Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100". На уроке реализуется деятельностный подход в обучении, используется проблемный диалог, исследовательская работа, здоровье-сберегающие технологии.
Урок русского языка в 4 классе (Образовательная программа «Школа 2100»)
Тема: Три склонения имени существительного
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
1. Учить детей определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности.
2. Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.
Фрагменты урока
Планирование предстоящей деятельности
- Определите последовательность этапов урока. [на доске:]
План урока.
• Применяем новые знания. (3)
• Повторяем, что мы знаем об имени существительном. (1)
• Подводим итог. (4)
• Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. (2)
Фрагмент 2.
Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
На доске таблица с пустыми столбцами [см. приложение 1], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист [см. приложение 2] с с существительными с пропущенными окончаниями.
Фрагмент 3.
Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.
Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.
Проблемный вопрос:
Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)
Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?
Алгоритм
определения склонения
о зиме об осени
нач. ф.- зима нач. ф - осень
род – ж. р. род – ж. р.
окончание – а окончание - нулевое
склонение – 1 склонение - 3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
(Образовательная программа «Школа 2100»)
Тема: Три склонения имени существительного
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
- Учить детей определять склонение имён существительных на основе
исследовательской работы, применять теоретические знания об имени
существительном в практической деятельности.
- Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.
Ход урока:
I. Оргмомент
1. Приветствие
2. Упражнение «Ленивые восьмёрки», методика «Гимнастика мозга» (кинезиология). (Движения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения помогают использовать оба полушария головного мозга гармонично, и делать их перекрёстную работу лучше, активизируют мыслительные процессы)
- Выполним упражнение «Ленивые восьмёрки», которое повысит нашу умственную энергию. [слова учителя, ответы, далее мелким шрифтом]
И.п. – стоя, правая рука вытянута вперёд, указательным пальцем рисуем по воздуху восьмёрку (знак бесконечности), пересекая среднюю линию тела (3 раза); затем левой рукой (3 повтора); далее правой и левой одновременно (3 повтора).
3. Запись числа, классной работы.
II. Планирование предстоящей деятельности
- Определите последовательность этапов урока. [на доске:]
План урока.
- Применяем новые знания. (3)
- Повторяем, что мы знаем об имени существительном. (1)
- Подводим итог. (4)
- Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. (2)
III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса
- Работаем по плану:
1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.
- Поиграем в игру «Умники и умницы»
Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности (на доске
модель дорожек):
«Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания;
«Жёлтая дорожка» - средней сложности вопросы;
«Красная дорожка» - сложные вопросы и задания.
Проведём отборочный тур игроков.
Вопросы для отборочного тура:
1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?
[ответивший «двигается» по зеленой дорожке (передвигается магнит)]
2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?
[ответивший «двигается» по желтой дорожке]
3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.
[ответивший «двигается» по красной дорожке]
4 | 3 | 2 |
3 | ||
2 | ||
2 | 1 | |
1 | ||
1 |
- Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной дорожке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.
На доске:
Марина нап.сала с.ч.нение о з.ме и ос.ни.
Проверка.
- С этим предложением мы будем работать на дорожках вместе с игроками
Приглашаем первого игрока к «зелёной дорожке»
1. Назови в предложении имена существительные. [после правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос]
2. Определи, каким членом предложения являются существительные.
3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?
(одушевлённость, неодушевлённость)
- Какой ещё постоянный признак определим? (род)
На доске:
Сущ. Сущ. Сущ. Сущ.
Марина написала сочинение о зиме и осени.
Одуш. Неодуш. Неодуш. Неодуш.
ж. р. ср. р. ж. р. ж. р.
[Ученик получает медаль за работу на дорожке]
- Приглашаем второго игрока к «жёлтой дорожке»
1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.
2. Что значит, изменить существительное по падежам?
3. Как определить падеж существительного? Определи падеж существительных в предложении.
На доске:
Сущ. Сущ. Сущ. Сущ.
Марина написала сочинение о зиме и осени.
Одуш. Неодуш. Неодуш. Неодуш.
ж. р. ср. р. ж. р. ж. р.
И. п. В. п. П. п. П. п.
[Ученик получает медаль за работу на дорожке]
- Приглашаем третьего игрока к «красной дорожке»
1. Дай характеристику этому предложению и начерти схему.
(Повествовательное, невосклицательное, распространенное ,простое с однородными второстепенными членами) [ ___ ___ О и О].
2. Однородные второстепенные члены выражены существительными. Что общего между этими существительными?
(Отвечают на вопрос о чём?, неодушевлённые, ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)
А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О зиме и осени
А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
Можем ответить на этот вопрос? (нет)
[Ученик получает медаль за работу на дорожке]
IV. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.
-Переходим к следующему этапу урока по плану:
2. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
1. На доске таблица с пустыми столбцами [см. приложение 1], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист [см. приложение 2] с с существительными с пропущенными окончаниями.
Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.
(один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на лисах, учитель на доске на увеличенной модели [см. приложение 3] также вставляет окончания. Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.)
2. Работа в группах. (Повторение правил работы в группе)
Задание:
- Сравнить окончания существительных.
- Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах?
- Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей таблице 1 [на доске].
Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели
[см. приложение 3] пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы таблицы 1)
Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я). [В таблице прикрепляется вывод [см. приложение 4]].
Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). [В таблице прикрепляется вывод].
Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь
на конце. [В таблице прикрепляется вывод].
3. Как называются в русском языке эти группы существительных?
Игра по таблице Шульте (разминка для глаз, выработка быстроты взора)
- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.
адрес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | с | су | ме | не | ль |
Б | ще | к | т | ны | н |
В | ни | ви | ло | е | и |
Г | х | ни | те | ри | я |
А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4
С к ло не ни е
[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]
4. Как назовём нашу таблицу? [Предлжения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных] [см. приложение 5]
5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?
(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)
1 склонение 2 склонение 3 склонение
ж. р. м. р. ср. р. м. р. ж. р.
в нач. ф. в нач. ф. в нач. ф.
-а, -я -о, -е ь на конце
6. Работа по учебнику с. 123-124
Сравните определение учебника со своими выводами.
- Что же называют склонением имён существительных? (Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам)
V. Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»
(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)
Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.
- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:
3. Применяем новые знания.?
VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.
1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.
Проблемный вопрос:
Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)
Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?
Алгоритм
определения склонения
о зиме об осени
нач. ф.- зима нач. ф - осень
род – ж. р. род – ж. р.
окончание – а окончание - нулевое
склонение – 1 склонение - 3
Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.
2. Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму.
Марина написала сочинение о зиме и осени.
Марина – нач. ф. Марина – ж. р. – окончание –а – 1 скл.,
сочинение – нач. ф. сочинение – ср. р. – окончание –е – 2 скл..
Итоговый вопрос:
Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?
Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?
VII. Итог урока.
1. Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог» по плану, составленному в начале урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое склонение?
- Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?
2. Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание: с. 125 упр. 160, с. 124-125 выучить определение
Используемые источники:
- Бубнова С.Ю. Развитие психических процессов и познавательной активности у детей… Методическое пособие по кинезиологии, 2008
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс, ч.1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2004, с.121-125
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Русский язык. 4 класс, Методические рекомендации
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие для педагогов, Ярославль: Академия развития,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"
Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...
Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....
Урок русского языка по теме "Третье склонение имени существительного"в 3 классе
Урок проведен в 3 классе.Использованы методики формирующего оценивания, коллективные способы обучения....
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...
Урок русского языка на тему Три склонения имен существительных
Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по паде...
Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"
Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...
Урок русского языка по теме "Определение склонения имен существительных в косвенных падежах." 4 класс
Урок русского языка УМК "Школа России"...