Выступление на районном МО по теме «Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка по теме
В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой второго класса. А в 3-м и 4-м классах эта работа продолжается и совершенствуется.
Система работы в этом направлении включает ряд процедур – и относительно простых, и более сложных:
- необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;
- важно, чтобы школьники понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита (ориентация на вторую, а потом и третью букву слова, если первая (и вторая) буква одна и та же);
- школьники должны осознать особенности каждого вида словаря;
- важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;
- школьники должны научиться читать словарную статью (в толковых и этимологических словарях) и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления Остренко | 26.38 КБ |
Презентация к выстоуплению на МО Остренко | 458.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном МО
учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края
Остренко Людмилы Петровны
по теме:
«Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"
(26 марта 2014 года)
В настоящее время в образовательном пространстве России реализуются различные учебные программы. Все они имеют свои положительные и отрицательные стороны, своих сторонников и противников.
Наша школа вот уже девятый год работает по программе «Перспективная начальная школа». Хотим выразить наше мнение по этому поводу. УМК «Перспективная начальная школа», который был создан на основе научных идей развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова получил широкое распространение в нашем образовательном учреждении. В 2004 году состоялось знакомство с этой программой.
Данный комплект – соответствует духу времени и требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
Основной идеей УМК “Перспективная начальная школа” является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Я седьмой год работаю по программе «Перспективная начальная школа»
С моей точки зрения, именно этот проект позволяет молодому учителю наиболее успешно решать профессиональные задачи.
Естественно, создать все эти условия можно и в рамках традиционного обучения, и тем более – реализуя развивающие программы, но, как мне кажется, чтобы профессиональная деятельность педагога в этом случае была адекватной современным требованиям к образованию и давала устойчивый позитивный результат, педагог должен иметь большой опыт педагогической деятельности, свою сложившуюся индивидуальную педагогическую систему. Создатели “Перспективной начальной школы” постарались, на мой взгляд, специально для молодых специалистов, т.к. этот проект предусматривает хорошо разработанную методологическую систему, технологичность образовательного процесса, востребованность теоретических знаний педагога и необходимости их применения в практике урока. Т.е. “ПНШ” позволяет учителю учиться вместе со своими учениками.
В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой второго класса. А в 3-м и 4-м классах эта работа продолжается и совершенствуется.
Система работы в этом направлении включает ряд процедур – и относительно простых, и более сложных:
- необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;
- важно, чтобы школьники понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита (ориентация на вторую, а потом и третью букву слова, если первая (и вторая) буква одна и та же);
- школьники должны осознать особенности каждого вида словаря;
- важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;
- школьники должны научиться читать словарную статью (в толковых и этимологических словарях) и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари.
Пять словарей: 1) орфографический (словарь “Пиши правильно”); 2) толковый; 3) этимологический (Словарь происхождения слов”); 4) орфоэпический (“Произноси правильно”); 5) обратный словарь – входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома. Т.о., и на занятиях в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.
Кроме второй части учебника русского языка словарики имеются в третьей части тетради для самостоятельных работ по математике, в учебнике «Наш мир». В хрестоматии по окружающему миру есть иллюстрированный словарик растений и животных. Учебник по технологии «Азбука мастерства» содержит словарь терминов. Все это облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.
Использование этимологического, орфоэпического, орфографического, толкового словаря в учебнике русского языка достаточно традиционно. Хочется только добавить, что толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения, на уроках естествознания, развития речи.
Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь дает огромные возможности для решения грамматических задач. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.
Чем же замечателен обратный словарь для преподавателя русского языка?
Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является “Обратный словарь”. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.
Огромную помощь Обратный словарь оказывает учителю при изучении словообразования; большие совокупности слов, имеющие сходный состав, оказываются непосредственно обозримыми.
Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.
Как используется обратный словарь именно в третьем классе? Покажу это на примере освоения правила написания слов с одной и удвоенной букв нн прилагательных. (Фрагмент урока видео) Обратный словарь позволяет учащимся самим определять проблему урока и применять изученное правило на практике, обосновывая свой выбор.
Кроме того “Обратный словарь” позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.
Работа со словарями облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.
Литература:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
- «Перспективная начальная школа» Программа по учебным предметам. М.: Академкнига/Учебник, 2011г.
- «Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2011г
- Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
- Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе/под ред.
Р.Г. Чураковой.-3-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2011г
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).
- http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
- https://sites.google.com/site/bibliotekapoipkro/informacionnaa-kompetentnost
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Во второй части русского языка размещено пять словарей: орфографический (словарь «Пиши правильно»); толковый; этимологический («Словарь происхождения слов»); обратный; орфоэпический (словарь «Произноси правильно»).
Словарики также имеются: в третьей части тетради для самостоятельных работ по математике; в учебнике «Наш мир»; в хрестоматии по окружающему миру – иллюстрированный словарик растений и животных; в учебнике по технологии «Азбука мастерства» - словарь терминов.
Система работы в этом направлении включает ряд процедур: ориентация в алфавитном столбике; понимание алфавитного принципа расстановки слов; осознание особенностей каждого вида словаря; понимание назначения каждого словаря и умение использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм; умение читать словарную статью.
Орфографический словарь наличие этого словаря достаточно традиционно; один из важнейших способов проверки правильного написания слов.
Толковый словарь выяснение значения незнакомых слов, которые встречаются в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», в хрестоматии по литературному чтению, в учебнике «Наш мир»; изучение отдельных тем курса русского языка: «Многозначные слова», «Омонимы», «Синонимы»; обучение правильному чтению словарной статьи.
Этимологический словарь знакомство с историческим составом слова; способ проверки правильного написания слов.
Орфоэпический словарь необходим при проведении орфоэпической работы на уроках русского языка; решает две проблемы: проблему ударения и правильного произношения отдельных звуков.
Обратный словарь Подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. редиска киска миска записка
Обратный словарь необходим при изучении словообразования; тем «Парные звонкие и глухие согласные», «Мягкий знак после шипящих», «Род слов-названий предметов» и др.; позволяет быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме; дифференцировать домашние задания.
Обратный словарь
Фрагмент урока (видео) Как используется обратный словарь именно в третьем классе? Покажу это на примере освоения правила написания слов с одной и удвоенной букв нн прилагательных. Обратный словарь позволяет учащимся самим определять проблему урока и применять изученное правило на практике, обосновывая свой выбор.
Работа со словарями облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"
В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...
выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"
В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
Выступление на районном семинаре по теме "Работа с таблицей на уроках математики"
материал посвящен работе учащихся с таблицей на уроках математики...
Выступление на районной конференции «Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в современной начальной школе на уроках литературного чтения»»
Выступление на районной конференции...
Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».
Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"...