Урок русского языка во 2 классе. Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шибалова Наталья Владимировна

На уроке отрабатывается умение писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе.

Тема: Написание слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цели: совершенствовать умение осознанно писать слова с буквами и, у, а после шипящих; продолжить работу по совершенствованию грамматического строя речи; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме, ответственное отношение к учению, совершенствовать умение работать в паре.

Оборудование: рисунок с изображением щуки, щука в ведре, памятки «Части речи», «Разбор по членам предложения», задания для работы в группе – раздаточный материал, деформированное предложение, лестница самооценки, смайлики.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи-то желания. Придётся начать урок без нее.

     II. Минутка чистописания.

- Начнём с минутки чистописания.

Жж       Шш        Чч       Щщ

- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твёрдые, [ч'] и [щ'] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные -  глухие.)

- Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу).

     III. Словарная работа.

- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.

С.рока, в.рона, в.р.бей, щ.ки, морж., ч.йки, ерш. .

- Как назвать одним словом? (Животные.)

- На какие 2 группы можно разделить слова? (Словарные слова и слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; слова в единственном числе и во множественном; птицы и другие животные;  слова, в которых 2 слога и 3 слога; ...)

- Запишите слова в 2 столбика: в I столбик – словарные слова, а во II  – слова с изучаемыми буквосочетаниями. Поставьте ударение, выделите орфограммы. (1 ученик у доски.)

Проверка: рабочий файл.

- Какие буквосочетания встретились? Правило.

     IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. А поможет нам в этом наша гостья.

     V. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу:

а) Отгадайте загадку:     Стой, плотва и караси!

                   И пощады не проси:

           Я хозяйка здесь в пруду,

           На охоту я иду.

- Догадались, кто у нас в гостях? (Щука.)

- Запишите это слово с красной строки.

- Подберём к нему однокоренные слова. (Дети записывают в тетрадь, один ученик работает у доски.)

Щука, щучка, щурёнок, щучий, Щукарь, щуковый, щурок.

-Какие слова вам незнакомы? Лексический анализ данных слов.

- Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнём графически орфограмму.

- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про неё знаем. (Рассказы детей о щуке.)

- А как вы думаете, приносит ли щука какую-либо пользу? Можно ли про неё сказать что-то хорошее?

   Щука ещё нашими предками наделялась мудростью и хитростью.

   Щука необходима для нормальной жизни водоёма. Она – его санитар, так как

нападает, прежде всего, на больную рыбу.

   А ещё щуку называют «речным волком». Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал».

Физминутка.

б) Работа с деформированным предложением.

- Щука остаётся с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про неё знаем.

- Прочитайте слова. Составьте предложение.

в, щука, жила, озере

- Какое предложение получилось? (Дети называют разные варианты предложений, учитель открывает запись на доске.)

Жила в озере щука.

В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

- Пропустите строчку и запишите последнее предложение с красной строки.

- Разберём это предложение по членам предложения, обозначим части речи.

в) Работа с деформированным текстом.

- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.

- Прочитайте предложения. Что произошло? (Стихотворение рассыпалось.) Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. (Работа в парах.)

                      Наварила щука щей.

                            Червячка с крючка сняла.

                            Щука в озере жила.

                            Говорили всем ерши:

                            «Щи у щуки хороши!»

                            Пригласила трёх ершей  (см. Приложение)

- Прочитаем хором. Что заметили? (Первое предложение уже записано.)

- Почему мы записали в тетради именно предложение «Щука в озере жила.», а не какое-то другое? (Стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!).

- Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое-либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)

- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. («Щукины щи», «Радушная хозяйка», ...)

- Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком:

  • Начнём со второго предложения – запись с комментированием.
  • Третье и четвёртое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.
  • Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание, это предложение с прямой речью.

- Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи – ши, щу) 

 Вывод: Слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.

- Еще раз вспомним правила.

г) Творческая работа.

- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней? («По щучьему велению».) О чём эта сказка?

- Представьте, что вы поймали эту говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?

  По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы …

- Закончите предложение. (Дети работают самостоятельно.)

Проверка.

- Какие желания у вас получились? (Несколько детей зачитывают свои желания.)

- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно, если вы сами приложите немного усилий.

     VI. Итог.

- Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?

- Какие буквосочетания она помогла нам повторить?

-Какой вид работы вам больше всего понравился?

-Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. На какой ступеньке вы находитесь? Почему вы так считаете?

Отметки.

     VII.Д/з. Найти и записать пословицы, загадки о щуке, выделить изучаемые орфограммы в словах.

                       

 

   

                                                                                                                       

   

  Приложение.

Наварила щука щей.

Червячка с крючка сняла.

Щука в озере жила.

Говорили  всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

Пригласила трёх ершей.

Щука в озере жила.

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей.

Пригласила трёх ершей.

Говорили  всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями чу-щу."

Учитель: Селезнёва Олеся АлександровнаПредмет: Русский языкКласс: 2 классДата: 14 февраля  2012 годТип урока: Урок закрепления (комплексного применения знаний и умений)(урок №7 в разделе «П...

Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс

Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельн...

Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели: Образовательные: ·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...

Русский язык 3 класс. Написание слов с непроизносимыми согласными. Слова с сочетаниями сн, зн.

План-конспект открытого урока русского языка, проведенного в 3 классе по системе Л.В. Занкова...