Презентация "Части речи"
презентация к уроку по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто ? или что ?
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Существительные , называющие предметы, явления, являются нарицательными. Названия городов, названия улиц, рек, озер, имена, фамилии – имена собственные. кот Барсик
Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные Кто ? Что ?
РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Женского рода (она моя) Мужского рода (он мой) Среднего рода (оно мое)
ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе мяч ракетки
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Падеж Слово помощник вопросы Именительный есть кто ? что ? Родительный нет кого ? чего ? Дательный подошел кому ? чему ? Винительный надеюсь кого ? что ? Творительный горжусь кем ? чем ? Предложный думаю о ком ? о чем ?
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Склонение Род Окончания I Женский мужской -а, -я -а, -я II Мужской средний - -о, -е III женский ь трактор -2скл. машина- 1 скл. Солнце- 2скл. Мышь-3 скл
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Па- де- жи 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение Женский род Мужской род Мужской род Средний род Женский род И. Р. Д. В. Т. П. а, -я ы, -и е, -е у, -ю ой, -ей е, -е а, -я ы, -и е, -е у, -ю ой, -ей е, -е ь, □ а, -я у, -ю □ , -я ом, -ем е, -е о, -е а, -я у, -ю о, -е ом, -ем е, -е ь и и ь ю и Проверь себя
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? Какой ? синий Какая ? зеленая Какие ? голубые Какое ? белое
Имена прилагательные в предложениях употребляются при именах существительных. Прилагательное ставится в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Мн.ч. Им.п. На траве сидели красивые бабочки.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ, НАЗЫВАЮТСЯ ГЛАГОЛАМИ. ГЛАГОЛЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ ? ЧТО СДЕЛАТЬ ? ЧТО ДЕЛАЮТ ? ЧТО ДЕЛАЛ ? что делает ? летит что делал ? писал
ИНФИНИТИВ - начальная форма глагола Что делать ? Что сделать? Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Учить – ум точить. ^ ^
ВОЗВРАТНЫМИ называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь Что делают ? катаются
ВИДЫ ГЛАГОЛА Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать ? что делает ? что будет делать ? Говорить, говорит, будет говорить . Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать ? что сделает ? что сделал ? Сказать, скажет, сказал Что делает ? катается (несов.вид) Что сделал ? c прятался (сов. вид)
ВРЕМЯ ГЛАГОЛА У глагола основными являются три времени, которые показывают, когда происходит действие : в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать) Что делают ? играют (наст. вр.) Что делал ? бежал (прош, вр.) Что сделаем? полетим (будущее вр.)
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ Образуется от инфинитива с помощью суффикса –л Ед. ч. Мн. ч. М.р. Ж.р. Ср.р. Рисовали (мн. ч.) Рисовал ( м. р.) Рисовала (ж. р.) Рисовало (ср. р.) ^
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и числам. Рисую – рисуешь- рисуем- рисуете
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Формы будущего простого времени имеют глаголы совершенного вида. Прочита-ю, прочита-ешь, прочита-ете, прочита-ют. Формы будущего сложноговремени имеют глаголы несовершенного вида. Буду читать, будешь читать, будем читать, будут читать. Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА 1 спряжение -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) 2 спряжение -ишь -ит -им -ите -ат(ят)
Чтобы определить спряжение выясни □ □ ′ 2 спр. -ишь -ит -им -ите -ат(ят ) 1 спр. - ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) Поставь глагол в н. ф. 1 спр. Не на –ить + брить, стелить 2 спр. -ить + исключения
ГЛАГОЛЫ –ИСКЛЮЧЕНИЯ 2СПРЯЖЕНИЕ Проверь себя
РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА В ТРИ СТОЛБИКА- ПО ЧАСТЯМ РЕЧИ. Сущ. Прил. Глагол Стучит Кукла Веселый Повидло Солнце Дует Береза Читать Кричал Красивый
Сущ. Прил. Глагол Кукла Повидло Солнце Береза Веселый Красивый Стучит Дует Читать Кричал Молодец !
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, УСТНО ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ И ПАДЕЖ. Не лежалось на окошк.., покатился по дорожк… Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц.. тяжко, слезы льет бедняжка! Нет ни речк.., ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк.. от копытца!
Не лежалось на окошк е (2спр.,П.п.) , покатился по дорожк е(1спр.,Д.п.). Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц е(2спр.,П.п) . тяжко, слезы льет бедняжка! Нет ни речк и(1спр.,Р.п .), ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк е (1спр.,П.п.) от копытца! Умница !
ОПРЕДЕЛИ СПРЯЖЕНИЕ шалишь торчат ткут берете побрить смотрит занозишь терпит верчу дышать живёте несём казнят
1спр. 2 спр. Берёте Ткут Побрить Несём Живёте Казнят Дышать Шалишь Занозишь Смотрит Верчу Терпит отлично!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Речь!Речь!Речь!
О важности речевого общения....
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.
Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...