урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок разработан в технологии детельностного метода Л.Г.Петерсон и направлен на формирование "умения учиться" в условиях реализации ФГОС НОО. К уроку прилагается его описание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_kursy_2017g.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Региональный институт профессионального развития».

Кафедра теории и методики обучения и воспитания

Итоговая работа

Деятельностный метод в обучении русскому языку  в 3 классе  (в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).

                                             Выполнила:

                                                                             Кириллова Т.А.,

зам.директора по УВР

МАОУ «СОШ№2» р.п.Крестцы

                                               Руководитель:

                                                                          Попова Н. П., доцент кафедры

                                                                           теории и методики обучения и

                                                                                               воспитания

Великий Новгород

2017

Деятельностный метод в обучении русскому языку в 3 классе.

Кириллова Татьяна Александровна,

зам.директора по УВР

 МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 2» р.п.Крестцы

Современное общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности, личности, готовой к саморазвитию. Сегодня ценностью  является умение искать и находить, думать и узнавать, тренироваться   и делать. На первый план выходит личность ученика, готового  к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу  информации, принимать решения и доводить их до исполнения. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Реализация новой цели образования требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

1)        обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

2)        формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

3)        формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Смещение акцентов в  ценностях  образовательной политики породило потребность в пересмотре основных принципов образования. Самый первый - это принцип деятельности. Суть его в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Теперь задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

учебная задача - учебные действия – действия самоконтроля и самооценки.

Учебная задача — это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала. Она ставится перед учащимися в форме проблемной ситуации и, с одной стороны, способствует осознанию целесообразности введения нового понятия, а с другой - активизирует и делает осмысленным сам процесс учебных действий. При постановке учебной задачи необходимо выполнение следующих требований:

1)        учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия;

2)        учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.

Очевидно, что обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Учитель подводит их к этому открытию, предлагая систему специальных вопросов и заданий. Отвечая на них, учащиеся выполняют предметные и мыслительные действия, которые называют учебными действиями.

Необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков

 – к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

– от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

– от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Основной смысл добавления к термину «деятельность» термина «система» означает, что в педагогической практике в соответствии с содержанием новых ФГОС обеспечивается формирование личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных образовательных результатов осуществляется в комплексе, в системе.

Таким образом, системно-деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности и направленное на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в комплексе, системе.

Какой же должна быть современная технология обучения, отвечающая современным образовательным целям?  С одной стороны, она должна реализовывать деятельностный подход, а с другой - обеспечивать прохождение необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий, установленных в работах П.Я. Гальперина:

Мотивация -----> ООД-----> Материальное или материализованное действие----------> Внешняя речь -------->Внутренняя речь         ------>Умственное действие

Указанным требованиям удовлетворяет  деятельностный метод, разработанный Л.Г. Петерсон.

Основные этапы этого метода таковы:

1. Постановка учебной задачи

2. «Открытие» детьми нового знания

3. Первичное закрепление (комментирование)

4. Самостоятельная работа с проверкой в классе

5. Решение тренировочных упражнений

6. Контроль (принцип мини-макса).

Раскроем эти этапы подробнее.

I.        Постановка учебной задачи.

Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий «коллизию», то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать — мне это интересно!). Четко формулируется цель урока.

II.        «Открытие» детьми нового знания.

Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельностного метода.

III. Первичное закрепление.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет и  за чем, что должно получиться).

На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

IV. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля: положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

V. Тренировочные упражнения.

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение — его освоение, действие — саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы).

VI. Отсроченный контроль знаний.

Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки.

Деятельностный метод может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:

  1.  целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;
  2.  учебные действия детей - на этапе «открытия» нового знания;
  3.  действия самоконтроля и самооценки — на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества). С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

В качестве примера использования деятельностного метода обучения можно проанализировать урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.» (Приложение 1).

        На этот урок определены  две цели: обучающиеся должны уметь

во-первых, правильно писать безударный гласный в безударных окончаниях имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.;

во-вторых, осуществлять  оценку учебной деятельности.

Содержанием урока является тема «Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.»».

Оборудованием урока является учебник русского языка для 3 класса; демонстрационные таблицы (таблица для определения склонения имени существительного, таблица выбора букв Е-И в безударных окончаниях имен сущ-х (эталон) и таблица для оценивания умений); раздаточный материал: карточки для работы в парах и проверочная работа).

Урок состоит из   пяти этапов.

Первый этап – это постановка учебной задачи (этап мотивации и целеполагания деятельности).

Он включает проверку домашнего задания, словарный  диктант и задание с преодолимой трудностью.

Проверка домашнего упражнения проводится в классе для того, чтобы актуализировать умение учащихся определять  склонение имен существительных, потому что это умение необходимо для усвоения сегодняшней темы. Проверка домашнего задания проходит в форме взаимопроверки и с взаимооцениванием, используется такой приём, как сравнение с образцом, критерии оценивания учащимся уже знакомы и использовались ранее на уроках.

Далее идёт словарный диктант, который и представляет задание с преодолимой трудностью: составить алгоритм выбора букв Е-И в безударных падежных окончаниях имен существительных. Формулируется цель урока: научиться правильно писать  безударные окончания имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п. – и записывается тема урока.

Второй этап – «открытие» детьми нового знания. В ходе выполнения задания на карточках дети вспоминают полученные ранее знания по данной теме, выясняют, каких знаний им не хватает. Ещё одно задание - построить таблицу по определению правильного написания буквы Е или И в безударных падежных окончаниях имен сущ-х. После  самостоятельного «открытия» нового знания происходит знакомство с правилом и общепринятым алгоритмом действий. На этом этапе используются такие формы обучения, как коллективный диалог и работа в парах.

Третий этап – первичное закрепление. Выполняется задание: учащиеся  выполняют упражнение  по учебнику, комментируя у доски  выполнение вслух, какую букву писать в слове, по алгоритму (сравнение с эталоном), графически обозначают орфограмму.

Четвёртый этап – самостоятельная работа с проверкой в классе – решает задачу самоконтроля и самооценки. Учащимся предлагается проверочная работа.  В процессе выполнения работы действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя»,  После его выполнения  следует самопроверка (сопоставление с образцом и эталоном) и самооценивание по предложенным критериям.

Пятый этап – повторение и закрепление  изученного материала – предлагает задание более сложное (вычленить слова на изученную орфограмму на слух).

Завершающий этап – это, во-первых,  подведение итога урока (коллективный диалог, система вопросов по выявлению того, достигнута ли поставленная в начале урока цель). Во-вторых, самооценка учащихся своего индивидуального уровня достижения цели. (используются знаки в соответствии с тремя уровнями). И в-третьих, дифференцированное домашнее задание (в зависимости от поставленной себе отметки достижения цели).

Самоконтроль в учебной деятельности означает регуляцию школьником своей работы с целью обеспечения результатов, соответствующих предъявляемым требованиям, нормам, правилам. Благодаря корректирующей функции самоконтроля ученик может реализовать предложенную ему извне или самостоятельно принятую учебную задачу. Цель самоконтроля состоит как в исправлении ошибок, так и в их предотвращении. Что из себя представляет действие контроля? Есть ориентировочная  и исполнительная  части любого действия. Чтобы действие было целенаправленным и продуктивным, исполнение (реализация) должна периодически соотноситься с планом, замыслом действия (ориентировкой). Это соотнесение и есть действие контроля.

Контроль за исполнением действия может осуществляться по результату этого действия - насколько он соответствует цели. Такой вид контроля был на первом этапе – взаимопроверка домашнего задания – использовался приём сравнения с образцом. И так же на этапе самостоятельной работы с проверкой в классе – выполнение проверочной работы.

Более сложный контроль состоит в соотнесении последовательности операций, которые надо выполнить, чтобы достичь цели (по плану), с реальной последовательностью выполняемых операций. Формула такого вида контроля: «Ой, что-то я не то делаю». Пооперационный контроль осуществлялся на этапе первичного закрепления (использовался приём работы по эталону).

Самооценка ученика — это критическое отношение к своим способностям и объективное оценивание собственной учебной деятельности. Самооценка может быть направлена как на конечный результат работы, так и на процесс его достижения. При самооценке ученик производит сравнение собственной деятельности либо с установленными нормами, либо с деятельностью других учеников, либо с собственной деятельностью в прошлом.

Взаимооценка (как элемент формирующего оценивания) предметного результата, в частности полнота и правильность выполнения домашнего задания, была организована на первом этапе.

Самооценка предметного результата проводилась на этапе самостоятельной работы с проверкой в классе.

Самооценка достижения результата была организована на завершающем этапе с использование рефлексивных заданий по оценочной карте.

Для диагностики сформированности действий самоконтроля и самооценки использовала методику М.М. Шалашовой. Критерии и показатели оценивания УУД  самооценки:

1 уровень: совместно с учителем устанавливает соответствие результата и конечной цели, высказывает оценочное суждение о результатах деятельности.

2 уровень: по заданному алгоритму определяет правильность решения задания, устанавливает соответствие результата и конечной цели, высказывает оценочное суждение о результатах деятельности.

3 уровень: самостоятельно делает вывод о правильности  решения, сравнивает вариант решения с заданным алгоритмом, высказывает аргументированное суждение о соответствии результата поставленной цели.

Критерии и показатели оценивания УУД  самоконтроля:

1 уровень: совместно с учителем анализирует ошибки, причины их возникновения, определяет действия, необходимые для их устранения.

2 уровень: самостоятельно анализирует ошибки,  с помощью учителя выявляет причины их возникновения, определяет действия, необходимые для их устранения.

3 уровень: самостоятельно определяет причины  затруднений и ошибок, определяет действия, необходимые для их устранения.

Проводила диагностику 2016/2017 учебном году  в 3 классе дважды: в начале и конце третьего триместра. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты  диагностики сформированности у обучающихся  самоконтроля и самооценки.

Самоконтроль

Начало 3 тр.

Конец 3 тр.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Количество учащихся

14

9

2

9

12

4

Самооценка

Начало 3 тр.

Конец 3 тр.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Количество учащихся

15

8

2

10

11

4

Результаты диагностики сформированности у обучающихся  самоконтроля и самооценки доказывают эффективность используемого деятельностного метода обучения.

Список литературы:

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В.Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004.
  2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г. Петерсон - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
  3. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования современный взгляд. - М.,1999.
  4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000..».. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.
  5. Шалашова М.М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: Справочник заместителя директора школы. - 2013

Приложение 1.

Урок русского языка  в 3 классе

Тема  «Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.»»

Кириллова Татьяна Александровна,

 зам.директора по УВР

 МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 2» р.п.Крестцы

Цели  (результаты): обучающийся умеет:

1. правильно писать безударный гласный в окончаниях имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.

2. Осуществлять оценку учебной деятельности.

 Содержание: Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.

Технология: деятельностный метод Л.Г.Петерсон

Оборудование:

Учебник Н.В.Нечаева «Русский язык» 3 класс

Демонстрационный материал:

Д 1. Таблица « Склонения имен существительных»

Д 2. Таблица «Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.»

Склонение

        1скл                      2 скл.        3 скл.

Р.п.               -и        -        -и

Д.п.               -е        -        -и

П.п.               -е        -е        -и

Д 3. Оценочная таблица

Отметка

Моё умение

Моя отметка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных, но остался вопрос по теме урока

+-

Запомнил правило написания гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных, но не уверен, что самостоятельно смогу вставить правильно буквы в словах на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных и смогу самостоятельно применять его на письме

Раздаточный  материал:

Р 1. Карточки для работы в парах

В небесной лазур…, на ладон..., шли по  алле…, деревья в ине…,ехали к деревн…, были на площад…,плавал в проруб…, нашел в сара…, ехал на лошад…,сидел на лошадк…

Р2.  Проверочная работа

Вставьте пропущенные буквы, определите склонение и падеж имен сущ-х.

В спортзал…, на тренажёр…,  в коллектив…,

в лодк…, на майк…, без радост…, о новост…,

в повест…, в рассказ…, на крыш…,

 на бутерброд…, от батарейк…, на открытк…,

в чайник…, о рыс…, о строител…, без марк…,

по памят…, на стройк…, в альбом…, в театр…,

из нефт…, на монет…, без медал.., в сахар…,

на масл.., в торт…, на мороз…,  к  берез…,

 о встреч.., из ежевик…, в букет…, о ягод…,

в зоопарк…, из варежк…, без куртк…, без точилк…, о рол…, о королев…, в вышивк…, без вышивк…,

из песн…, о сил…, в песн…, в Европ…, в четверт…, в сумк…, без сумк…, из картошк…, из речк….


Ход урока

  1. Постановка учебной задачи.
  1. Проверка домашнего задания

(Проверка домашнего задания проходит в форме взаимопроверки: один учащийся, у которого заранее учителем проверено домашнее задание, читает имена существительные и называет их склонение, дети проверяют, ставят отметку, пишут, кто проверял, критерии оценивания они уже знают: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более  ошибок – «2»).

- Что вы делали, чтобы определить склонение имен существительных? (Ставили имя сущ-е в И.п., определяли род, окончание и смотрели в таблицу Д 1) Тетради с домашним заданием сдаём.

1.2. Запись в тетрадь: число, классная работа.

- Сегодня мы продолжим работать с именами существительными, а вот какой будет тема нашего урока, я надеюсь, вы сможете сказать мне сами, и тогда мы запишем её в тетрадь.

1.3. Словарный диктант: писать в тетради- рисовать в тетрадке, сидеть на ёлке – висеть на ели, лежать в кровати-читать в кроватке, прыгать на ветке-срывать с ветви.

- Выделите окончания у им.сущ-х. На какие группы можно разделить имена сущ-е? (Одна группа – это имена сущ-е 1 скл с окончанием -е, вторая -  имена сущ-е 3 скл с окончанием -и)

- Что вы знаете о написании безударных окончаний имен сущ-х 1 и 3 склонений  в П.п.? (ответы детей).

- Имен сущ-х какого склонения вам не встретились? (2 скл.)

- Можете ли вы объяснить, каковы условия выбора букв  Е-И в окончаниях этих слов? (Учащиеся объясняют)

- Встречались ли нам с вами тексты, в которых были бы имена сущ-е всех трёх склонений с безударными окончаниями? (Нет)

-Есть ли у вас алгоритм написания безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.? (Нет)

- Как можно сформулировать цель нашего урока? (Научиться правильно писать  безударные окончания имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.).

- Значит, тема урока? (Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.) Запишите в тетрадь.

2. «Открытие» детьми нового знания.

- Работаем в парах с карточками (Р 1. Карточки для работы в парах)

- Запишите имена сущ-е в тетрадь, вставляя пропущенные окончания.

Учащиеся записывают:

В небесной лазури, на ладони, шли по  аллее, деревья в инее, ехали к деревне, были на площади, плавал в проруби, нашел в сарае, ехал на лошади, сидел на лошадке.

- Скажите, что вам надо было определить у имен сущ-х, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний? (склонение и падеж)

- Посмотрите параграф в учебнике и  орфограмму и проверьте, правильный ли вы сделали вывод? (Правильный.)

- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

- Работаем  в парах. Попробуйте составить таблицу на данное правило.

Учащиеся озвучивают получившиеся результаты работы.

На доску вывешивается таблица (Д2):

Склонение

        1скл                      2 скл.        3 скл.

Р.п.               -и        -        -и

Д.п.               -е        -        -и

П.п.               -е        -е        -и

- Сравните свои работы с эталоном. Поднимите руки, у кого всё так.

-Какую задачу мы с вами решили? (Выявили правило написания безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.. Какая задача осталась? (Научиться писать правильно безударные окончания имен сущ-х).

3. Первичное закрепление с комментированием.

- Выполняем упражнение из учебника (Выписываем слова с пропущенными безударными окончаниями имен сущ-х, вставляем нужную букву), с комментированием вслух учеников, работающих у доски.

4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- Выполните самостоятельно проверочную работу (Р2).

После того, как работа  выполнена, проводится самопроверка (Ответы записаны на доске (были прежде закрыты),  если совпадение ставим +) И производится  самооценка результата (Перевод  в оценку, которая указана на доске)

- Поднимите руки, кто поставил себе «5» и «4». Молодцы! Как вы действовали, чтобы получить такой результат? (Действовали по алгоритму, смотрели в таблицы Д1 и  Д2)

- У кого не такой хороший результат, что вы неправильно делали? Что можно сделать, чтобы получить его? (Тренироваться ещё, поработать тщательно дома над усвоением алгоритма).

5. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

- Давайте потренируемся на слух правильно вставлять  Е-И в безударных падежных окончаниях имен сущ-х.  В читаемых мною предложениях попробуйте услышать слова, в которых есть данная орфограмма. Запишите их, обозначив условия выбора буквы в окончании.

1) Кругом деревни стеной поднимался хвойный лес.

2) Крыша на избушке давно прогнила.

3) В избушке живёт старый охотник.

4) Не было возле избушки забора.

5) Собака исчезла в густой чаще.

5. Итог урока.

1) Рефлексия учебной деятельности.

- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Правописание безударных окончаний имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.).

- От чего же зависит правописание букв Е-И в окончаниях имен сущ-х?

(от склонения и падежа)

- Какие цели мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать  безударные окончания имен существительных в Р.п.,Д.п.,П.п.).).

- Мы их достигли? (Да).

2) Задание для диагностики достижения целей:

- Оцените свою работу по оценочной карте (Д 3). Значок поставьте себе в тетрадь.

Отметка

Моё умение

Моя отметка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных, но остался вопрос по теме урока

+-

Запомнил правило написания гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных, но не уверен, что самостоятельно смогу вставить правильно буквы в словах на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных и смогу самостоятельно применять его на письме

Домашнее задание:

1) выучить правило в учебнике

2) Задание на выбор:

 а)  упр. 460

б) самодиктант из 20 слов на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...