Конспект урока по русскому языку 3 класс"Восклицательные и невосклицательные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конспекта урока по русскому языку

3 класс

Тема урока:  «Восклицательные и невосклицательные предложения».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: способствовать формированию умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для ознакомления обучающихся с типами предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Развивающая: создавать условия для развитияумений устной речи – правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать разные чувства.

Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся трудолюбия и аккуратности.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие умения характеризовать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные), правильно пунктуационно их оформлять.

Оборудование: учебник, раздаточный материал  (карты-схемы).


Ход работы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! С сегодняшнего дня у меня снова начинается практика. И сейчас я проведу у вас урок русского языка.

- Тихонько садитесь за свои места и посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Откройте тетради, отступите 2 строчки и запишите дату и «классная работа». Сегодня семнадцатое апреля.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к началу урока.

Записывают дату и «классная работа».

Регулятивные УУД – умение организовать свою учебную деятельность.

Личностные УУД – положительный настрой на предстоящую работу.

Актуализация знаний

- Ребята, вы все наверняка знаете, что существуют специальные волшебные слова, их еще называют словами вежливости. Кто может их перечислить?

- Ребята, я очень рада, что вы знаете столько волшебных слов, значит, все вы люди вежливые и воспитанные.

- А теперь, давайте запишем некоторые из них в тетради. Пишем с красной строки через запятую. Первое слово – спасибо. Давайте  проговорим его вполголоса.  Итак, записали слово в тетрадь. Следующее слово – пожалуйста.  Давайте снова вместе его проговорим. Следующее слово, которое нам необходимо записать – здравствуйте. Также записываем его. Следующее слово – привет. Все вместе проговариваем, как  необходимо записать данное слово.  И осталось последнее слово – до свидания. Пока что не записывайте его, давайте вместе выясним, как же правильно нам записать данное слово. У кого из вас имеются предположения о том, как записать его?

- Итак, у нас возникли разногласия! Ребята, а для того, чтобы определиться с выбором написания данного слова, давайте обратимся к учебнику на странице 142. Итак, а теперь запишите данное слово в свои тетради и запомните правильное его написание.

- А теперь, вам необходимо устно составить предложения со словами, которые мы записали в тетради.

- Какие разные предложения у вас получились, в том числе и по цели высказывания.

- А какие предложения по цели высказывания вам встретились?

- Перечисляют волшебные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, привет, до свидания.

Слушают объяснения учителя.

Записывают волшебные слова в тетради.

Высказывают свои предположения.

Определяют правильное написание слова с помощью учебника.

Устно составляют предложения с волшебными словами.  Определяют тип предложений по цели высказывания.

Перечисляют типы предложений по цели высказывания.

 Коммуникативные УУД – умение высказывать свою  точку зрения, при необходимости принимать и точку зрения окружающих.

Коммуникативные УУД – умение высказывать  свою точку зрения.

Регулятивные УУД – умение работать, согласно предлагаемому образцу.

Если встретились все предложения:

- Итак, с помощью составленных предложений мы вспомнили, что предложения бывают по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Если какого-то предложения не встретилось:

- Ребята, а предложения всех ли типов по цели высказывания нам удалось составить?

- Совершенно верно! А теперь, давайте попробуем составить такое предложение с нашими словами, чтобы оно получилось …..

- Итак, с помощью составленных нами предложений, нам удалось вспомнить, что предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные.

Целеполагание

- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на доску. Вы видите, что на ней записаны предложения в два столбика.  Сравните их.

- Что объединяет предложения в столбиках?

 

- Прочитайте предложения первого столбика.

- А теперь прочитайте предложения второго столбика.

Сравнивают предложения: 1) Я прочитал очень интересную книгу. 1) Я прочитал очень интересную книгу! 2) Обязательно прочитай эту книгу. 2) Обязательно прочитай эту книгу!

Читают предложения.

- Не хватает вопросительных предложений.

Составляют предложения.

-По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Регулятивные УУД -  принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД -

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Личностные УУД - умение чувствовать выразительность речи.

Если прочитали предложения одинаково, то:

- Ребята, а почему же вы прочитали два предложения абсолютно одинаково.  Ведь это два разных предложения.  Мы же с вами увидели, что в конце предложений стоят разные знаки.

- С какой интонацией читаются предложения из второго столбика?

Если прочитали предложения по-разному, то:

- Ребята, а почему же так получилось. Вы прочитали два, вроде бы похожих предложения, но по-разному?

- С какой интонацией читаются предложения из второго столбика?

- Каких предложений по цели высказывания не хватает на доске?

- Составьте 2 вопросительных предложения так, чтобы они читались с разной интонацией.

- Ребята, а теперь сравнив предложения, какой вывод мы можем сделать? (Какими бывают предложения по интонации?)

Изучение нового материала

Физминутка

(см. по времени)

- Ребята, а теперь давайте проверим, насколько верны наши предположения. Для этого нам необходимо открыть учебник на странице 143 и прочитать определение из рамочки.

- А более подробно разобраться с данным определением нам поможет  упражнение 399 на странице 143. Что же необходимо сделать в данном упражнении?

- Итак, действительно, сейчас мы будем работать с предложениями. В своих тетрадях с новой строки запишите упражнение 399.

- Начиная с первого ряда, вы будете читать по одному предложению, но при этом все остальные записывают его в свои тетради с новой красной строки. Затем определяем тип предложения по цели высказывания и по интонации и выделяем, встретившиеся орфограммы в словах.

- Чтобы легче нам было сориентироваться, давайте обратимся к предлагаемому образцу. Читаем предложение. Определяем тип предложения по цели высказывания и по интонации, обосновывая свой ответ. В образце мы также видим, что выделены две орфограммы в слове чудесно. Назовите, пожалуйста, их мне. Запишите это предложение, не забудьте выделить орфограммы.

- По такому алгоритму мы и будем работать с остальными предложениями.  

- Итак, начинаем читать второе предложение. Записали его в свои тетради.  Какое оно по цели высказывания? А какое оно по интонации? Какие знакомые орфограммы нам встретились в данном предложении.

- Продолжаем работать со следующим предложением. Также записали его в свои тетради. Определили, каким оно является по цели высказывания и по интонации. Выделили орфограммы.

- Читаем следующее предложение. Записываем его в тетради. Определяем тип предложения по цели высказывания и по интонации. Выделяем орфограммы.

- И осталось последнее, заключительное предложение. Записываем его в тетради. Определяем тип по цели высказывания и по интонации. Выделяем орфограммы.

- Итак, как можно понять, что перед нами записано  восклицательное предложение?

- Ребята, вы сегодня очень активны на уроке.

-А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, потянули

Дружно мы  присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

-  Молодцы, ребята! А теперь занимайте свои места.

- Итак, урок продолжается. А теперь давайте обратимся к упражнению 400 на странице 143. Что необходимо сделать в данном упражнении?

- Итак, для начала нам необходимо прочитать стихотворение Саши Чёрного «Мамина песня». Но при прочтении не забываем обращать внимание на знаки препинания.

- Дальше авторы учебника предлагают нам распределить все предложения из стихотворения на три подгруппы. Назовите мне эти подгруппы.

- Итак, записываем в тетрадях с новой строки упражнении 400.

- И работать вам сейчас предстоит по рядам. Первый ряд будет выписывать предложения для первой подгруппы. Второй ряд будет выписывать предложения для второй подгруппы, ну а третий ряд предложения для третьей подгруппы.

- Я вижу, что многие уже закончили выполнять. И поэтому, давайте вместе проверим, насколько хорошо вы справились с данным заданием.

- Первый ряд зачитывает свои предложения. А остальные следят, за правильностью ответа.

- Остальные согласны, что необходимо было выписать именно эти предложения в первую подгруппу?

- Итак, а теперь второй ряд зачитывает свои предложения.

- Все ли  предложения выписали для второй подгруппы?

- И остался последний ряд.

Зачитайте, пожалуйста, свои предложения.

Читают определение из учебника.

Определяют, что необходимо выполнить в упражнении.

Слушают объяснения учителя.

Работают с образцом из учебника.

Выполняют упражнение 399 стр. 143.

2)Повествовательное, невосклицательное.

Земля (земли).

3)Повествовательное, невосклицательное. Оживает (жи-ши). Природа (сл.сл).

4)Вопросительное, невосклицательное. Радостно (радость).

5)Повествовательное, восклицательное. Весна (вёсны).

- В конце предложения стоит восклицательный знак.

Определяют, что необходимо сделать в упражнении.

Один ученик читает стихотворения, соблюдая знаки препинания.

Озвучивают названия подгрупп.

Слушают объяснения учителя.

1 подгруппа – 2 и 3 предложения.

2 подгруппа – 4, 5, 6, 7 предложения.

3 подгруппа – 1 и 8 предложения.

Коммуникативные УУД – умение высказывать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД – умение вступать в диалог с окружающими.

Познавательные УУД – умение ориентироваться на развороте учебника.

Познавательные УУД - умение обобщать и классифицировать по признакам.

Подведение итогов

- Ребята, мы с вами закончили выполнять последнее упражнение.

- А теперь я предлагаю поработать немного в парах. Сейчас я вам выдам схемы. Но как вы видите, эти схемы не заполнены. Вам необходимо внимательно изучить их. И с помощью дополнительных карточек заполнить.

Слушают объяснения учителя.

- Работают в парах. Заполняют схемы по типам предложений.

Познавательные УУД – умение обобщать изученную информацию.

Коммуникативные УУД – умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

Рефлексия

 - И так, а теперь настала очередь для проверки. Все вместе зачитываем первую схему.

- А теперь все вместе зачитываем вторую схему.

- Итак, ребята! Поднимите руки, у кого схемы заполнены абсолютно правильно.

- Молодцы, это значит, что на уроке вы сегодня очень плодотворно поработали.

- А если же у кого-то возникли затруднения, то поменяйте на правильный вариант и запомните данную схему.

Зачитывают, получившиеся схемы.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД – умение объективно оценивать свою деятельность.

Информирование обучающихся о домашнем задании

- А теперь запишите домашнее задание в свои дневники. Упражнение 402 страница 144.

- Спасибо за урок!

Записываю домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД – умение организовать свою учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: «Однородные члены предложения» (4 класс). УМК "Школа России"

Авторская разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс

КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол по числам;- уметь составлять предло...

Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива" с использованием платформы Учи.ру...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Распространенные и нераспространенные предложения". ("УМК Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование умения различать предложения по наличию второстепенных членов; формирование умения распространять грамматическую основу предложения второстепенными ч...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....