Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс. "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 57.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
2 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального государственного стандарта 2 поколения начального общего образования и авторской программы курса «Русский язык» Л. Я. Желтовская.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ СОШ №25 предусматривает обязательное изучение предмета «Русский язык».
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. №373 в ред приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
- Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Устав МБОУ СОШ № 25;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Авторская программа курса «Русский язык» 1-4 классы Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
- Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Оценивание учащихся начинается во 2 классе со 2 четверти.
Цели изучения русского языка в начальной школе:
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике;
- воспитание уважения к языку родного народа, стремление познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Задачи:
- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки( в рамках
программы);
- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, формировать речевые умения, позволяющие воспринимать , воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
- способствовать развитию интереса к родному языку.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Оценивание учащихся начинается во 2 классе со 2 четверти.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №25 на изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 5 часа в неделю, 166 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Русский язык» _222_2 класс_______________
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности
русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации
(в словарях и др.);
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать
тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя не понятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности (под руководством учителя).
Содержание программы «Русский язык»
(автор Л. Я. Желтовская)
2 класс (166ч)
Язык и речь (вводный раздел)
Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи.
Русский язык - родной язык русского народа. Наблюдение над выразительными средствами русского языка, устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Устная и письменная речь. Слова вежливости в русском речевом этикете. Высказывания воспоминания о первых летних каникулах.
Повторение изученного о языке в 1 классе
Слово и его строение . Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков. Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи. Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение . Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст . Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Речевое общение
Речь . Речь как способ общения, как "язык в работе". Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнеров по общению и потребности (мотива): у одного - обращаться с речью, у другого - воспринимать ее.
Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объем высказывания: слово предложение, предложение, текст (продукт письменной речи). Цели, задачи высказываний (речевые задачи): спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо.
Речевой этикет Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление.
Виды речевой деятельности (Коммуникативно - речевые умения). Восприятие (понимание смысла) устных и письменных высказываний (предложений, текстов, состоящих из одной-двух микротем): объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану.
Воспроизведение чужой речи (в основном текстов повествовательного характера небольших по объему): дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ (изложение) по вопросам, по готовому плану).
Создание собственных высказываний (предложений, текстов): ответов на вопросы учителя; предложений на темы летних каникул, зимних забав, любимого времени года; описания четвероногого друга; составление поздравлений и др. Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Умение правильно строить высказывание и грамотно его оформлять (при устном общении с помощью четкого артикулирования звуков, интонации; при письменном - в соответствии с требованиями каллиграфии и орфографическими, пунктуационными правилами).
Чистописание (Занятия по чистописанию во 2 классе целесообразно проводить три раза в неделю по 15 минут, чтобы можно было добиться улучшения качества письма в новой разлиновке при овладении рациональными соединениями букв и новой скоростью написания букв, слов.). Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Язык как средство общения
Язык как средство обозначения явлений реального мира и средство общения*. Слово, предложение - главные средства языка. Связь языка с мышлением (язык как средство выражения мыслей и чувств). Знакомство с языковыми нормами: произносительными, словообразовательными, словоупотребительными, правописными. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий).
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова.
Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство с толковым словарем.
Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Слово и его строение . Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении.
Орфография . Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи, ши, ча ща, чу щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Представление об орфограмме. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Слово как часть речи (морфология). Обобщение сведений о частях речи (общее представление).
Имя существительное. Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис и пунктуация. Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Изобразительно выразительные средства языка и речи*. Использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики (молодец, нравится, хорошо, не люблю и пр.). Употребление слов в переносном значении, устойчивых выражений, пословиц. Интонационные возможности выразительности. Наблюдение над использованием звукописи, ритма, рифмы, образных слов в художественных текстах.
Повторение.
Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О "работе" средств языка в речи.
Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь) автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, женщина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, народ, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь.
Тематическое планирование уроков русского языка
во 2 классе (166ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1. | Язык и речь (вводный раздел) | 9 | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения. |
2. | Повторение изученного о языке в 1 классе | 27 | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов). Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слова. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов |
3. | Речевое общение | 12 | Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений. |
4. | Язык как средство общения | 106 | Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов. Различать лексические (конкретные) и общие значения слов. Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). Определять слово как часть речи, группировать слова по частям речи. «Пробовать перо» в употреблении разных частей речи с разными значениями при создании текста в жанре загадки. Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря. Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах. Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи. Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи. Наблюдать над формами изменения частей речи по числам. Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты. |
5. | Повторение. | 12 | Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности |
Приложение №1
Календарное планирование уроков русского языка
№п/п | Тема | Дата |
Язык и речь (вводный раздел) (9 часов) | ||
1. | Зачем человеку слово дано. | 1.09 |
2. | Родной язык — русский. Почему важно понимать друг друга? | 4.09 |
3. | Родной язык — русский. Особенности русского языка. | 5.09 |
4. | Особенности устной народной речи. | 6.09 |
5. | Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. | 7.09 |
6. | Развитие речи. Вспоминаем о лете. | 8.09 |
7. | Анализ творческих работ. | 11.09 |
8. | Входная контрольная работа. Диктант. | 12.09 |
9. | Анализ ошибок. Коррекция. | 13.09 |
Повторение изученного о языке в первом классе (27 часов) | ||
Слово и его строение (8 часов) | ||
10. | Строение слова. | 14.09 |
11. | Звуки и буквы. | 15.09 |
12. | Алфавит. | 18.09 |
13. | Большая буква в словах. | 19.09 |
14. | Слоги. Ударение. | 20.09 |
15. | Перенос слов. | 21.09 |
16. | Упражнения в переносе слов. | 22.09 |
17. | Закрепление. Упражнения в различении звуков, переносе слов. «Школа грамотея». | 25.09 |
Обозначение согласных и гласных звуков на письме (7 часов) | ||
18. | Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме. | 26.09 |
19. | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных. | 27.09 |
20. | Гласные после шипящих согласных. | 28.09 |
21. | Обозначение парных звонких и глухих согласных. | 29.09 |
22. | Обозначение на письме безударных гласных звуков. | 2.10 |
23. | Непроверяемые безударные гласные. Контрольный словарный диктант № 1. | 3.10 |
24. | Закрепление. Непроверяемые безударные гласные. | 4.10 |
Слово как часть речи (2 часа) | ||
25. | Слова – названия предметов, признаков, действий. | 5.10 |
26. | Закрепление изученного. Выполнение заданий. «Школа грамотея». | 6.10 |
Слово и предложение (2 часа) | ||
27. | Слово и предложение. | 9.10 |
28. | Закрепление по теме «Повторение изученного в первом классе». Анализ и коррекция. | 10.10 |
Предложение и текст (8 часов) | ||
29. | Предложение и текст. | 11.10 |
30. | Развитие речи. Изложение «До свидания, журавли!». | 12.10 |
31. | Анализ изложения. Коррекция типичных ошибок. | 13.10 |
32. | Развитие речи.Сочинение«Письмо Деду Морозу о лете». | 16.10 |
33. | Анализ сочинений. | 17.10 |
34. | Контрольный диктант №2 по темам «Перенос слов. Предложение. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные». | 18.10 |
35. | Анализ ошибок. Коррекция. | 19.10 |
36. | «Школа грамотея». Интонация предложений. Словарный диктант. | 20.10 |
Речевое общение (2 часа) | ||
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений | ||
37. | Правила общения. Правильность выражения мыслей, чистота речи. | 23.10 |
38. | Правила общения. Уважение к собеседнику. Правила вежливости. | 24.10 |
Язык как средство общения (106 часов) | ||
Слово и его значение (лексика) (11 часов) | ||
39. | Лексическое значение слова. Прямое значение. Многозначность. Синонимы. | 25.10 |
40. | Контрольный диктант № 3 | 26.10 |
41. | Анализ ошибок. Коррекция. | 27.10 |
42. | Антонимы, омонимы. | 7.11 |
43. | Группы слов с общим значением. | 8.11 |
44. | Части речи. | 9.11 |
45. | Развитие речи.Выборочный пересказ текста. | 10.11 |
46. | Развитие речи. Сочинение «Облака». | 13.11 |
47. | Анализ творческих работ. | 14.11 |
48. | Закрепление. | 15.11 |
Слово и его строение (состав слова, морфемика) (10 часов) | ||
49. | Корень слова. | 16.11 |
50. | Однокоренные слова. | 17.11 |
51. | Суффикс. | 20.11 |
52. | Приставка. | 21.11 |
54. | Закрепление. | 22.11 |
55. | Окончание слова. | 23.11 |
56. | Упражнения в выделении окончаний слов, изменении окончаний. | 24.11 |
57. | Анализ слов по составу (морфемный разбор). | 27.11 |
58. | Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова». | 28.11 |
59. | Анализ ошибок. Коррекция. Анализ слова по составу. | 29.11 |
Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова (21 час) | ||
60. | Понятие об орфограмме. | 30.11 |
61. | Орфограмма в корне слова. | 1.12 |
62. | Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов. | 4.12 |
63. | Упражнения в проверке безударных гласных способом подбора однокоренных слов. | 5.12 |
64. | Проверка безударной е с помощью гласной ё. | 6.12 |
65. | Проверка гласных в корне после шипящих. | 7.12 |
66. | Развитие речи. Изложение текста с условным названием «Волшебные карандаши». | 8.12 |
67. | Анализ изложения. Коррекция. | 11.12 |
68. | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова. | 12.12 |
69. | Контрольное списывание № 1. | 13.12 |
70. | Слова с непроизноси-мыми согласными в корне слова. | 14.12 |
71. | Правило проверки непроизносимых согласных в корне. | 15.12 |
72. | Упражнения в правописании слов с непроизноси-мыми согласными. | 18.12 |
73. | Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение). | 19.12 |
74. | Составление алгоритма проверки орфограмм в корне слов. Работа с алгоритмом. | 20.12 |
75. | Контрольный диктант № 5 за 2 четверть. | 21.12 |
76. | Анализ ошибок. Коррекция. | 22.12 |
77. | Развитие речи. Изложение «Ёлка». | 25.12 |
78. | Анализ изложений. Коррекция. | 26.12 |
79. | Развитие речи. Создание текста поздравления. | 09.01 |
80. | Инструктаж по проектным работам. | 10.01 |
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (продолжение) (10 часов) | ||
Текст | ||
81. | Тема текста. Заголовок. | 11.01 |
82. | Упражнения в подборе заголовка к тексту. | 12.01 |
83. | Тема текста и его название. | 15.01 |
84. | Тема текста с двумя микротемами. | 16.01 |
85. | Тема текста и средства её раскрытия. | 17.01 |
86. | Виды текстов. Текст-описание. Составление устного текста-описания животного. | 18.01 |
87. | Развитие речи. Сообщение о любимой книге. | 19.01 |
88. | Учимся анализировать текст. Подготовка к сочинению о зимних забавах. | 22.01 |
89. | Развитие речи. Текст-рассуждение. Сочинение о зимних забавах, историях. | 23.01 |
90. | Анализ творческих работ. | 24.01 |
Орфограммы корня (продолжение) (37 часов) | ||
91. | Правила записи слов с проверяемыми орфограммами в корне. | 25.01 |
92. | Повторение способов и приемов проверки орфограмм. | 26.01 |
93. | Упражнения в проверке слов по алгоритму. | 29.01 |
94. | Развитие речи. Изложение «Клестята». | 30.01 |
95. | Анализ работ. Коррекция. | 31.01 |
96. | Непроверяемые орфограммы в корне слов (вводно-презента-тивный урок). | 1.02 |
97. | Безударные гласные, не проверяемые ударением. Написание названий птиц. | 2.02 |
98. | Развитие речи. Изложение «Птичья столовая». | 5.02 |
99. | Анализ. Коррекция. Словарный диктант по теме «Птицы». | 6.02 |
100. | Введение слов с труднопро-веряемыми гласными. | 7.02 |
101. | Введение слов с непроверяе-мыми гласными. Откуда приходят слова? | 8.02 |
102. | Непроверяе-мые непроизно-симые согласные. | 9.02 |
103. | Непроверяе-мые звонкие и глухие согласные. | 12.02 |
104. | Двойные согласные в русских словах. | 13.02 |
105. | Двойные согласныев словах иноязычного происхождения | 14.02 |
106. | Закрепление написания слов с двойными согласными. | 15.02 |
107. | Обобщение по теме «Непрове-ряемые гласные и согласные в корне слова». Контрольный словарный диктант № 2. | 16.02 |
108. | Упражнения в правописании слов с непроверяе-мыми орфограммами Проверочная работа по теме «Непроверяе-мые орфограммы в корне слов». | 19.02 |
109. | Развитие речи. Сочинение. Составление письма родным или друзьям. | 20.02 |
110. | Развитие речи. Обучение написанию поздравления с 8 Марта. | 21.02 |
111. | Презентация и анализ творческих работ. | 22.02 |
112. | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. | 26.02 |
113. | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. Фонетический разбор слов. | 27.02 |
114. | Употребление гласных после шипящих и буквы ц. | 28.02 |
115. | Закрепление правописания гласных после шипящих и буквы ц. | 1.03 |
116. | Написание сочетаний чк, чн, щн. | 2.03 |
117. | Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков. | 5.03 |
118. | Варианты записи слов с сочетаниями -ль- (мальчик, зеркальный), -нш-, -нч- (батончик, каменщик). | 6.03 |
119. | Проверочная работа по теме «Орфограммы корня». | 7.03 |
120. | Анализ и коррекция ошибок. Закрепление изученного. | 12.03 |
121. | Наблюдение за правописанием разделитель-ного ь. | 13.03 |
122. | Правило правописания разделительного ь. | 14.03 |
123. | Упражнение в правописании разделительного ь в русских и иноязычных словах. | 15.03 |
124. | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах. | 16.03 |
125. | Алгоритм полного устного и письменного звуко-буквенного (фонетичес-кого разбора) слов. | 19.03 |
126. | Контрольный диктант № 6 по теме «Орфограммы корня». | 20.03 |
127. | Коррекция ошибок. Повторение изученного. | 21.03 |
Слово как часть речи (морфология) (22 часа) | ||
128. | Общие значения частей речи. | 22.03 23.03 |
Имя существительное | ||
129. | Имя существитель-ное. | 2.04 |
130. | Одушевлён-ные и неодушевлён-ные имена существитель-ные. | 3.04 |
131. | Одушевлен-ные имена существитель-ные. | 4.04 |
132. | Неодушевлен-ные имена существитель-ные. | 5.04 |
133. | Собственные имена существитель-ные. | 6.04 |
134. | Имена, фамилии, отчества людей. | 9.04 |
135. | Адреса населенных пунктов. | 10.04 |
136. | Контрольный диктант № 7 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова». | 11.04 |
137. | Анализ ошибок. Коррекция. | 12.04 |
Имя прилагательное | ||
138. | Признаки имён прилагатель-ных. | 13.04 |
139. | Имя прилагатель-ное. | 16.04 |
140. | Полная и краткая форма имен прилага-тельных. | 17.04 |
141. | Закрепление знаний об имени прилага-тельном. | 18.04 |
142 | Закрепление по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное». Анализ результатов. Коррекция. | 19.04 |
Глагол | ||
143. | Глагол. | 20.04 |
144. | Глаголы в нашей речи. | 23.04 |
145. | Изменение частей речи по числам. | 24.04 |
Предлоги и союзы — слова-связки | ||
146. | Предлоги и союзы — слова-связки. | 25.04 |
147. | Упражнения в подборе предлогов. | 26.04 |
148. | Контрольный диктант №8 по теме «Части речи» | 27.04 |
149. | Закрепление изученного. | 3.05 |
Синтаксис и пунктуация (5 часов) | ||
150. | Словосочетание и его роль в предложении («уточнять название»). | 4.05 |
151. | Предложение как средство общения. Оформление предложений в речи. Связь слов в предло-жении (по смыслу, грамматически) | 7.05 |
152. | Предложение. Текст. | 8.05 |
153. | Развитие речи. Изложение «Золотой луг». | 10.05 |
154. | Анализ изложения. Повторение изученного. | 11.05 |
Повторение (12 часов) | ||
155. | «Школа грамотея». Повторяем орфограммы. | 14.05 |
156. | «Школа грамотея». Повторяем орфограммы. | 15.05 |
157. | Слово. Предложение. Текст. | 16.05 |
158. | Слово. Предложение. Текст. | 17.05 |
159. | Контрольное списывание № 2. | 18.05 |
160. | Части речи. | 21.05 |
161. | Правописание гласных и согласных в корне слова. Контрольный словарный диктант № 3. | 22.05 |
162. | Итоговый годовой контрольный диктант. | 23.05 |
163. | Анализ ошибок. Упражнения в правописании орфограмм в корне слов. | 24.05 |
164. | Речь. | 24.05 |
165. | Развитие речи. Сочинение-рассуждение о летнем отдыхе. | 25.05 |
166. | Закрепление. Обобщение знаний. | 25.05 |
Приложение №2
Контрольные работы
2 класс
Входной контрольный диктант №1
Ландыши.
Стоял жаркий день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. Под ёлкой росли ландыши. Они были хороши.
Диктант №2
по теме «Слово и предложение. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Перенос слова»
Рыбаки.
Дедушка Пётр с внуком Юрой идут на речку ловить рыбу. Верный пёс Амур бежит рядом. Около реки находят любимые места и развёртывают удочки.
Успешной ловли вам, рыбаки! (27 слов)
Диктант №3 ( итоговый за 1 четверть)
Ребята из деревни Синькова пришли в клуб. Внесли пушистую ёлку.Её зелёные ветви мальчики и девочки украсили игрушками. Вот висят яркие шары, цветыные шишки и зайчик с морковкой. Зазвучала музыка. Праздник будет весёлым!
Диктант №4
«Проверяемые орфограммы в корне слова»
Хорош лес зимой! Воздух чист и свеж. Деревья в причудливых нарядах. Просто снежное царство, блестящее на солнце. Вот притаились пеньки в снеговых шапках. За ними видны заячьи следы. В зелёных кронах елей прячутся птицы. Им там тепло.
Лесные хоромы ждут гостей. (41 слово)
Дополнительные задания
- Разбери по составу слова: зимой, следы, лесные.
- В последнем предложении указать части речи.
Диктант №5
«Правописание гласных и согласных в корне слова»
Весёлый праздник.
Ребята долго ждали весёлого праздника. В комнату внесли пушистую ёлку. В доме запахло смолой и свежестью.
Стали наряжать лесную красавицу. Вскоре ёлка ожила и засверкала различными игрушками, золотыми огнями. (29 слов)
Дополнительные задания.
- Выпиши три слова с орфограммой в корне (на выбор). Покажи орфограммы графически.
- Какое предложение в тексте соответствует схеме?
I_____ _______ ______ ______ .
Поставь в конце предложения значок *.
Диктант №6
«Проверяемые орфограммы в корне»
Весь день идёт снег. Все деревья и скамейки в городском парке занесло пушистыми хлопьями. Илья и Юля встали на лыжи. Что за причудливый зверёк? Похож на белого медвежонка! А вот на ветке сосны застыла белочка. Ласковое солнце посеребрило снежинки. Удивительная красота!(42 слова)
Диктант №7
«Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»
Лучи.
В дальний путь ушли лучи солнышка. Они несли тепло листьям, цветам и травам. Вот луч упал в сад. На деревьях лопнули почки и бутоны. Маленький лучик играл с ребятами во дворе. Там гуляли Анна и Даша. (36 слов)
Слова для справок: несли, тепло, луч.
Дополнительные задания:
- В 5-ом предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
- Выписать слова с безударной гласной, с парной согласной в корне слова.
Диктант №8
«Части речи»
У реки.
Борис жил у реки. Широка и красива река Ока. Борис с друзьями часто катался на лодке. Они любили рыбачить. В реке водились судаки, ерши и окуни. Раз мальчики поймали большого леща. Дома бабушка сварила вкусную уху. (36 слов)
Дополнительные задания:
- Указать части речи во 2-ом и последнем предложении.
- В 1-ом предложении подчеркнуть главные члены.
- Выписать три им. Сущ. Во множественном числе.
Диктант №9 (итоговый)
Вишенка.
Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз. (40 слов)
Слова для справок: вишенка, ухаживать, радует.
Контрольное списывание №1
Наш огород.
От тёплых лучей ожила земля. Вот и первая травка. У дома наш огород.
На грядках Ольга Александровна с дочкой Дарьей посадили лук, укроп, морковь.
Поливать помогал маленький Юра. Он носил в игрушечном ведёрке воду. (34слова)
Контрольное списывание №2
Приход зимы.
После медного звона осени наступает пора ожидания холодов.
Падают в лужицу капли с рябины. По веткам снуют дрозды. Скоро всё забелеет. Россыпью гвоздей лежат в воде колючки от ёлок. Берёзка сбросила листья. Только кукушкин лён бодро зеленеет в березняке.(38 слов)
Контрольный словарный диктант №1
Ромашка, лимон, народ, алфавит, язык, сентябрь, ветер, молоко.
Контрольный словарный диктант №2
Адрес, бассейн, вокзал, деревня, дятел, капуста, коллекция, Россия, рябина, чувство.
Контрольный словарный диктант №3
Библиотека, аллея, календарь, месяц, пассажир, снегирь, столица, чувство, теннис, одежда.
Методическое оснащение:
для обучающихся:
. 1 Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
2 Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.
Учебно-методический комплект «Планета знаний»
М.: АСТ Астрель.
2. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс.
3. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику.
4. Дидактический материал для 2 класса по русскому языку.
5. Средства мультимедиа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...