Работа со словарём «Пиши правильно». (УМК «Перспективная начальная школа»)
статья по русскому языку на тему

Бехтева Альбина Николаевна

Система работы  со   словарями, разработанная в УМК « Перспективная  начальная  школа», воспитывает живой интерес к слову, к предмету, в значительной степени повышает культуру речи, способствует её развитию и повышению орфографической грамотности  младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon behteva_a.n.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарём «Пиши правильно».

(УМК «Перспективная начальная школа»)

     Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.

       К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к проверяемым словам. Такие слова надо запоминать. Следовательно, с ними и необходимо работать.

С этой проблемой  хорошо справляется учебник русского языка по УМК «ПНШ»,  где данная работа проводится в системе.

Все словарные слова обыгрываются на протяжении всего периода начального обучения в виде рисунков-ассоциаций, которые учеником легко запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре «Пиши правильно» Словарь «Пиши правильно» обозначается таким условным обозначением: А/Я.    СЛАЙД1

Свою работу над формированием орфографической зоркости строю иногда так:

Работа над новым словарным словом.

Отгадайте загадку:

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне.
И рисует, как художник,
Он узоры на окне      (Мороз).  

- Как вы понимаете значения слова МОРОЗ? (Холод).

СЛАЙД 2 Работа в тетрадях для самостоятельной работы (2 класс Т.2 стр.3):

- Какие опасные места есть в этом слове? Поставьте ударение.(написание парной согласной, безударной гласной)

- Парную согласную можно проверить, а безударную гласную «о» надо запомнить.

- Закрасьте синим карандашом окна, которые разукрасил мороз.

- Найдите в отрывке родственное слово. Какую букву пропустили    в слове «отморозил»?

(Гласную букву «о», так как эти слова родственные. Они имеют общую часть, которая хранит их общий смысл). Поставьте слово в начальную форму.   Отморозил – отморозить

2)- Откройте тетради для самостоятельных работ (2 класс Т.1 стр.34):

СЛАЙД 3 Прочитайте стихотворение Саши Черного про корову.

- Прежде чем правильно вставить пропущенные слова, надо научиться правильно их писать.

- Рассмотрите рисунок. Что нарисовано?

- Как рисунок поможет нам запомнить написание слов корова, посуда, молоко?

- Запишите слова, выделите орфограммы – безударные гласные в корне слова.

И детям предлагается найти эти слова в словаре «Пиши правильно»

Работу над формированием прочного навыка грамотного написания  словарных слов, можно вести  параллельно с изучением или закреплением различных тем, при этом вопросы и задания могут быть самые  разные. СЛАЙД 4 -5  Например такое задание предлагается детям  в тетрадях для самостоятельной работы (3 класс Т.1 стр.66) при изучении  темы «Различение падежей» и знакомства со словарными словами огурец, помидор, овощ, ужин.

Задание: «В первую строчку впиши по порядку 1-ое и 2-ое словарные слова в нач.форме. В четвертую строчку впиши 4-е словарное слово, поставив его в форму ед.ч. В.п. В пятую строчку впиши 3-е словарное слово в форме мн.ч. Р.п».

Или: Например, учебник  3 класс № 116, 1 часть: Тема «Существительные второго склонения»

Задание: «Открой словарь. Выбери и выпиши подряд в строчку все существительные II  склонения м.р. с основой на мягкий  согласный. У Маши и Миши получилось 12 слов. А у тебя сколько? Внимательно проверь их написание. Докажи письменно на примере любых двух слов, что они изменяются по 2 склонению».

Или ещё такое задание: Например, учебник  3 класс № 116, 3№124 часть: Тема «Окончания прилагательных м. и ср. рода в И.п. и В.п.»

СЛАЙД 6 Задание: «Выпиши  из словаря столбиком все слова на М. Укажи их склонение. Рядом с каждым словом запиши форму Т.п. ед.ч. Объясни почему у 3-го слова в этой форме такое окончание. У какого слова нет окончания? И т.д.

Система работы  со   словарями, разработанная в УМК « Перспективная  начальная  школа», воспитывает живой интерес к слову, к предмету, в значительной степени повышает культуру речи, способствует её развитию и повышению орфографической грамотности  младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по математике 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Самостоятельные работы составлены по книге О.А.Захаровой "Проверочные работы по математике и технология коррекции знаний учащихся" с изменениями по программе и вставками строк и клеток для заполнения ...

Проверочные работы по математике в 1 классе. Перспективная начальная школа.

Основная цель представленных материалов - помочь учителю в организации контроля и оценки результатов обучения по математике....

Выступление на районном МО по теме «Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"

В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическ...

Проверочные работы по математике (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Самостоятельные и контрольные работы по математике для 1 класса (УМК "Перспективная начальная школа") и таблицы для анализа результатов работ. Материалы подготовлены по методическому пособию О.А.Захар...

Самостоятельные работы по русскому языку 1 класс "Перспективная начальная школа"

Самостоятельныеработы по обучению грамоте. Программа "Перспективная начальная школа"...

Контрольные работы по математике 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Тексты контрольных работ по математике в 3 классе по учебнику А.Л.Чекина...

Конспект урока "Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум»" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цели:познакомить учащихся с алгоритмом выполнения работы, с техникой оригами;обучить составлению композиции;продолжить формировать навыки работы с бумагой;формировать навыки проектной деятельности под...