Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 4 класс.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pismo_i_razvitie_rechi_4_klass.docx | 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Программа рассчитана на 34 часа.
В младших классах учащимся даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по письму и развитию речи необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитания интереса к родному языку. Учащиеся приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение письму и развитию речи будет эффективным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать , обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал , давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Цели данной программы:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих задач
Задачами являются:
- выработать элементарные навыки грамотного письма:
- формирование правильного начертания букв и соединения их в слоги, слова, предложения;
- повышение уровня общего речевого развития;
- формирование нравственных качеств.
Общая характеристика учебного предмета
В начальном обучении предмет «Письмо и развитие речи » занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Письмо и развитие речи» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении предмета « Письмо и развитие речи» во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Структура данного предмета в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса предмета «Письмо и развитие речи» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с чтением.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся направлена на разносторонне развитие личности, способствует умственному развитию. В данной программе сохранены все разделы и темы, но для реализации программы меньше времени на уроке отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено время на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации. Усвоение детьми новых знаний на уроках осуществляется не путем заучивания определений и правил, а в процессе работы над конкретным материалом. Основной метод — разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтении. Игровые приемы остаются важнейшим (но не главным) средством обучения. Продолжается интенсивная работа по развитию речи детей на специальных уроках, идет обогащение их представлений об окружающем мире, а главное — формируется умение выражать свои впечатления в речи. Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как в коррекционной школе они представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающегося таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и
словесной инструкции. При изучении учебного материала необходимо создать специальные условия в системе коррекционно-развивающего обучения: конкретность указания действий и вариативных тренировочных упражнений, поэтапного обобщения, памяток-инструкций, опоры на наглядность, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Программой предусмотрены уроки развития речи в соответствии с особенностями изучаемой темы. Развитие речи учащихся осуществляется в направлениях:
- ознакомление, овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- формирование навыков выразительного чтения.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающегося уровне.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
- Технология проблемного диалога;
- Технология оценивания образовательных достижений;
- Здоровьесберегающие технологии обучения;
- Игровые технологии;
- Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
- Технология развития критического мышления.
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.
Ввиду психологических особенностей обучающихся, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
На уроках письма и развития речи у обучающихся формируются следующие ценностные ориентиры:
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Место учебного предмета , курса в учебном плане.
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Письмо и развитие речи » относится к части, формируемой участниками образовательных отношений для увеличения учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов обязательной части.
Сроки изучения учебного предмета – 4 года .
Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе -1 час в неделю.
Кол-во учебных недель -34.
Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год-34 часа.
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -135 часов.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
1.Осознание языка как основного средства человеческого общения
2.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1. Отличать устную и письменную речь
2. Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
3. Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;
4. Разделять слово на слоги с использованием графических схем;
5. Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове;
6. Определять главную мысль предложения;
7. Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Письмо и развитие речи
Минимальный уровень:
• различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
• списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
• запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
• обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
• выделение из текста предложений на заданную тему;
• участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
• различение звуков и букв;
• характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
• списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
• запись под диктовку текста.
• составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя.
• деление текста на предложения;
• выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
• самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Базовые учебные действия
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.
Познавательные УД
1. Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном
2. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
4. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
5. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
6. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УД
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
3. Формирование правильной посадки за столом
4. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.
Личностные УД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте.
Содержание учебного предмета.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё,
и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах,
кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов
(«Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-
предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных,
названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Повторение изученного материала за год
.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.
Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
*ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;
*обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
*предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Система оценки результатов опирается на следующие принципы
- Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
- Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
- Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Что оценивается?
В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара), безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).
Программа системы оценки также включает:
- Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
- Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
Критерии | Параметры оценки | Индикаторы |
Овладение социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно. | ||
Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе ) | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого | |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно | ||
Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме) | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого | |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно |
Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.
Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
*ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;
*обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
*предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Система оценки результатов опирается на следующие принципы
- Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
- Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
- Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара), безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).
Программа системы оценки также включает:
1)Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
2)Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
Критерии | Параметры оценки | Индикаторы |
Овладение социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно. | ||
Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе ) | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого | |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно | ||
Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме) | Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого | |
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений. | ||
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно |
Критерии | Параметры оценки | Индикаторы | |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | сформированность навыков коммуникации со взрослыми | способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | |||
способность обращаться за помощью | |||
сформированность навыков коммуникации со сверстниками | способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками | ||
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | |||
способность обращаться за помощью | |||
владение средствами коммуникации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации |
адекватность | способность правильно применить ритуалы | ||
применения ритуалов | социального взаимодействия согласно ситуации | ||
социального | |||
взаимодействия |
3) Систему бальной оценки результатов
№ | Балл | Характеристика продвижений |
1 | 0 баллов | Нет продвижения |
2 | 1 балл | Минимальное продвижение |
3 | 2 балла | Среднее продвижение |
4 | 3 балла | Значительное продвижение |
4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. ( и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).
Критерии оценки предметных результатов на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области)
Оценка данной группы результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:
*появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.
• развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на:
- принципах индивидуального подхода
- принципе дифференцированного подхода.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:
соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).
«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий,
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4,5.
1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.
Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ.
Текущий контроль по письму и развитию речи осуществляется на каждом уроке в виде устных ответов, выполнение письменных работ (упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, задания на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием диктанта, изложения).
Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
При оценке устных ответов обучающихся принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка письменных работ обучающихся.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам ежедневных
письменных работ обучающихся.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1 – 3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4 – 5 ошибками.
В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправления или пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове; две негрубые ошибки (негрубыми считаются: повторение одной и другой же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении)
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик не обнаруживает достаточного понимания изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с большинством грамматических заданий.
Тематическое планирование
1 час в неделю, 34 часа за год.
№ | Раздел | К-во часов. |
1 четверть. | 9ч. | |
1. | Повторение. | 2ч. |
2 | Звуки и буквы. | 4ч. |
3. | Парные и глухие согласные. | 3ч. |
2 четверть. | 7ч. | |
4. | Ударные и безударные гласные. | 6ч. |
5. | Гласные после шипящих. | 1 ч. |
3 четверть. | 10ч. | |
6. | Названия предметов, действий и признаков. | 4ч. |
7. | Имена собственные. | 1ч. |
8. | Предлоги. | 2ч. |
9. | Разделительный твердый знак. | 1ч. |
10. | Родственные слова. | 2ч. |
4 четверть. | 8ч. | |
11. | Предложение. | 2ч. |
12. | Главные и второстепенные слова в предложении. | 6ч |
8ч. | ||
Всего: | 34ч. |
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1.Средства обучения:
1. Наглядные пособия:
- Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).
- Комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита» (256 карточек).
- Алфавит.
- Лента букв.
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2.Телевизор.
2.Рекомендуемая учебно-методическая литература:
1.Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы.М. «Просвещение» 2013 год.
2.УчебникА.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова «Русский язык 4 класс»М.Просвещение 2014г.
3.Дополнительная литература:
Для учителя 1.Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
2.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в
1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
3.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
4.Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
5.Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
6.Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
7.Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М., 2009.
8.«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
9.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс
Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...