Урок русского языка во 2 классе. Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На уроке отрабатывается умение писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_slov_s_bukvosochetaniyami_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе.
Тема: Написание слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цели: совершенствовать умение осознанно писать слова с буквами и, у, а после шипящих; продолжить работу по совершенствованию грамматического строя речи; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме, ответственное отношение к учению, совершенствовать умение работать в паре.
Оборудование: рисунок с изображением щуки, щука в ведре, памятки «Части речи», «Разбор по членам предложения», задания для работы в группе – раздаточный материал, деформированное предложение, лестница самооценки, смайлики.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи-то желания. Придётся начать урок без нее.
II. Минутка чистописания.
- Начнём с минутки чистописания.
Жж Шш Чч Щщ
- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твёрдые, [ч'] и [щ'] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие.)
- Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу).
III. Словарная работа.
- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.
С.рока, в.рона, в.р.бей, щ.ки, морж., ч.йки, ерш. .
- Как назвать одним словом? (Животные.)
- На какие 2 группы можно разделить слова? (Словарные слова и слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; слова в единственном числе и во множественном; птицы и другие животные; слова, в которых 2 слога и 3 слога; ...)
- Запишите слова в 2 столбика: в I столбик – словарные слова, а во II – слова с изучаемыми буквосочетаниями. Поставьте ударение, выделите орфограммы. (1 ученик у доски.)
Проверка: рабочий файл.
- Какие буквосочетания встретились? Правило.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. А поможет нам в этом наша гостья.
V. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу:
а) Отгадайте загадку: Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
- Догадались, кто у нас в гостях? (Щука.)
- Запишите это слово с красной строки.
- Подберём к нему однокоренные слова. (Дети записывают в тетрадь, один ученик работает у доски.)
Щука, щучка, щурёнок, щучий, Щукарь, щуковый, щурок.
-Какие слова вам незнакомы? Лексический анализ данных слов.
- Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнём графически орфограмму.
- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про неё знаем. (Рассказы детей о щуке.)
- А как вы думаете, приносит ли щука какую-либо пользу? Можно ли про неё сказать что-то хорошее?
Щука ещё нашими предками наделялась мудростью и хитростью.
Щука необходима для нормальной жизни водоёма. Она – его санитар, так как
нападает, прежде всего, на больную рыбу.
А ещё щуку называют «речным волком». Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал».
Физминутка.
б) Работа с деформированным предложением.
- Щука остаётся с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про неё знаем.
- Прочитайте слова. Составьте предложение.
в, щука, жила, озере
- Какое предложение получилось? (Дети называют разные варианты предложений, учитель открывает запись на доске.)
Жила в озере щука.
В озере жила щука.
В озере щука жила.
Щука в озере жила.
- Пропустите строчку и запишите последнее предложение с красной строки.
- Разберём это предложение по членам предложения, обозначим части речи.
в) Работа с деформированным текстом.
- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.
- Прочитайте предложения. Что произошло? (Стихотворение рассыпалось.) Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. (Работа в парах.)
Наварила щука щей.
Червячка с крючка сняла.
Щука в озере жила.
Говорили всем ерши:
«Щи у щуки хороши!»
Пригласила трёх ершей (см. Приложение)
- Прочитаем хором. Что заметили? (Первое предложение уже записано.)
- Почему мы записали в тетради именно предложение «Щука в озере жила.», а не какое-то другое? (Стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!).
- Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое-либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)
- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. («Щукины щи», «Радушная хозяйка», ...)
- Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком:
- Начнём со второго предложения – запись с комментированием.
- Третье и четвёртое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.
- Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание, это предложение с прямой речью.
- Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи – ши, щу)
Вывод: Слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.
- Еще раз вспомним правила.
г) Творческая работа.
- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней? («По щучьему велению».) О чём эта сказка?
- Представьте, что вы поймали эту говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?
По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы …
- Закончите предложение. (Дети работают самостоятельно.)
Проверка.
- Какие желания у вас получились? (Несколько детей зачитывают свои желания.)
- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно, если вы сами приложите немного усилий.
VI. Итог.
- Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?
- Какие буквосочетания она помогла нам повторить?
-Какой вид работы вам больше всего понравился?
-Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. На какой ступеньке вы находитесь? Почему вы так считаете?
Отметки.
VII.Д/з. Найти и записать пословицы, загадки о щуке, выделить изучаемые орфограммы в словах.
Приложение.
Наварила щука щей. | |
Червячка с крючка сняла. | |
Щука в озере жила. | |
Говорили всем ерши: | |
«Щи у щуки хороши!» | |
Пригласила трёх ершей. |
Щука в озере жила.
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей.
Пригласила трёх ершей.
Говорили всем ерши:
«Щи у щуки хороши!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями чу-щу."
Учитель: Селезнёва Олеся АлександровнаПредмет: Русский языкКласс: 2 классДата: 14 февраля 2012 годТип урока: Урок закрепления (комплексного применения знаний и умений)(урок №7 в разделе «П...
Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс
Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельн...
Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».
Цели: Образовательные: · Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...
Русский язык 3 класс. Написание слов с непроизносимыми согласными. Слова с сочетаниями сн, зн.
План-конспект открытого урока русского языка, проведенного в 3 классе по системе Л.В. Занкова...
Самоанализ урока русского языка «Закрепление знаний правописания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч» 30.10.2019г
Самоанализ урока русского языка 2 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка на тему "Написание слов с парными согласными в конце слова"
Урок-путешествие на остров парных согласных...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс.Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук...