В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.
Сказка или рассказ.
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и содержанием его произведения «Сказка о жабе и розе»; научатся: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей | Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев, из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием |
Образовательные ресурсы: видеопрезентация об авторе, аудиосказка | ||
Учитель: Герасимова О.А. | ||
Дата проведения: 14.12.2018 г. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. | Учащиеся пересказывают сказку | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные – Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку. – Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? – Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»? – Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя – Сказка – произведение фольклора, повествующее о чем-нибудь необычном, невероятном. – Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц. – Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных. Фиксируют на доске интересные формулировки. – «Узнать, какая роза…», «Что произошло с героями…», «Узнать, какая это сказка…», «Почему жаба общается с розой?» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Знаком-ство с жизнью и творчеством | Организует просмотр презентации – Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя. – Его главными жизненными принципами стано-вится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убежден в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слезы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире. – Читая сегодня его «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами | Слушают учителя. Задают вопросы | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
IV. Первичное чтение сказки | Организует знакомство с текстом сказки (включает аудиозапись) Задает вопросы после прослушивания текста. – Понравилась вам сказка? – Какое впечатление она на вас произвела? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему? – Почему автор назвал сказку именно так, могли бы вы придумать другое название? – Что вас больше всего поразило в произведении? – Каким вам показался Вася? – Как мальчик вел свои наблюдения? – Как это его характеризует? – Какие чувства вы испытываете к Васе? – Какой вы представляете Машу? – Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их. – Можно ли считать, что благодаря Васе роза была спасена? Объясните ваше мнение. Подтвердите его словами сказки. – Какой вы представляете розу? Какова была роза? Прочитайте, как писатель передает внешний вид – Почему роза «чувствовала, что ее срезали недаром»? – Что можете сказать о жабе? Почему жаба хотела уничтожить розу? – Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы. – Как вы думаете, что позволило писателю назвать эту историю сказкой? – О чем это произведение? В чем его главный смысл? – На уроках технологии вы выполняли поделку «Роза», а прежде чем приступить к этой работе, мы с вами рассмотрели очень много фотографий различных роз. Используя свои знания, наблюдения, скажите: какой это цветок – роза | Читают вслух по цепочке текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – Автор не описывает красоту розы. Он описы- – Главное для розы – СЧАСТЬЕ ЖИТЬ. Нам помогает понять счастье розы ее аромат | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
V. Чтение сказки с анализом | Организует выборочное чтение текста и анализ по частям. – Где росла роза? Как вы представляете садик? Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника? – Выберите действия розы. Кому обычно принадлежат такие действия? – Выберите эпитеты в описании розы. Что источала роза? – Как об этом пишет автор? Какие слова помогают это представить? – Выберите описание жабы. Какое впечатление производит жаба? С помощью каких слов автор добивается такого ощущения? – Прочитайте отрывок – описание жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Что для этого необходимо учитывать? | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Роза росла в старом тенистом саду. В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки. – Распускалась, раскрывала, точно плакала, уви-дела небо, почувствовала. Такие действия принадлежат человеку. Запах был словами, слезами, молитвой. – Автор использует в тексте эпитеты, образные определения: «тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами». Читают по тексту: «…На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…» и т. д. – Отталкивающее, отвратительное. Плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др. – Выделять голосом эпитеты, соблюдать темп | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания |
VI. Работа | Организует работу в группах. – Составьте рассказ о героях сказки. 1-я группа – о розе. 2-я группа – о жабе. 3-я группа – о детях. Организует презентацию работы групп, проводит анализ выступлений | Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу. Каждая группа готовит в течение 6 минут рассказ об одном из героев. Работают по правилу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода | Уметь слушать |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить пересказ: 1-й ряд – от имени розы; 2-й ряд – от имени жабы; 3-й – ряд от имени мальчика | Внимательно слушают, задают уточняющие | Сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения – Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод сказки произвел на вас особенное впечатление? Почему? – Сколько сюжетов в этой сказке? – Что позволило писателю назвать эту историю – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Два сюжета: первый о розе и жабе, второй – | Осуществлять |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.
Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма – кластеры, приёмов ...
Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")
Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Урок и презентация к уроку....
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».Особенности данного литературного жанра.(первый урок)
В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...
В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.
Урок 38-39Тема: В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.Тип урока: Урок открытия новых знанийОб...