Русский язык 3 класс. Написание слов с непроизносимыми согласными. Слова с сочетаниями сн, зн.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План-конспект открытого урока русского языка, проведенного в 3 классе по системе Л.В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus_yaz_3_kl.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Учитель: Марьина С.Б.
Дата проведения: 17.12.2015
Тема урока: Написание слов с непроизносимыми согласными. Слова с сочетаниями сн, зн.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология: проблемное обучение.
Цели урока:
- Познакомить детей с существованием слов с непроизносимыми согласными , слов с сочетаниями сн , зн.
- Создать условия для самостоятельного выведения правил проверки таких слов.
- Учить детей выдвигать правильные гипотезы и находить правильные решения.
- Развивать орфографическую зоркость.
УУД:
Предметные:
- Научить распознавать слова с непроизносимой согласной и с сочетаниями сн, зн.
- Научить различать эти два правила.
- Научить подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными и с сочетаниями сн, зн.
Метапредметные:
1. Формировать умение выдвигать гипотезы и находить правильные решения.
2. Развивать у детей чувство языка, эмоциональную сферу.
3. Формировать мыслительные процессы анализа и синтеза, подведения под понятие.
4. Формировать навыки взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе коллективной работы над единой проблемой.
Программа: Система развивающего обучения Л.В. Занкова, учебник русского языка для 3 класса (авт. А. В. Полякова )
Оборудование: учебник «Русский язык. 3класс». Часть 1 (автор А. В. Полякова), интерактивная доска SMART Board
Структурные элементы урока | Содержание взаимодействия с учащимися |
Организационный момент. 1 мин. | Приветствие. На доске записаны дата, классная работа. Сообщение темы урока. |
Актуализация знаний. 1мин. | Учитель: Прочитайте слова. (записаны на интерактивной доске) Ре.ка, бли.кий, хле., мя.кий, звез.ный - На какие группы их можно разделить? Дети: Я бы разделила по частям речи: прилагательные (близкий, мягкий, звездный) и существительные (репка, хлеб). Д: А я бы разделил их на 2 группы по количеству слогов: односложные (хлеб) и двусложные(репка, близкий, мягкий, звездный). |
Открытие новых знаний. 8 мин. | У: Давайте вставим буквы и устно назовем проверочные слова. Д: В слове ре.ка вставляю букву п, т. к. проверочное слово репа. Д: В слово бли.кий вставляю букву з , т. к. проверочное слово близок. Д: Слово хле. проверяю словом хлебушек и буду писать букву б. Д: Слово мя.кий проверяю словом мягок, поэтому буду писать букву г. Д: В слово звез.ный вставляю букву….А я не знаю, нужно ли вставить в это слово букву и какую? Пауза. Дети думают. У: Как вы думаете можно ли проверить это слово? Д; Я думаю, да. У; Как? Д: Попробуем изменять слово так, чтобы этот неизвестный согласный звук как- то показался, или точно стало понятно, что в середине этого слова нет других согласных звуков. У: Какие же слова будем подбирать? Д: Я думаю, что однокоренные, например, слово звездная.. Д: Да нет же, это слово не поможет нам проверить слово звез.ный, все равно не понятно, есть лишний согласный звук в середине слова или нет. Я предлагаю слово звезда. В нем четко слышится звук д. Д: А я бы проверил словом звездочка, здесь тоже слышен звук д, значит в слове звез.ный нужно вставить букву д. У: Так какие же слова мы можем подобрать для проверки слов с непроизносимыми согласными? Д: Они должны быть однокоренными. Д: Проверочное слово должно быть таким, чтобы в нем отчетливо был слышен наш пропащий звук. У: Какие вы молодцы! Теперь мы сможем проверять слова с непроизносимыми согласными и правильно их писать. Запишите данные слова в строчку. У: А теперь откроем учебник на с. 116 и прочтем правило. Ребята, есть ли сходство проверки слов с парной согласной на конце или в середине слова и слов с непроизносимыми согласными? Д: Есть. Когда проверяем слово с парной согласной нужно, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный звук, например, лапа- лапка. Для проверки слова с непроизносимыми согласными нужно, чтобы после проблемного согласного появился гласный звук, например, звезда- звездный. У: А всегда ли только с помощью гласной можно проверить написание слова с непроизносимым согласным? Дети думают. У: Давайте еще раз обратимся к с. 116 учебника. У: Но ведь это не означает, что проверить слово можно только с помощью гласной? Д: Я согласен с вами. Я, кажется, придумал. Честь - честный. В слове честь четко слышен звук ть, значит и в слове честный я напишу букву т. Д: Грусть – грустный. |
Восприятие, осмысление и первичное закрепление новых знаний. 6 мин. | У: Молодцы! А теперь поработаем письменно. Слова на на интерактивной доске нужно разбить на 2 группы и устно подобрать проверочные слова. (Проводится коллективная работа) Мер.кий, прелес.ный, ре.кий, мес.ность, капус.ный, кре.кий Д: В 1 группу я запишу слова мерзкий, редкий, крепкий. Эти слова на парную согласную в середине слова. У: Назовите устно проверочные слова. Д: Мерзок- мерзкий, пишу букву з. Д: Реденький- редкий, пишу букву д. Д: Крепок- крепкий, пишу букву п. У: Прочитайте слова из 2 группы. Д: Во 2 группу я возьму такие слова: прелестный, местность, капустный. У: Что же общего между ними? Д: У них в середине пропущена согласная буква. У: Буква или звук? Д: Буква, т. к. звука мы не слышим, а букву пишем. У: Запишем эти слова и устно назовем проверочные. Д: Прелесть- прелестный, пишу букву т. Д :Местечко- местный, пишу букву т. Д: Капуста- капустный, пишу букву т. У: Так по каким же признакам мы разделили слова на эти группы? Д: 1 группа - слова с парной согласной в середине слова, 2 группа- слова с непроизносимыми согласными. Д: А я вижу еще один вид деления: 1 группа - мерзкий, редкий, местность, крепкий и 2 группа – прелестный, капустный. У: Кто может объяснить, по какому основанию разделил слова на группы Женя? Дети думают. Д: Я думаю, в 1 группу вошли короткие слова а, во 2 – длинные. Д: Верно. В 1группе двусложные слова а, во 2 – трехсложные. У: Согласна. И такие группы слов можно выделить. Но записывать мы их не будем. Продолжим работу с исходными словами. Самостоятельно составьте словосочетания со словами с непроизносимой согласной. Например, прелестный…… Д: Цветок. Д: Вечер. Д: Мотылек. У: Продолжайте самостоятельно. Проверка словосочетаний, учитель обращает внимание на самые удачные. |
Открытие новых знаний. 4 мин. | У: Подберите антоним к слову прекрасный. Д: Мерзкий. Д: Ужасный. Д: Некрасивый. У: Возьмем слово ужасный и запишем его. Д: (Диктует) Ужас.… Не знаю писать ли здесь букву т или нет? У: Давайте подумаем вместе. Как же проверить это слово? Д: А давайте , как и в слове звездный, когда мы не знали писать букву д или нет, мы подбирали слово, где наш звук стал слышим. У: А любое ли слово мы будем подбирать? Д: Нет, только однокоренное. Д: Я подобрал слово ужасы. У: Выделим корень в этом слове. Д: В этом слове корень ужас-и в нем нет звука т. Д: А я возьму слово ужасаться, корень ужас- - и в нем тоже нет звука т. Д: Ужасен, корень ужас-, нет звука т. Значит, в слове ужасный букву т писать не надо. У: Верно, дети. Мы знаем правило о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково. А раз в корне подобранных нами однокоренных проверочных словах нет «лишних» звуков, то и в корне проверяемого нами слова мы «лишних» букв писать не будем. Такие слова называются словами с сочетаниями сн, зн. Наше слово ужасный как раз на такое правило. И мы с вами сейчас вывели правило проверки таких слов. Они проверяются так же, как и слова с непроизносимыми согласными. |
Физкультминутка 1 мин. | У: А теперь мы отдохнем, физкультминутку проведем. Топоры мы в руки взяли, Лесорубами мы стали. Раз- два, раз- два, Будут на зиму дрова. Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре- руки вниз. |
Проверка усвоения открытых знаний. 5 мин. | У: У нас сейчас будет очень интересное задание. Слова на доске SMART Board нужно распределить в 2 столбика и устно подобрать проверочные слова. Счас.ливый, тес.ный ,гиган.ский, любез.ный, лес.ница , чу.ство, влас.ный, напрас.ный. Д: Мы не знаем, как проверить слова лес.ница и чу.ство. У: Эти слова- словарные. Их написание нужно запомнить или справляться в словаре. Запомните, как пишутся слова лестница и чувство. Какие у вас получились столбики слов? Д: Счастливый, тестный, гигантский, лестница, чувство, властный. У: Все ли согласны с составом этого столбика? Д: Нет, лишнее слово чувство, раз оно не проверяется. Д: А у меня- слово тесный. И пишется оно без буквы т в середине, т. к. проверочное слово- тесен и в нем нет буквы т. У: Давайте посмотрим, по какому признаку мы подобрали слова в 1 столбик. Д: Счастливый- счастье, есть непроизносимый согласный звук т . Д: Тесный- тесен, нет буквы т , писать в 1 столбик не буду. Д: Гигант- гигантский, есть непроизносимый согласный звук т. Д: Лестница- словарное слово, есть непроизносимый звук т. Д: Чувство- словарное слово, есть непроизносимый звук в. Д: Властный- власть, есть непроизносимый звук т. У: Так каков принцип подбора слов в 1 столбик? Д: В1 столбике слова с непроизносимыми согласными звуками.. У: Какие слова попали во2 столбик? Д: Тесный, любезный, напрасный. Это слова с сочетаниями сн, зн. Д: Любезен- любезный. Д: Напрасен- напрасный.. |
Закрепление изученного материала. 12 мин. | У: А теперь нас ждет творческая коллективная работа. У каждого из вас на столе лежит карточка. Возьмите переверните ее и прочитайте задание № 1.(ученик читает задание вслух) |
Карточка Задание № 1. Прочитайте, вставьте буквы. Подберите к прилагательным подходящие по смыслу существительные. Интерес.ная, опас.ный, извес.ный, вкус.ное, ус.ные, доблес.ный. Задание № 2. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Ярос.ные, гонят, дуют, парус.ные, ветры,ло.ки. Мы, встр.чали, жур.влей, прекрас.ным, с , чу.ством, в.сной, радос.ным. У: Подбираем подходящее по смыслу существительное. Например, интересная… Д: История. Д: Книга. Д: Картина. У: Выполняем задание. У: Зачитайте свои словосочетания. Дети зачитывают их. У: Чем словосочетания отличаются друг от друга? Д: В одних прилагательных есть непроизносимые согласные, а в других нет. Д: Существительные разного рода, поэтому и прилагательные разного рода. У: Какое словосочетание может быть «лишним»? Д: Может быть опасный путь? Д: А я думаю- устные рассказы, т. к оно стоит во множественном числе, а остальные в единственном. У: Верно! А чем еще отличаются словосочетания друг от друга? Д: Может быть тем, что у них различные существительные: одушевленные и неодушевленные. У: Точно! Молодцы! А какие проверочные слова вы подобрали к прилагательным? Д: Интересы- интересная, опасен- опасный. Д: Известен- известный, вкусы- вкусный. Д: Уста- устные, доблесть- доблестный. У: Приступим к заданию № 2. Д: (читают) Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. У: Попробуем составить 1 предложение вместе. Д: Яростные ветры дуют и гонят парусные лодки. Д: Дуют яростные ветры и гонят парусные лодки. У: Какой вариант вам понравился больше? Д: Второй. У: Назовите проверочные слова к словам с пропущенными буквам. Д: Ярость- яростный, пишу букву т, слово с непроизносимым согласным звуком.. Д: Паруса- парусные, нет звука т, значит и букву писать не буду. Д: Лодочка- лодка, слово на парную согласную, пишу букву д. У: Запишите предложение самостоятельно. У: Составьте 2 предложение. Д: Мы встречали журавлей весной с прекрасным и радостным чувством. Д: Весной мы встречали журавлей с прекрасным и радостным чувством. У: Какой вариант вам нравится больше? Д: Мне нравятся оба. У: Мне тоже. Назовите проверочные слова. Д: Встреча- встречали, безударная гласная в корне, пишу букву е. Д: Журавлик- журавлей, безударная гласная в корне, пишу букву а. Д: Весны- весной ,безударная гласная в корне, пишу букву е. Д: Прекрасен- прекрасным, слово на сочетание сн, букву т писать не буду. Д: Радости- радостным, есть непроизносимый согласный звук т, пишу соответствующую букву. Д: Чувство- словарное слово, пишу букву в. У: Запишите любой вариант предложения. У: Найдем грамматическую основу 1-го предложения. Д: Я думаю, что ветры- подлежащее, а сказуемое- дуют. Д: А я вижу здесь еще 1 сказуемое- гонят. У: Верно. Здесь 2 сказуемых- дуют и гонят .Их называют однородными сказуемыми. Определим второстепенные члены предложения, обозначим их части речи и их признаки. Д: Ветры (какие?) яростные, яростные- это определение, выражено прилагательным в ед. ч., И. п. Д: Гонят (что?) лодки, лодки- это дополнение, выражено существительным во мн. ч , В. п. Д: Лодки (какие?) парусные, парусные- это определение, выражено прилагательным во мн. ч., В.п. У: Разберем по составу слова: радостным и встречали. Д: Радостным- окончание –ым, основа радостн-, корень рад-, суффиксы –ост- и –н-. Д: Встречали- окончаие- -и, основа встречал-, корень встреч-, суффиксы –а- и –л-. У: Молодцы! Мы закончили наше творческое задание. | |
Рефлексия 1 мин. | У: Что мы сегодня узнали на уроке? Д: Сегодня мы познакомились со словами с непроизносимыми согласными и с сочетаниями сн, зн. У: Как мы к этому пришли? Д: Мы выполнили ряд проблемных заданий и научились различать такие слова и проверять их. У: Что нам помогло в этом? Д: Наши знания о парных согласных, о безударных гласных, наши умения распределять слова на группы, составлять предложения. Д: Наши умения производить разбор предложения и разбор слов по составу. Д: А так же, ваша помощь, учитель. У: Что мы научились делать на уроке? Д: Мы научились проверять и писать слова с непроизносимыми согласными и с сочетаниями сн, зн. Д: Научились различать эти 2 правила. Д: Составлять словосочетания и предложения с такими словами. Д: А также мы учились выдвигать гипотезы и находить их решения. У: Понравился вам сегодняшний урок? Д: Очень! |
Постановка домашнего задания 1 мин. | У: Я сегодня предложу вам задания на выбор: (задания записаны на интерактивной доске)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальная школа. Конспект урока по русскому языку 4 класс .Тема «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».
конспект урока по русскому языку с использованием проблемной, игровой, здоровье-сберегающих технологий....
Урок русского языка в 3 классе "Написание слов с непроизносимыми согласными"
Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспектива" по теме "Написание слов с непроизносимыми согласными" . На уроке проводится словарная работа, для проведения которой используются загадки. Пре...
Урок русского языка на тему:«Написание слов с непроизносимыми согласными»
Тема: « Написание слов с непроизносимыми согласными» Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материалаМежпредметные связи: - литературное чтение – фрагменты произведений А.С. Пушк...
Урок русского языка в соответствии с ФГОС по теме "Слова с удвоенными согласными" УМК Планета Знаний
Урок русского языка по теме: "Двойные согласные"с УУД УМК Планета Знаний.Урок начинается с ориентировки учеников в предстоящей деятельности, с оценки уже усвоенного ими способа решения. Эта часть урок...
Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
Урок в 3 классе УМК " Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"
Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...
Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....