся. Руководство полётом разрешите взять на себя. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости нашего урока. Давайте их поприветствуем. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу». За успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал). - Целеполагание.
В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому пространству. -Выучить порядок разбора глаголов по составу. Уметь применять алгоритм разбора глаголов по составу. Повторить, какие суффиксы не входят в основу слова. Безошибочно писать безударные личные окончания глаголов. III. Актуализация ранее изученного. Внимание, экипаж! Занесите первую запись в свои личные бортовые журналы. Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам. Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше будет проходить поэтапно. 1 этап «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты» Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что наши знания по теме «Глагол» а) Фронтальный опрос -Что вы знаете о глаголе? Что такое глагол? Назовите постоянные его признаки. По каким суффиксам определяется возвратность глагола? Что называют спряжением глагола? Как определить спряжение глагола? Зачем это нужно? - Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными базовыми понятиями, изученными по теме нашего урока. б)Запись с комментированием и разбор предложения. На космическом корабле космонавты проводят научные опыты и наблюдают за нашей планетой. в)Морфологический разбор глагола. Проводят (что делают?) - н.ф.- проводить,II спр.,невозвр, наст.вр., мн.ч,сказуемое. -Итак, к полёту всё готово. Взлетаем! 2 этап «Ориентирование по маршрутному листу» - В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по галактике русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока. IV. Письмо с комментированием. Выписать глаголы, поставив их в форму 2лица, единственного числа, в скобках указывая спряжение)Что помогает быстро и безошибочно написать безударное окончание глагола? 1.Я мечтаю о звёздных полётах, (мечтаешь(Iспр.)) Намечаю маршруты путей, (намечаешь) Межпланетным я стану пилотом,(станешь) Только б вырасти мне поскорей. 2.Небо синее ласково манит(манишь) И к бескрайним просторам зовёт.(зовешь) Знаю я, что минута настанет –(настанешь) В дальний рейс поведу звездолёт.(поведешь) Взаимопроверка. На какие группы можно разделить эти глаголы?(глаголы I и II спряжения, глаголы настоящего и будущего времени, глаголы с ударным и безударным окончанием). Помогает ли знание алгоритма при написании безударногоокончания? Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём. V.Упражнения для глаз. Молодцы, продолжим! VI. «Встреча с инопланетянами» (упражнение 295) - Ребята, но в космосе мы встречаем не только планеты и звёзды, не редкость и сами инопланетяне. Давайте представим, что повстречались с ними, постараемся объяснить нашу тему урока. -Вспомним последовательность разбора глагола по составу. (Составление алгоритма) Чем порядок разбора глагола отличается от разбора прилагательного или существительного? Почему удобнее разбирать глагол с «конца»? -ешь -ться лась Определите форму глагола. О чем говорит это окончание?(гл.2-го лица, ед.ч),т.д. VII. 4 этап «Космическое послание» Да! Каких только чудес ни бывает в космосе! Но что это?! На электронную почту пришло космическое послание. Откройте макбуки и изучите его. Напишите ответ на это послание, используя сайт «Началка.семинфо»
1) Форма. 2) Не входят в основу. 3) Основа. 4) Корень. 5) Приставка, суффикс. – Что обозначают эти слова и цифры? (Разбор глагола по составу и его порядок, последовательность.)
VIII. Физкультминутка. IX. 5 этап «Внимание! Неопознанная планета» Групповая работа. Изучите особенности рельефа, климат этой планеты. Подберите слова к данным схемам , разберите их по составу (упражнение 294 ). -аете -ить -ут -ишься -аться -ал Но после такой кропотливой работы нужно немного отдохнуть, приободриться, подкрепиться энергией. Самое время для физкультминутки. X. этап «Адаптация космонавтов» .Задание на дом. - Ребята, мы облетели всю галактику. Пора возвращаться домой. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям. - Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите рассказ о сегодняшнем путешествии на уроке из 8 предложений, разберите все глаголы по составу. XI. этап «Итоговая конференция» По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу. - Итак, обсудим наш полёт. - Цель достигнута?Понравилось путешествие?Что запомнилось?Над чем ещё нам нужно поработать? - Отметим самых активных космонавтов. Наше космическое путешествие состоялось!Спасибо за ваше усердие и старание. |