Урок русского языка в 3 классе Род и число имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ведерникова Оксана Александровна

Единственное и множественное число имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе «Род и число имени существительного» 3 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Ведерникова О.А.

Задачи урока:

1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.

   Учить определять род имён существительных.

2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;

   Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку  

   зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и

   самооценку деятельности.

Ход урока.

1.Организационный момент (психологический настрой на урок).

- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.

2.Сообщение целей урока.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Какая буква спряталась, подсказка в загадке.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я,

Ты да я», а между тем

Получилась буква … М

Прописать М мм М мм

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

  1. Замени одним словом.

- Плод яблони.      яблоко

- Мебель для сна.  кровать

- Помещение, в котором ведут торговлю.   магазин

- Железнодорожный подземный транспорт.   метро

- Седьмой день недели.   воскресенье

- Командная игра на льду.   хоккей

-чьи строки?

Мороз и солнце, день чудесный, еще ты дремлешь  Друг прелестный. (А.С. Пушкин)

- кто он?  (поэт- человек, литератор, пишущий в поэтических жанрах)

Запись в тетради: поэт Александр Сергеевич Пушкин

-объясните орфограммы (сущ., нариц, собственные)

-О каком времени года идет речь в стихотворении? (зима)

-Самый любимый праздник детворы зимой? (Новый год)

-с какой буквы записываются названия праздников? ( с большой,  это сущ. собственные)

Физкультминутка. Игра «Да – нет» (положите руки на парту, опустите голову на руки)

 - Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки и киваете. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Молодцы. Следующее задание.

-прочитайте слова  с доски:  з…ма, сн..гирь, за..ц,  с..сна  

- что объединяет все слова? (сущ., нариц., )

-разделите на группы: одуш. и  неодуш., ж. р. и  м. р.)

-какая орфограмма в этих словах?  (безударный гласный в корне, докажите)

-какое слово лишнее? (заяц - словарное, безударная гласная, непроверяемая ударением)

Запишите неодуш. сущ. слова, указав проверочное слово, выделите орфограмму:

Зимы - зима

Сосны –сосна

-прочитайте проверочные слова. Что скажете? (сущ. множ. числа)

- что скажете о проверяемых словах? (сущ. ед.числа)

-о чем продолжим разговор на уроке?? ( о числе сущ.)

-что значит ед. ч.? Мн.ч.?  ( назовем примеры )

-Сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

Прочитайте слова:         Елка, дружба, подарки, сани, Снегурочка, игрушки

-Что скажете?(слова связаны с Новым годом) а с точки зрения русского языка? (сущ., обозначают предметы) выделим лишнее (Снегурочка одуш., собств.)

Запишем слова, изменив форму:

Елка – елки

Дружба – (нет ф. мн.ч.)

Подарки – подарок

Сани – нет ф. ед.ч.

Снегурочка – Снегурочки

игрушка – игрушки

-Что скажете?? (В русском языке есть такие сущ., которые имеют форму только одного числа и по числам не изменяются)

- Посмотрим учебник с.22 упр.33  рассмотрите иллюстрации, выскажите мнение

-Загадки: (презентация) с записью в тетрадь (ставим ударение, выделяем орфограмму):

         

Соловей, яблоко, помидор, петушок, воробей, язык, березы, корова, ножницы, молоко

-Работаем с 4 последними словами – сущ, нариц.. неодуш.. кроме корова, ) выделим окончания. Почему одна и та же часть речи, а окончания разные?? (разное число и род- разное грамматическое значение) как определить род сущ. во мн. ч?)

Березы( мн.ч. ж.р) , корова (ед.ч., ж.р.), ножницы (сущ. во множ. ч. не изменяемое по числу),  молоко (сущ., в ед.ч., не изменяемое по числу)

Упр. 34 (прочитать, начать разбор) Все ли сущ. изменяются по числу?

Запись по рядам…..по заданию…

1 ряд: шофер, рисунок, газета, синица, тетрадь, яблоко,

2 ряд: молоко, дружба, пальто, мед, шоссе, творог, сахар

3 ряд: очки, ножницы, шашки, санки, сливки, брюки

Проверка: сущ. могут стоять в форме ед. числа, меняя форму на множ. ч. а могут быть такне сущ.. которые не изменяются по форме.

 СЛАЙД4

Физминутка «СНЕГОВИК»

СЛАЙД5

Следующее задание: Слова: Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота

-Поставьте слова в форму единственного числа.

-Распределите слова в 3 столбика по родам.

- Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?

-А медведи и ежи?

СЛАЙД6

Проверка.

-Какие слова записали в 1 столбик?

-Во 2 столбик?

-В 3 столбик?

Проверь! Слова в столбиках по родам.

СЛАЙД7
Проблемный вопрос

-Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.

-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме  множественного числа и не имеют формы единственного числа.

-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

-Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»

Синоним к слову «салазки» - сани, санки

СЛАЙД8

Мера времени, равная 24 часам- сутки

. Слово «Сутки»

СЛАЙД9

Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы

СЛАЙД10

Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки

СЛАЙД11

Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз- очки

СЛАЙД12

-Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе)

-Когда имя существительное стоит в форме  множественного числа? (если обозначает несколько предметов)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

Проблемная ситуация.

-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

СЛАЙД13

 Поставьте слова в форму множественного числа слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон

-Внимательно прочитайте слова.

-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? ( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

-Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.

СЛАЙД14

 Употребляются только в форме единственного числа

-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель

-Когда имя существительное стоит в форме  единственного числа? (когда обозначает один предмет)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

 

СЛАЙД15

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

- (кидая снежок в слова с ошибкой)исправьте ошибки.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

-Устно определите род у них ( по цепочке)

-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)

СЛАЙД 16

Игра на внимание. Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

-Составление и запись предложений.

-А теперь придумайте предложения со словом «пальто». ( дети придумывают и говорят вслух)

-Замечательные предложения!

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Домашнее задание.

Упр. 37.п6

 Рефлексия.                                                         узнал

                                                        научился

                я

                                                       задумался

                                                        удивился

 

- Что для вас было самым интересным на уроке?

- Что было сложным?

- Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?

   Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

-Урок окончен, спасибо!

Исправь ошибки:

польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Исправь ошибки:

польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Исправь ошибки:

польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Исправь ошибки:

польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Исправь ошибки:

польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Исправь ошибки:

польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Урок русского языка по теме "Род и число имен существительных" 3 класс

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка по теме "Род и число имен существительных". На уроке дети знакомятся с грамматической сказкой, учатся определять род имен существительных, услышат голос с...

Урок русского языка. 3 класс. Род и число имени существительного.

Предмет: Русский языкУМК:  Школа РоссииТип урока:Урок контроля, оценки и коррекции  знаний.Тема: «Род и число имён существительных»Цель:формирование образовательных компетенций (информационн...

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»  2 класс...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...