Открытый урок в 4 классе по теме: «Закрепление знаний о трёх склонениях имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок проведен в 4 классе УМК "Школа2100". Работа в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse_po_teme.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе по теме:

«Закрепление знаний о трёх склонениях имен существительных»

Предмет «Русский язык»

Разработан и проведен учителем начальных классов МОБУ СОШ с Первомайский Литюшкиной А.И., 26.01.2016г.

Цель: Создание условий для вовлечения учащихся в активную поисковую деятельность по исследованию языкового материала и установлению соответствия имен существительных  трем типам  склонения, участие в активной поисковой деятельности с использованием ранее полученных знаний,  собственного жизненного опыта и материала учебника.

Задачи

  1. Дальнейшее знакомство со способами  определения склонения имен существительных по постоянным признакам (род, принадлежность к склонению); особенностями имен существительных.
  2. Формировать метапредметные умения: анализ и синтез, классификацию в работе с языковым материалом;
  3.  Развивать речь, расширять кругозора, развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве;
  4. Воспитание самостоятельности, ответственности, любви к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; отнесение объектов к известным понятиям, построение умозаключения и дальнейшее знакомство со способом определения склонения имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные: включение в активную познавательную деятельность по изучению особенностей частей речи русского языка через анализ ,синтез ,классификацию представленного языкового материала и знакомство со способом определения склонения имен существительных.

Коммуникативные: развитие речи, формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, повышение самооценки собственного учебного труда.

Регулятивные: развитие умения прогнозировать результаты, планировать деятельность в процессе учебного сотрудничества, умение адекватно оценить свой вклад в совместные действия.

Личностные: освоение социальных норм, взаимоподдержка, доброжелательность, умение работать в парах, самостоятельность.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация PowerPoint, карточки для работы «в паре», сигнальные карточки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
  4. Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

Ход урока:

  1. 1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинаем урок. Встали, выровнялись, повернулись и поздоровались с гостями. Сели. Открыли свои тетради и записали сегодняшнее число, подчеркнули орфограммы.

Двадцать шестое января.

Классная работа.           (Проверка)   

        2.  Постановка целей и задач. Словарная работа.

- Девизом урока я взяла афоризм, краткое изречение американского писателя Холмза. Прочитайте. (Слайд 2):

Удел знания - говорить, удел мудрости – слушать.

- Как понимаете изречение? Чему учит афоризм? - Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать, рассуждать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Сегодня продолжим изучение и закрепление темы о трёх типах склонениях ИС. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме и выяснить зачем нужно уметь определять тип склонения.  А начнем урок с минутки чистописания.

  2. Минутка чистописания

- На доске написаны слова: ель, сетка, съезд, мороженое, пенал.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?

(Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву е. Она имеется во всех данных словах. В словах сетка, пенал она обозначает звук [Э] – это первая группа. В словах ель, съезд, мороженое – два звука: [Й], [Э] – это вторая группа).

- Определите последовательность букв в этом ряду:

ера        ерб        ерв         ер….

(Строчная е, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита).

- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки. Соблюдаем высоту букв, правильное соединение букв.

- Подчеркните последовательность, которая написана безукоризненно.

3. Повторение изученного – падежи. (Индивидуальные задания- разборы) (Слайд 4)

Работа в парах на карточках.

Нестандартное задание: соединить вопросы, вспомогательные слова с падежами.

Кому?                                                               Р.п.

Вижу                                                                Д.п.

Нет                                                                   В.п.

Без предлога не употребляется                     П.п.

Кого?                                                               И.п.  или  В.п.

Что?                                                                 П.п.

Думать                                                            И.п.

Подлежащее                                                   Р.п.   или   В.п.

1)  Фонетический разбор.

Выполнить звуко - буквенный разбор имени существительного «съезд».

2) Разбор слов по составу.

Хрустальный,   ручная,   бельчонок,    белка,    жила.

1)- Провели самооценку работы в паре.

 4. Основная часть

1) Работа над темой: - Что такое имя существительное?

Ученик: Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу. (слайд 5)

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

2) Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? (слайд 6)

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

3) Какие постоянные признаки есть у имени существительного? (слайд 7)

Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

4) Расскажите о трех склонения имен существительных.(слайды 8 - 11)

Ученик: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К Зскл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

5) Как определить склонение существительного? Какой алгоритм? (слайд 12)

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

1) Определить род существительного.

2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.

3) По роду и окончанию определить склонение.

Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)

6) Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (слайд13)

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

  • Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.
  • Определить род и окончание существительного. Например: на парте. Ставлю в начальную форму. Что? Парта. Определяю род:  она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное на парте - 1 скл.

Учитель задает уточняющий вопрос о косвенных падежах (это все падежи кроме Именительного).

Учитель: -Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? В конце урока мы ответим на этот вопрос.

2) Самооценка работы.

-  Выписать существительные по склонениям" (по вариантам ) (слайд14) 

Взаимопроверка по образцу. (слайды 15 – 17  

3) Провели самооценку своей работы

Физ. минутка. (слайд 18)

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к Зскл - сделайте наклоны вправо и влево.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль)

- Запомните, что мозоль - ж.р., а значит - Зскл., а тюль, шампунь, рояль - м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль(ж.р.,Зскл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

Доп-о: Распознавание склонения ИС, имеющих одинаковые окончания:

- А теперь поиграем. Я буду называть слова, а вы должны определить склонение данных имён существительных. Если существительное относится ко 2 склонению, то вы поднимаете руку, а если к 3 склонению, то вы хлопаете.

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

2) Закрепление темы

- Выполним упр. 29, на стр. 19 учебника по рядам.

Самооценка.

Физминутка для глаз. (слайд 19, 20)

  1. Рефлексия

- Вернёмся к девизу урока. - Объясните значение слова удел. (слайд 21)

- Подберите синонимы к слову удел:

  • судьба, удел, участь . (слайд 22)

- Что общего в записанных словах? ( ИС, нариц., неод.)

- Чем различаются эти имена существительные? (Существительные разного рода.) (слайд 23)

- Просклоняйте эти слова.

- Какие окончания в И.п.? в Р.п? в Д.п.? в  В.п.? в Т.п.? в П.п.?

- Почему разные окончания?

- Зачем нужно уметь определять тип склонения ИС?

   6.Подведение итогов урока

-Что узнали нового на уроке?

- Что такое склонение?

- Какого склонения бывают имена существительные?

- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

- Зачем нужно уметь определять тип склонения ИС?

7. Оценивание. – Сосчитайте сигнальную ленту.

8. Дом задание: Упр 32, с.20.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Открытый урок по русскому языку. Тема "Закрепление знаний о тексте и его типах.

Цель: развивать умения распознавать разные виды текстов - повествование, описание, рассуждение....

презентация к уроку "Закрепление знаний о типах склонения имён существительных.»

Путешествие в город "Существительных"                                           ...

Конспект урока русского языка по теме: «Закрепление знаний об имени существительном» 3 класс.

В данной разработке происходит закрепление знаний об имени существительном с учащимися 3 класса, обучающимися по программе "Начальная школа XXI  века"....