Урок русского языка в 3 классе Род и число имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Единственное и множественное число имен существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе «Род и число имени существительного» 3 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Ведерникова О.А.
Задачи урока:
1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.
Учить определять род имён существительных.
2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;
Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку
зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и
самооценку деятельности.
Ход урока.
1.Организационный момент (психологический настрой на урок).
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.
2.Сообщение целей урока.
Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.
- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)
Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким
ещё постоянным признаком они обладают.
II. ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Какая буква спряталась, подсказка в загадке.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква … М
Прописать М мм М мм
III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Замени одним словом.
- Плод яблони. яблоко
- Мебель для сна. кровать
- Помещение, в котором ведут торговлю. магазин
- Железнодорожный подземный транспорт. метро
- Седьмой день недели. воскресенье
- Командная игра на льду. хоккей
-чьи строки?
Мороз и солнце, день чудесный, еще ты дремлешь Друг прелестный. (А.С. Пушкин)
- кто он? (поэт- человек, литератор, пишущий в поэтических жанрах)
Запись в тетради: поэт Александр Сергеевич Пушкин
-объясните орфограммы (сущ., нариц, собственные)
-О каком времени года идет речь в стихотворении? (зима)
-Самый любимый праздник детворы зимой? (Новый год)
-с какой буквы записываются названия праздников? ( с большой, это сущ. собственные)
Физкультминутка. Игра «Да – нет» (положите руки на парту, опустите голову на руки)
- Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки и киваете. Если не согласны, то опускаете голову на руки.
Имя существительное – это часть речи? (да)
Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)
Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)
Имена существительные обозначают предмет? ( да)
Молодцы. Следующее задание.
-прочитайте слова с доски: з…ма, сн..гирь, за..ц, с..сна
- что объединяет все слова? (сущ., нариц., )
-разделите на группы: одуш. и неодуш., ж. р. и м. р.)
-какая орфограмма в этих словах? (безударный гласный в корне, докажите)
-какое слово лишнее? (заяц - словарное, безударная гласная, непроверяемая ударением)
Запишите неодуш. сущ. слова, указав проверочное слово, выделите орфограмму:
Зимы - зима
Сосны –сосна
-прочитайте проверочные слова. Что скажете? (сущ. множ. числа)
- что скажете о проверяемых словах? (сущ. ед.числа)
-о чем продолжим разговор на уроке?? ( о числе сущ.)
-что значит ед. ч.? Мн.ч.? ( назовем примеры )
-Сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.
Прочитайте слова: Елка, дружба, подарки, сани, Снегурочка, игрушки
-Что скажете?(слова связаны с Новым годом) а с точки зрения русского языка? (сущ., обозначают предметы) выделим лишнее (Снегурочка одуш., собств.)
Запишем слова, изменив форму:
Елка – елки
Дружба – (нет ф. мн.ч.)
Подарки – подарок
Сани – нет ф. ед.ч.
Снегурочка – Снегурочки
игрушка – игрушки
-Что скажете?? (В русском языке есть такие сущ., которые имеют форму только одного числа и по числам не изменяются)
- Посмотрим учебник с.22 упр.33 рассмотрите иллюстрации, выскажите мнение
-Загадки: (презентация) с записью в тетрадь (ставим ударение, выделяем орфограмму):
Соловей, яблоко, помидор, петушок, воробей, язык, березы, корова, ножницы, молоко
-Работаем с 4 последними словами – сущ, нариц.. неодуш.. кроме корова, ) выделим окончания. Почему одна и та же часть речи, а окончания разные?? (разное число и род- разное грамматическое значение) как определить род сущ. во мн. ч?)
Березы( мн.ч. ж.р) , корова (ед.ч., ж.р.), ножницы (сущ. во множ. ч. не изменяемое по числу), молоко (сущ., в ед.ч., не изменяемое по числу)
Упр. 34 (прочитать, начать разбор) Все ли сущ. изменяются по числу?
Запись по рядам…..по заданию…
1 ряд: шофер, рисунок, газета, синица, тетрадь, яблоко,
2 ряд: молоко, дружба, пальто, мед, шоссе, творог, сахар
3 ряд: очки, ножницы, шашки, санки, сливки, брюки
Проверка: сущ. могут стоять в форме ед. числа, меняя форму на множ. ч. а могут быть такне сущ.. которые не изменяются по форме.
СЛАЙД4
Физминутка «СНЕГОВИК»
СЛАЙД5
Следующее задание: Слова: Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота
-Поставьте слова в форму единственного числа.
-Распределите слова в 3 столбика по родам.
- Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?
-А медведи и ежи?
СЛАЙД6
Проверка.
-Какие слова записали в 1 столбик?
-Во 2 столбик?
-В 3 столбик?
Проверь! Слова в столбиках по родам.
СЛАЙД7
Проблемный вопрос
-Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.
-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.
-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:
-Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»
Синоним к слову «салазки» - сани, санки
СЛАЙД8
Мера времени, равная 24 часам- сутки
. Слово «Сутки»
СЛАЙД9
Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы
СЛАЙД10
Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки
СЛАЙД11
Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз- очки
СЛАЙД12
-Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе)
-Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? (если обозначает несколько предметов)
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
Проблемная ситуация.
-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.
СЛАЙД13
Поставьте слова в форму множественного числа слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон
-Внимательно прочитайте слова.
-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? ( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)
-Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)
-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.
СЛАЙД14
Употребляются только в форме единственного числа
-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель
-Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
СЛАЙД15
-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!
- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.
-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.
- (кидая снежок в слова с ошибкой)исправьте ошибки.
На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.
Проверка
-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)
Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата
-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)
-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)
-Устно определите род у них ( по цепочке)
-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)
СЛАЙД 16
Игра на внимание. Слово пальто.
–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)
Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
Игра на внимание «Пальто».
-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате….?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без …
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё…!
-Составление и запись предложений.
-А теперь придумайте предложения со словом «пальто». ( дети придумывают и говорят вслух)
-Замечательные предложения!
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)
-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)
-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)
Домашнее задание.
Упр. 37.п6
Рефлексия. узнал
научился
я
задумался
удивился
- Что для вас было самым интересным на уроке?
- Что было сложным?
- Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
-Урок окончен, спасибо!
Исправь ошибки: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата. | Исправь ошибки: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата. | Исправь ошибки: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата. |
Исправь ошибки: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата. | Исправь ошибки: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата. | Исправь ошибки: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...
Урок русского языка по теме "Род и число имен существительных" 3 класс
Предлагаю вашему вниманию урок русского языка по теме "Род и число имен существительных". На уроке дети знакомятся с грамматической сказкой, учатся определять род имен существительных, услышат голос с...
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенных падежах"
К открытому уроку....
Урок русского языка. 3 класс. Род и число имени существительного.
Предмет: Русский языкУМК: Школа РоссииТип урока:Урок контроля, оценки и коррекции знаний.Тема: «Род и число имён существительных»Цель:формирование образовательных компетенций (информационн...
Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.
Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...
Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»
Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных» 2 класс...
Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...