Конспект урока по русскому языку 3 класс"Восклицательные и невосклицательные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конспекта урока по русскому языку
3 класс
Тема урока: «Восклицательные и невосклицательные предложения».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: способствовать формированию умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для ознакомления обучающихся с типами предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные).
Развивающая: создавать условия для развитияумений устной речи – правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать разные чувства.
Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся трудолюбия и аккуратности.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения характеризовать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные), правильно пунктуационно их оформлять.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карты-схемы).
Ход работы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! С сегодняшнего дня у меня снова начинается практика. И сейчас я проведу у вас урок русского языка. - Тихонько садитесь за свои места и посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Откройте тетради, отступите 2 строчки и запишите дату и «классная работа». Сегодня семнадцатое апреля. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к началу урока. Записывают дату и «классная работа». | Регулятивные УУД – умение организовать свою учебную деятельность. Личностные УУД – положительный настрой на предстоящую работу. | ||
Актуализация знаний | - Ребята, вы все наверняка знаете, что существуют специальные волшебные слова, их еще называют словами вежливости. Кто может их перечислить? - Ребята, я очень рада, что вы знаете столько волшебных слов, значит, все вы люди вежливые и воспитанные. - А теперь, давайте запишем некоторые из них в тетради. Пишем с красной строки через запятую. Первое слово – спасибо. Давайте проговорим его вполголоса. Итак, записали слово в тетрадь. Следующее слово – пожалуйста. Давайте снова вместе его проговорим. Следующее слово, которое нам необходимо записать – здравствуйте. Также записываем его. Следующее слово – привет. Все вместе проговариваем, как необходимо записать данное слово. И осталось последнее слово – до свидания. Пока что не записывайте его, давайте вместе выясним, как же правильно нам записать данное слово. У кого из вас имеются предположения о том, как записать его? - Итак, у нас возникли разногласия! Ребята, а для того, чтобы определиться с выбором написания данного слова, давайте обратимся к учебнику на странице 142. Итак, а теперь запишите данное слово в свои тетради и запомните правильное его написание. - А теперь, вам необходимо устно составить предложения со словами, которые мы записали в тетради. - Какие разные предложения у вас получились, в том числе и по цели высказывания. - А какие предложения по цели высказывания вам встретились? | - Перечисляют волшебные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, привет, до свидания. Слушают объяснения учителя. Записывают волшебные слова в тетради. Высказывают свои предположения. Определяют правильное написание слова с помощью учебника. Устно составляют предложения с волшебными словами. Определяют тип предложений по цели высказывания. Перечисляют типы предложений по цели высказывания. | Коммуникативные УУД – умение высказывать свою точку зрения, при необходимости принимать и точку зрения окружающих. Коммуникативные УУД – умение высказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД – умение работать, согласно предлагаемому образцу. | ||
Если встретились все предложения: - Итак, с помощью составленных предложений мы вспомнили, что предложения бывают по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. | Если какого-то предложения не встретилось: - Ребята, а предложения всех ли типов по цели высказывания нам удалось составить? - Совершенно верно! А теперь, давайте попробуем составить такое предложение с нашими словами, чтобы оно получилось ….. - Итак, с помощью составленных нами предложений, нам удалось вспомнить, что предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. | ||||
Целеполагание | - Ребята, а теперь внимательно посмотрите на доску. Вы видите, что на ней записаны предложения в два столбика. Сравните их. - Что объединяет предложения в столбиках?
- Прочитайте предложения первого столбика. - А теперь прочитайте предложения второго столбика. | Сравнивают предложения: 1) Я прочитал очень интересную книгу. 1) Я прочитал очень интересную книгу! 2) Обязательно прочитай эту книгу. 2) Обязательно прочитай эту книгу! Читают предложения. - Не хватает вопросительных предложений. Составляют предложения. -По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. | Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Личностные УУД - умение чувствовать выразительность речи. | ||
Если прочитали предложения одинаково, то: - Ребята, а почему же вы прочитали два предложения абсолютно одинаково. Ведь это два разных предложения. Мы же с вами увидели, что в конце предложений стоят разные знаки. - С какой интонацией читаются предложения из второго столбика? | Если прочитали предложения по-разному, то: - Ребята, а почему же так получилось. Вы прочитали два, вроде бы похожих предложения, но по-разному? - С какой интонацией читаются предложения из второго столбика? | ||||
- Каких предложений по цели высказывания не хватает на доске? - Составьте 2 вопросительных предложения так, чтобы они читались с разной интонацией. - Ребята, а теперь сравнив предложения, какой вывод мы можем сделать? (Какими бывают предложения по интонации?) | |||||
Изучение нового материала Физминутка (см. по времени) | - Ребята, а теперь давайте проверим, насколько верны наши предположения. Для этого нам необходимо открыть учебник на странице 143 и прочитать определение из рамочки. - А более подробно разобраться с данным определением нам поможет упражнение 399 на странице 143. Что же необходимо сделать в данном упражнении? - Итак, действительно, сейчас мы будем работать с предложениями. В своих тетрадях с новой строки запишите упражнение 399. - Начиная с первого ряда, вы будете читать по одному предложению, но при этом все остальные записывают его в свои тетради с новой красной строки. Затем определяем тип предложения по цели высказывания и по интонации и выделяем, встретившиеся орфограммы в словах. - Чтобы легче нам было сориентироваться, давайте обратимся к предлагаемому образцу. Читаем предложение. Определяем тип предложения по цели высказывания и по интонации, обосновывая свой ответ. В образце мы также видим, что выделены две орфограммы в слове чудесно. Назовите, пожалуйста, их мне. Запишите это предложение, не забудьте выделить орфограммы. - По такому алгоритму мы и будем работать с остальными предложениями. - Итак, начинаем читать второе предложение. Записали его в свои тетради. Какое оно по цели высказывания? А какое оно по интонации? Какие знакомые орфограммы нам встретились в данном предложении. - Продолжаем работать со следующим предложением. Также записали его в свои тетради. Определили, каким оно является по цели высказывания и по интонации. Выделили орфограммы. - Читаем следующее предложение. Записываем его в тетради. Определяем тип предложения по цели высказывания и по интонации. Выделяем орфограммы. - И осталось последнее, заключительное предложение. Записываем его в тетради. Определяем тип по цели высказывания и по интонации. Выделяем орфограммы. - Итак, как можно понять, что перед нами записано восклицательное предложение? - Ребята, вы сегодня очень активны на уроке. -А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе). Руки в сторону согнули, Вверх подняли, потянули Дружно мы присели, Пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. - Молодцы, ребята! А теперь занимайте свои места. - Итак, урок продолжается. А теперь давайте обратимся к упражнению 400 на странице 143. Что необходимо сделать в данном упражнении? - Итак, для начала нам необходимо прочитать стихотворение Саши Чёрного «Мамина песня». Но при прочтении не забываем обращать внимание на знаки препинания. - Дальше авторы учебника предлагают нам распределить все предложения из стихотворения на три подгруппы. Назовите мне эти подгруппы. - Итак, записываем в тетрадях с новой строки упражнении 400. - И работать вам сейчас предстоит по рядам. Первый ряд будет выписывать предложения для первой подгруппы. Второй ряд будет выписывать предложения для второй подгруппы, ну а третий ряд предложения для третьей подгруппы. - Я вижу, что многие уже закончили выполнять. И поэтому, давайте вместе проверим, насколько хорошо вы справились с данным заданием. - Первый ряд зачитывает свои предложения. А остальные следят, за правильностью ответа. - Остальные согласны, что необходимо было выписать именно эти предложения в первую подгруппу? - Итак, а теперь второй ряд зачитывает свои предложения. - Все ли предложения выписали для второй подгруппы? - И остался последний ряд. Зачитайте, пожалуйста, свои предложения. | Читают определение из учебника. Определяют, что необходимо выполнить в упражнении. Слушают объяснения учителя. Работают с образцом из учебника. Выполняют упражнение 399 стр. 143. 2)Повествовательное, невосклицательное. Земля (земли). 3)Повествовательное, невосклицательное. Оживает (жи-ши). Природа (сл.сл). 4)Вопросительное, невосклицательное. Радостно (радость). 5)Повествовательное, восклицательное. Весна (вёсны). - В конце предложения стоит восклицательный знак. Определяют, что необходимо сделать в упражнении. Один ученик читает стихотворения, соблюдая знаки препинания. Озвучивают названия подгрупп. Слушают объяснения учителя. 1 подгруппа – 2 и 3 предложения. 2 подгруппа – 4, 5, 6, 7 предложения. 3 подгруппа – 1 и 8 предложения. | Коммуникативные УУД – умение высказывать свою точку зрения. Коммуникативные УУД – умение вступать в диалог с окружающими. Познавательные УУД – умение ориентироваться на развороте учебника. Познавательные УУД - умение обобщать и классифицировать по признакам. | ||
Подведение итогов | - Ребята, мы с вами закончили выполнять последнее упражнение. - А теперь я предлагаю поработать немного в парах. Сейчас я вам выдам схемы. Но как вы видите, эти схемы не заполнены. Вам необходимо внимательно изучить их. И с помощью дополнительных карточек заполнить. | Слушают объяснения учителя. - Работают в парах. Заполняют схемы по типам предложений. | Познавательные УУД – умение обобщать изученную информацию. Коммуникативные УУД – умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. | ||
Рефлексия | - И так, а теперь настала очередь для проверки. Все вместе зачитываем первую схему. - А теперь все вместе зачитываем вторую схему. - Итак, ребята! Поднимите руки, у кого схемы заполнены абсолютно правильно. - Молодцы, это значит, что на уроке вы сегодня очень плодотворно поработали. - А если же у кого-то возникли затруднения, то поменяйте на правильный вариант и запомните данную схему. | Зачитывают, получившиеся схемы. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные УУД – умение объективно оценивать свою деятельность. | ||
Информирование обучающихся о домашнем задании | - А теперь запишите домашнее задание в свои дневники. Упражнение 402 страница 144. - Спасибо за урок! | Записываю домашнее задание в дневник. | Регулятивные УУД – умение организовать свою учебную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: «Однородные члены предложения» (4 класс). УМК "Школа России"
Авторская разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения"....
Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс
КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку, тема: «Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол по числам;- уметь составлять предло...
Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива"
Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива" с использованием платформы Учи.ру...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Распространенные и нераспространенные предложения". ("УМК Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения различать предложения по наличию второстепенных членов; формирование умения распространять грамматическую основу предложения второстепенными ч...
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....