Работа со словарём «Пиши правильно». (УМК «Перспективная начальная школа»)
статья по русскому языку на тему
Система работы со словарями, разработанная в УМК « Перспективная начальная школа», воспитывает живой интерес к слову, к предмету, в значительной степени повышает культуру речи, способствует её развитию и повышению орфографической грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
behteva_a.n.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со словарём «Пиши правильно».
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к проверяемым словам. Такие слова надо запоминать. Следовательно, с ними и необходимо работать.
С этой проблемой хорошо справляется учебник русского языка по УМК «ПНШ», где данная работа проводится в системе.
Все словарные слова обыгрываются на протяжении всего периода начального обучения в виде рисунков-ассоциаций, которые учеником легко запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре «Пиши правильно» Словарь «Пиши правильно» обозначается таким условным обозначением: А/Я. СЛАЙД1
Свою работу над формированием орфографической зоркости строю иногда так:
Работа над новым словарным словом.
Отгадайте загадку:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне.
И рисует, как художник,
Он узоры на окне (Мороз).
- Как вы понимаете значения слова МОРОЗ? (Холод).
СЛАЙД 2 Работа в тетрадях для самостоятельной работы (2 класс Т.2 стр.3):
- Какие опасные места есть в этом слове? Поставьте ударение.(написание парной согласной, безударной гласной)
- Парную согласную можно проверить, а безударную гласную «о» надо запомнить.
- Закрасьте синим карандашом окна, которые разукрасил мороз.
- Найдите в отрывке родственное слово. Какую букву пропустили в слове «отморозил»?
(Гласную букву «о», так как эти слова родственные. Они имеют общую часть, которая хранит их общий смысл). Поставьте слово в начальную форму. Отморозил – отморозить
2)- Откройте тетради для самостоятельных работ (2 класс Т.1 стр.34):
СЛАЙД 3 Прочитайте стихотворение Саши Черного про корову.
- Прежде чем правильно вставить пропущенные слова, надо научиться правильно их писать.
- Рассмотрите рисунок. Что нарисовано?
- Как рисунок поможет нам запомнить написание слов корова, посуда, молоко?
- Запишите слова, выделите орфограммы – безударные гласные в корне слова.
И детям предлагается найти эти слова в словаре «Пиши правильно»
Работу над формированием прочного навыка грамотного написания словарных слов, можно вести параллельно с изучением или закреплением различных тем, при этом вопросы и задания могут быть самые разные. СЛАЙД 4 -5 Например такое задание предлагается детям в тетрадях для самостоятельной работы (3 класс Т.1 стр.66) при изучении темы «Различение падежей» и знакомства со словарными словами огурец, помидор, овощ, ужин.
Задание: «В первую строчку впиши по порядку 1-ое и 2-ое словарные слова в нач.форме. В четвертую строчку впиши 4-е словарное слово, поставив его в форму ед.ч. В.п. В пятую строчку впиши 3-е словарное слово в форме мн.ч. Р.п».
Или: Например, учебник 3 класс № 116, 1 часть: Тема «Существительные второго склонения»
Задание: «Открой словарь. Выбери и выпиши подряд в строчку все существительные II склонения м.р. с основой на мягкий согласный. У Маши и Миши получилось 12 слов. А у тебя сколько? Внимательно проверь их написание. Докажи письменно на примере любых двух слов, что они изменяются по 2 склонению».
Или ещё такое задание: Например, учебник 3 класс № 116, 3№124 часть: Тема «Окончания прилагательных м. и ср. рода в И.п. и В.п.»
СЛАЙД 6 Задание: «Выпиши из словаря столбиком все слова на М. Укажи их склонение. Рядом с каждым словом запиши форму Т.п. ед.ч. Объясни почему у 3-го слова в этой форме такое окончание. У какого слова нет окончания? И т.д.
Система работы со словарями, разработанная в УМК « Перспективная начальная школа», воспитывает живой интерес к слову, к предмету, в значительной степени повышает культуру речи, способствует её развитию и повышению орфографической грамотности младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы по математике 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Самостоятельные работы составлены по книге О.А.Захаровой "Проверочные работы по математике и технология коррекции знаний учащихся" с изменениями по программе и вставками строк и клеток для заполнения ...
Проверочные работы по математике в 1 классе. Перспективная начальная школа.
Основная цель представленных материалов - помочь учителю в организации контроля и оценки результатов обучения по математике....
Выступление на районном МО по теме «Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"
В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическ...
Проверочные работы по математике (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 1 класса (УМК "Перспективная начальная школа") и таблицы для анализа результатов работ. Материалы подготовлены по методическому пособию О.А.Захар...
Самостоятельные работы по русскому языку 1 класс "Перспективная начальная школа"
Самостоятельныеработы по обучению грамоте. Программа "Перспективная начальная школа"...
Контрольные работы по математике 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Тексты контрольных работ по математике в 3 классе по учебнику А.Л.Чекина...
Конспект урока "Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум»" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цели:познакомить учащихся с алгоритмом выполнения работы, с техникой оригами;обучить составлению композиции;продолжить формировать навыки работы с бумагой;формировать навыки проектной деятельности под...