Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Что такое местоимение?".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Что тако местоимение?". Образовательная программа "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.59 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 91.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: «Что такое местоимение?»
Цель: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Задачи
Предметные результаты:
- Понимать, что такое местоимение.
- Узнать, какова роль местоимений в предложении.
Метапредметные результаты:
- Самостоятельно определять учебную задачу.
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- Проявлять познавательную инициативу в учебном процессе.
Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.
Ход урока:
Первый этап: организационный 2 мин.
УУД – коммуникативные.
- Деятельность учителя. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать, ответы полные давайте
И на уроке не зевайте. (Слайд 1)
Деятельность ученика. Проверяют готовность у уроку. Настраиваются на работу.
- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». (Слайд 2)
- А что такое тайна?
Деятельность ученика. Дети высказывают свои предположения. Тайна – это то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет.
- А вы готовы открывать тайны?
- Ребята, сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.
- Так, открывайте тетради. Давайте запишем дату.
- Чистописание.
- Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать какую букву мы будем прописывать.
Попугайчик, попугай, папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе, а найди нам букву…(П). (Слайд 3)
Деятельность ученика. Дети смотрят на доску и повторяют написание согласной буквы П, соединение букв Па.
Второй этап: постановка цели и задачи урока 5 мин.
УУД – учебно – познавательные, коммуникативные.
- Давайте вспомним: «Что такое речь?»
Деятельность ученика. Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.
- Какие части речи вам знакомы?
Деятельность ученика. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
Деятельность ученика. Нужно распределить слова, по частям речи. У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – в тетрадях. (Слайд 4)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Карточки со словами: стол, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, носить, мама, мужественный, учиться. Проверка по эталону на слайде. (Слайд 5)
- Почему вы не все слова распределили?
Деятельность ученика. Они не относятся ни к одной из групп.
- А мы употребляем эти слова в речи?
Деятельность ученика. Да.
- Значит они тоже часть речи?
Деятельность ученика. Задумываются над ответом.
- Значит какая цель нашего урока?
Деятельность ученика. Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи.
Третий этап: актуализация знаний 5 мин.
УУД — учебно — познавательные.
- Прочитайте два текста и сравните их.
Деятельность ученика. Дети читают со слайдов тексты. (Слайд 6)
1. Помидор — овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.
2. Он — овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.
- О чем говорится в первом тексте?
Деятельность ученика. О помидорах.
- О чем говорится во втором тексте?
Деятельность ученика. Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чем говорится.
- Вместо каких слов употреблены слова он, они?
Деятельность ученика. Он — помидор, они — помидоры.
- Место какой части речи заняли эти слова?
Деятельность ученика. Место имени существительного.
- Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются местоимениями.
- Так какая тема сегодняшнего урока?
Деятельность ученика. Местоимение. (Слайд 7)
- Почему местоимение получило такое название?
Деятельность ученика. Место имени.
Достойная замена.
Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторятся в речи много раз и не быть назойливым, Существительное вместо себя оставляет своих заместителей — Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные, важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Физминутка.
- Прежде чем узнать новое дальше, давайте немного отдохнем и потренируем наши глазки.
Деятельность ученика. Дети тренируют глазки.
Раз — налево, два — направо,
Три — наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много — много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Четвертый этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.
УУД — учебно — познавательные, коммуникативные.
- Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них еще кое — что интересное. Готовы?
- Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне:
У слона большие уши,
Как гора огромен слон.
Равных нет ему на суше:
Он по весу — чемпион.
Деятельность ученика. Дети читают стихотворение на слайде. (Слайд 8)
- На какой вопрос отвечает слово «слон»?
Деятельность ученика. Отвечает на вопрос КТО.
- Каким местоимением заменяется слово СЛОН?
Деятельность ученика. Слово слон заменяется местоимением ОН.
- На какой вопрос отвечает слово «он»?
Деятельность ученика. Отвечает на вопрос КТО.
- Значит, какой вывод мы можем сделать?
Деятельность ученика. Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
- Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чем же различие? Давайте понаблюдаем. Уберем из стихотворения первую строчку и прочитаем.
Деятельность ученика. Дети читают. (Слайд 9)
- Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Деятельность ученика. Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
- Значит, какой вывод мы можем сделать?
Деятельность ученика. Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.
Деятельность ученика. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
- Продолжим предложения, выбрав верные высказывания:
1. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это глаголы, имена существительные, имена прилагательные, местоимения; (Слайд 10)
2. Местоимение — часть речи, не часть речи; (Слайд 11)
3. Местоимение — указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы. (Слайд 12)
- А теперь давайте полностью озвучим определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?
Деятельность ученика. Дети дают определение.
- Давайте сравним наше определение с эталоном.
Деятельность ученика. Дети читают определение на слайде.
- Местоимение — часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. (Слайд 13)
- А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?
Деятельность ученика. Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Работа по учебнику. Деятельность ученика. Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменные задания.
Упражнение 171
- Какие местоимения встретились в тексте?
Деятельность ученика. Он, я, ты, они.
- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?
Физминутка.
Топай мишка, хлопай мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!
Деятельность ученика. Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений.
Пятый этап: первичная проверка понимания 5 мин.
УУД — учебно — познавательные, коммуникативные.
Работа по упражнению 171 (устно). Деятельность ученика. Дети читают текст упражнения и называют местоимения.
- Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?
Шестой этап: первичное закрепление 5 мин.
УУД – учебно – познавательные, коммуникативные, информационные.
Самостоятельная работа по упражнению 174.
- Выполните упражнение. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища. Оцените товарища по таким критериям.
Все верно - !
Одна ошибка - +
Две ошибки - ?
Три ошибки - -.
Деятельность ученика. Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. (Слайд 14)
- Проверьте по эталону на слайде.
Деятельность ученика. Проверка по эталону. (Слайд 15)
- Поднимите руку те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.
Деятельность ученика. Дети поднимают руки.
- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания.
Работа в парах.
- У вас на столах карточки с заданием. Какое задание нужно выполнить?
Деятельность ученика. Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения.
- Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимет вместе руки вверх и мы проверяем.
Деятельность ученика. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.
Задание.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уж тут как тут.
Слова для справок: она, у нее, ей, она.
Седьмой этап: домашнее задание.
УУД – учебно – познавательные, коммуникативные.
Упражнение 175.
- Прочитайте задание упражнения. Все ли вам понятно?
Деятельность ученика. Дети читают текст упражнения и задают вопросы.
- Вспомните. Какие предложения называются нераспространенными, и какие распространенными.
Восьмой этап: рефлексия 5 мин.
УУД - учебно – познавательные, коммуникативные.
- Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
- Какую часть речи изучали?
Деятельность ученика. Узнали о новой части речи – местоимении.
- Какие определения вывели?
Деятельность ученика. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.
- Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
Деятельность ученика. Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.
- Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
Я понял, что такое местоимение, и могу это объяснить одноклассникам.
Я понял, что такое местоимение, но не уверен, что объясню другому.
Я не совсем понял, что такое личные местоимения.
Деятельность ученика. Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.
Список литературы:
- Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок. 2 класс. Волгоград: Учитель, 2012
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2012
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум, 2012
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2016
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока: «Учитесь открывать тайны!»
1 Помидор – овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов. Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.
Тема урока: «Что такое местоимение?»
1 Попугайчик, попугай, папу с мамой не пугай. Не ищи жучка в крупе, а найди нам букву…
1 Имя существительное Имя прилагательное Глагол
П роверь себя Имя существительное Имя прилагательное Глагол Стол Голубой Писать Медведь Храбрая Носить Мама Мужественный Учиться
Слон У слона большие уши, Как гора огромен слон. Равных нет ему на суше: Он по весу чемпион. В. Степанов
Сравните: Равных нет ему на суше: Он по весу – чемпион.
Выберите верное высказывание Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они: Глаголы; Имена существительные; Имена прилагательные; Местоимения.
Выберите верное высказывание Местоимение это: Часть речи; Н е часть речи.
Выберите верное высказывание Местоимение: Указывает на предметы, но не называет их; Указывает на предметы и называет предметы.
Проверь себя Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение – это часть речи.
Оцени товарища Все верно - ! Одна ошибка - + Две ошибки - ? Три ошибки - -
Упражнение №174 Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).
Список литературы Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок. 2 класс. Волгоград: Учитель, 2012 Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос , 2012 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012 Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум, 2012 Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Что такое имя прилагательное?"
Данный конспект открытого урока поможет провести урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" в соответствии с ФГОС...
План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ
Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема: Что такое части речи?
Тема урока: Что такое части речи?...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс Тема урока: « Имя прилагательное»
Урок направлен на усовершенствование знаний об имени прилагательном, развитии умения точно употреблять в речи.При помощи алгоритма....
Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...