Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Савинская Елена Александровна

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Выдержаны все этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sea_rusyaz.docx44.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

по теме:

«Изменение имён прилагательных по родам»

Методический паспорт урока.

Тема: “Изменение имён прилагательных по родам”

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки  учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

Возраст детей – 10 лет, класс – 3

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Пк , мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам », учебники, словари, индивидуальные карточки.

Структура урока

1. Орг. момент.Мотивация.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Орфографическая минутка.

4. Введение в тему урока.

5. Постановка проблемной ситуации.

6. «Открытие» нового знания.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

На уроке используются элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на

внимание);

• игровые;

• личностно – ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;

• проблемное обучение (частично – поисковое).

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется  творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.

Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока

Формирование предметных

умений

Формирование УУД

Организационный

момент

Привитие культуры умственного

труда

Р. Планирование учебного

сотрудничества

Актуализация знаний

Закрепление правописания слов с

безударными гласными, повторение орфограмм, закрепление знаний об имени существительном.  

Р. Целеполагание на основании

соотнесения того, что известно и усвоено

 уч-ся и что ещё неизвестно

К. Поиск информации в традиционных

источниках.

1

Изучение материала

Минутка

чистописания

Развитие навыка

каллиграфического письма.

Р.Контроль в форме сличения способа

действия и результатом с заданным

эталоном.

П. Умения строить речевые

высказывания

Работа с загадкой

о весне, с деформированным предложением

Расширение словарного запаса

учащихся, развитие логических

операций.

П. Анализ объекта с целью выделения

признаков, синтез.

Работа в парах по

карточке

Группировка слов по

определённым признакам.

Работа с именами существительными.

Р.Планирование, определённая

последовательность промежуточных

целей с учётом конечного результата.

Р.Контроль в форме сличения способа

действия и результата с заданным

эталоном.

П. Выбор наиболее эффективных форм

решения проблем.

П. Логические универсальные действия:

анализ, синтез, классификация.

К. Умение слушать и вступать в диалог,

интегрироваться в группе.

К. Управление поведением партнёра.

Систематизация

имеющихся знаний

Повторение об основных грамматических признаках имён существительных, об имени прилагательном как части речи.

Р.Составление плана и

последовательности действий

Работа с текстом,

составление

словосочетаний

Отработка навыка правописания

слов с изученными

орфограммами.

К. Планирование учебного

сотрудничества со сверстниками

Взаимопроверка

выполненных

заданий по карточке

Развитие навыков само и

взаимопроверки.

Р. Контроль – сличение с эталоном

Работа со

словарными словами

Развитие монологической речи

учащихся.

Повторить написание слов с

непроверяемыми гласными на

тему «Весна»

Р. Саморегуляция – способность к

мобилизации сил и энергии к волевым

усилиям и преодолению препятствий

П. Смысловое чтение, анализ объектов

с целью выделения признаков.

П. Постановка и решение проблем,

самостоятельный способ решения

К. Умение выражать мысли в

соответствии с ситуацией.

К.Поиск информации в словаре.

Л. Экологическое осознание

окружающей среды.

2

Задание на дом

Закрепить правописание слов с

безударными гласными, парными

согласными в корне

Р. Целеполагание как постановка

учебной задачи на основании того, что

уже известно и усвоено уч-ся, и того, что

ещё неизвестно.

Обобщение

Учить детей самоанализу

деятельности на уроке,

объективно оценивать работу.

Л. Эмоциональная сформированность

потребности в самовыражении,

позитивной моральной самооценки и

моральных чувств.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам, числам .

Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока.

1. Орг. момент. Мотивация.  /Приветствие гостей/.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.(слайд 1)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 2)

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Я тетрадь свою открою(слай 3)

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

В вде В евд В дев…

Запишите словарные слова на букву в( вчера, ветер, вокруг,вдруг)

Взаимопроверка.

3. Орфографическая минутка.

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) (Слайд №4)

ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕР

ТЁПЛЫЙ

ПТИЦЫ

- Дополнительное задание: работа с деформированным предложением.  (Мы бродили весной по лесу и любовались природой.)

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. (Слайд №5 картинка с изображением перечисленного)

4. Введение в тему урока.

-Обратите внимание на получившийся ряд слов.

-Назовите «лишнее» слово.(тёплый)

-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных. Индивидуальная работа. (каждый по 1 слову). (Слайд №6)

План рассуждения

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

  1. Ландыш – м.р., ед.ч.
  2. Трава –,ж.р.,ед.ч.
  3. Солнце – с.р.; ед.ч.
  4. Ветер – м.р.; ед.ч.
  5. Птица – ж.р.,ед. ч.

-Проверка

- Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

5. Постановка проблемной ситуации.

-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплый

- Скажите, а сможем ли мы определить род  этого слова?

- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам имена прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

-Сформулируем тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по родам)

- Сформулируем  цель  нашего  урока.(Научиться определять род  имён прилагательных)

- Составим план дальнейших действий для достижения поставленной цели

1.Как определить род имён прилагательных?

2. Родовые окончания имён прилагательных.

3.Связь имён прилагательных с именами существительными.

4.Упражнение в определении рода имён прилагательных.

5.

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает её более выразительной и точной.

(Слайд№10)

Гимнастика для глаз.   «Восьмерки».

Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

         Рисуй восьмерку вертикально и головою не крути,

         А лишь глазами осторожно  ты вдоль по линиям води.

(Закончилась первая восьмерка – вертикальная.Глаза закрыли на 3 секунды.)

         Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись,

         Зажмурься крепко моментально. Давай, дружочек, не ленись!

(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная.Глаза закрыли на 3 секунды.)

         Глаза открой-ка наконец.

         Закончилась восьмерка.  Молодец!         (Легко моргают).

2) Связь имён прилагательных с существительными.

- Ребята, прилагательное ТЁПЛЫЙ пригласило своих друзей: ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЁТНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВЕСЕННИЙ

- Назовите орфограммы в этих словах. Выделите окончания.

- Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.Работа в парах

1.        Ландыш – м.р., ед.ч.    -    

2.        Трава –,ж.р.,ед.ч.     -

3.        Солнце – с.р.; ед.ч.    -

4.        Ветер – м.р.; ед.ч.    -

5.        Птица – ж.р., ед. ч.      -

План работы для каждой группы

1.        Прочитайте словосочетание.

2.        Укажите имена существительные и имена прилагательные.

3.        Определите род имён существительных.

4.        По роду имени существительного определите род имени прилагательного.

5.        Выделите у прилагательных окончания.

6.        Сформулируйте вывод-отчёт.

Вывод отчёт группы

1.        Мы работали со словосочетаниями … (назвать).

2.        По роду имён существительных определили род имён прилагательных.

3.        У имен прилагательных выделили окончания.

4.        Мы узнали, что у имён прилагательных:

        в мужском роде окончания ……….;

        в женском роде окончания ………..;

        в среднем роде окончания …………

Слайд 12

- Откроем учебники на с. 184 и прочитаем правило.

Слайд 13

- Поставьте словатёплый, весеннийв нужную форму относительно существительных женского рода, мужского рода, среднего рода (у доски).

Проверим (Слайд №14, 15)

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

- Что заметили?

!!! Признаки рода  у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р..

Таблица родовых окончаний Слайд16

-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные Н.Сладков в своём тексте. Упражнение 498 с. 186.

- Почему в тексте так часто употребляется прилагательное голубой?

-Выпиши словосочетания (прилагательное  голубой вместе с существительным, с которым оно связано). Выдели окончания имён прилагательных. Укажи род имён прилагательных, пользуясь таблицей. Слайд16

Проверка

-Какое словосочетание вызвало у вас затруднение? Почему?  В каком числе стоит имя существительное? А прилагательное

Вывод: род имен прилагательных можно определить только в единственном числе.

!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

________________________________________________________________

-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

____________________________________________________________________

!!!Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

Физкультминутка.

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд,хлопок,  назад, хлопок.

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

  1. Первичное закрепление.

Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №17)

Дополни текст. (Слайд- проверка №18)

Март. Небо                и  . Такое небо бывает только весной.  солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь  тепло. На  стороне тает. На крыше висит  сосулька.С её конца падают капельки.

Слова для справок:яркий, чистый, весенний, солнечный, длинный, голубой.

3) Дополнительное задание.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. (А. Толстой )

а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. ( Слайд №19)

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

- Определите род  имён прилагательных? (Слайд № 19)

3) Тестовое задание.(Слайд №20)

Имя прилагательное

  1. Имена прилагательные - это
  1. а ) слова, которые обозначают предметы;
  2. б) слова, которые обозначают признаки предметов;
  3. в) слова, которые обозначают действия предметов.
  1. Имена прилагательные
  1. а) бывают мужского, женского и среднего рода;
  2. б) изменяются по родам.
  1. Род имени прилагательного зависит
  1. а) от рода имен существительных;
  2. б) от глагола.
  1. Выпишите прилагательные м.рода
  1. а) голубой;
  2. б) добрая;
  3. в) красивый.
  1. Выпишите прилагательные ср.рода
  1. а) могучий;
  2. б) яркое;
  3. в) весеннее.
  1. Выпишите прилагательные ж.рода
  1. а) лесной;
  2. б) пушистая;
  3. в) ранняя

Проверка. (Слайд №21)

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.( Слайд №22)

-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).

9. Домашнее задание: ( Слайд №23) Спасибо за урок!

Упр.492; вывод с. 184.

Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё настроение прилагательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"

Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...