4 класс ПНШ Русский язык "Образование имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Соколова Елена Валентиновна

Технологическая карта со "СМАРТ" - презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc69.5 КБ
Binary Data prilagatelnye.notebook1.1 МБ
Файл kartochki.docx10.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

1. Ф.И.О. учителя  Соколова Е. В..

2. Класс: 4

3. Предмет: русский язык

4. Тема урока: «Образование имен прилагательных».

5.  УМК: ПНШ

6. Цели:

Образовательные:

- познакомить с образованием имен прилагательных от основ имен существительных;                                                                        

 -показать способ образования имен прилагательных от основ имен существительных с помощью суффиксов;

развивающие:

- развивать умение логическое мышление, орфографическую зоркость;

- творческую активность, речь;

- развивать лингвистический кругозор обучающегося;

воспитывающие:

- формирование  способности контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное;

мотивационные:

- создавать мотивацию успеха;

- учитывать индивидуальные особенности.

7. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

8. Ресурсное обеспечение:

   "Русский язык. 4 класс. 2 часть" М. Л. Каленчук

    Проектор, СМАРТпрезентация.

   

                               Содержание деятельности

Блок

Цель

Деятельность

учителя

Предполагаемые действия обучающихся

ИКТ

I. Организационный

    момент  

Помочь настроиться, снять напряжение.

  1. Проверка готовности. Общая установка на урок.            – Только недавно закончились морозы. Скажите: чего мы ждем от природы, чего хотим много – много?

Я хочу вам подарить солнце.

 - Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успешной

   Работы.

               Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

-СОЛНЦА! ТЕПЛА! СВЕТА!

           Слайд№1

«Солнце»

II. Совместное

     определение

     темы и целей

     урока.

     

На основе знаний об имени прилагательном вывести тему  цели урока

-Какое бывает солнышко?  Какую часть речи вы использовали?  

 - Что мы знаем об имени прилагательном?

 Дети перечисляют признаки имени прилагательного:

1) Отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?

2) Изменяется по числам и родам.

3) Изменяется по падежам.

4) Имеет связь с именем существительным.

5) Обозначает признак предмета.

6) В предложении является определением.

- Разберите  слова по составу.

                         

            Апрельское,  весеннее,  лучистое

- Проверим работу:

  ( к доске выходят по 1 ученику и разбирают слова).

-Как на ваш взгляд образовались имена прилагательные?   -  Чем  будем заниматься на уроке?

 - Какая же будет тема  урока?

- Какова цель урока?

 

Яркое, жаркое, лучистое, доброе, золотое и т. д.

Имена прилагательные.

Дети перечисляют признаки имени прилагательного.

Дети выполняют задание:

Апрельское, весеннее,  лучистое

От сущ – ных с помощ. ^

Образ. прилаг.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Показать способ образования имён прилагательных.

Слайд №2

Тема урока

«Образование прилагательных»

III.

Исследовательская деятельность.

Работа над новым материалом.

а) Работа в парах

б) формулировка правила с помощью наводящих вопросов.

Поиск оптимального решения учебной задачи.

Развитие умения взаимодействовать друг с другом.

Вывести правило, опираясь на полученные в ходе работы знания.

- С помощью каких суффиксов образуются имена

  прилагательные? Чтобы вывести правило, я

  предлагаю подумать вместе.

 

 

- Я предлагаю вам выполнить следующую работу.

   Задание: Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы.

   1 группа: Товар – товарный (вагон)

                    Лес - ___________ (массив)

                    Трактор - _______  (завод)

                    Холод - _________ (лето)

   2 группа:  Февраль - _______ (день)

                     Май - __________  (праздник)

                     Город - _________ (парк)

                     Июль - __________( вечер)

   3 группа:  Декабрь - __________( вечер)

                     Волна - ____________(линия)

                     Скала - _____________(берег)

                     Болото - ____________(место)

   4 группа:  Рыба - __________( место)

                     Степь - _________( орёл )

                     Сибирь - _______ ( морозы )

                     Глина - ___________ (почва)

- Проверим работу.

  Группа читает своё задание, на экране появляется слайд – с этими словами в готовом виде.

- Как же образуются имена прилагательные?

- С помощью каких суффиксов?

- Молодцы, вы сами вывели правило.

Дети работают в парах.

От основ имён существительных

- н -, - ист -, - ск –

Слайд №3

Слайд №4

Физминутка

IV. Повторение и  закрепление

V. Самостоятельная деятельность

Снять напряжение и усталость через движения.

Актуализация знаний, полученных на уроке, развитие воображения, чувства языка.

Самостоятельный выбор и решение учебной задачи с учётом индивидуальных особенностей

 ( дифференциация) ???

- Я предлагаю вам немного отдохнуть.

- Давайте попробуем движениями, мимикой, показать

  Признаки предметов: Пофантазируйте своими

  движениями.

  Сильный ветер, трудная задача, холодное утро, зубная

  боль, ароматный цветок, пушистый кот, круглый мяч

- Посмотрите на экран – Что видите?

- Какая часть речи поможет нам украсить этот текст?

- Запишите текст в тетрадь, составляя подходящие имена прилагательные, образуя их от основ существительных.

                    (весна)        (лес)

  Пригрело  ……… солнышко. На ……. полянке стал

            (грязь)                          (холм)

  таять  ……… снег. По ………. местности  побежал   ручеёк.

- Проверка задания.

- Если вы  считаете, что выполнили правильно, нарисуйте

  на полях солнышко.

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно применить знания, которые вы получили на уроке, но и узнать что – то новое об образовании имён прилагательных.      Учебник №97

???- Какое из них на ваш взгляд самое лёгкое для

   выполнения? Самое трудное?

- Выберите упражнение, которое вы будете выполнять.

Дети выполняют движения

Текст.

Прилагательное

Работа в тетради. Проверка.

Дети делают выбор и выполняют упражнение.???

Проверка.  

Новый суффикс  -лив-

Слайд №5

Слайд №6

VI. Рефлексия, подведение итогов работы

Подвести итог учебной деятельности, оценить свой успех.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

- Как же образуются имена прилагательные?

- С помощью каких суффиксов?

Посмотрите на доску, прочитайте предложения, выберите то, которое вам подходит, обозначьте подходящее предложение магнитиком.  Приведите примеры прилагательных, соответствующих

  вашему настроению.

     

Проверка самооценки - образовать 4 прилагательных, выделить суффикс.

- счастье

- ум

- голос

- матрос

Вы отлично поработали на уроке. Дома выполните Тетрадь №43, 46

Показать способ образования имён прилагательных.

От основ имён существительных.

- ист -, - ск -, - н -, -лив-.

(на доске предложения: «Мне многое непонятно»,  «Знания нуждаются в повторении и закреплении»,  «Я все понял и усвоил»)

Обмен тетрадями

Слайд №7



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Товар - ________________________ вагон

Лес - _________________________ массив

Трактор - _______________________ завод

Холод - ________________________ лето

КАРТОЧКА № 2

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Февраль - ________________________ день

Май - _________________________ праздник

Город - ________________________ парк

Июль - _______________________ вечер

КАРТОЧКА № 3

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Декабрь - _______________________ вечер

Волна - ________________________ линия

Скала - _________________________ берег

Болото - ________________________ место

КАРТОЧКА № 4

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Рыба - ____________________________ место

Степь - __________________________ орёл

Сибирь - __________________________ морозы

Глина - _________________________ почва

КАРТОЧКА № 1

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Товар - ________________________ вагон

Лес - _________________________ массив

Трактор - _______________________ завод

Холод - ________________________ лето

КАРТОЧКА № 2

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Февраль - ________________________ день

Май - _________________________ праздник

Город - ________________________ парк

Июль - _______________________ вечер

КАРТОЧКА № 3

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Декабрь - _______________________ вечер

Волна - ________________________ линия

Скала - _________________________ берег

Болото - ________________________ место

КАРТОЧКА № 4

Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы:

Рыба - ____________________________ место

Степь - __________________________ орёл

Сибирь - __________________________ морозы

Глина - _________________________ почва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок - закрепление по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам"

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Выдержаны все этапы урока....

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Актуализация знаний (предложение из цветных слов)Ребята, на экране предложение. Я уверена, что если кому-то из вас до сих пор грустно, оно вам точно поднимет настроение  (Надену красную шляпу, ор...