Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок разработан с учётом требований ФГОС. Выдержаны все этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sea_rusyaz.docx | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
по теме:
«Изменение имён прилагательных по родам»
Методический паспорт урока.
Тема: “Изменение имён прилагательных по родам”
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – усвоение новых знаний
Предмет – русский язык
Возраст детей – 10 лет, класс – 3
По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение)
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Оборудование: Пк , мультимедийный проэктор.
Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам », учебники, словари, индивидуальные карточки.
Структура урока
1. Орг. момент.Мотивация.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
3. Орфографическая минутка.
4. Введение в тему урока.
5. Постановка проблемной ситуации.
6. «Открытие» нового знания.
1) -Что мы уже знаем о прилагательном?
Гимнастика для глаз
2) Связь имён прилагательных с существительными
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
На уроке используются элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на
внимание);
• игровые;
• личностно – ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
• проблемное обучение (частично – поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока | Формирование предметных умений | Формирование УУД |
Организационный момент | Привитие культуры умственного труда | Р. Планирование учебного сотрудничества |
Актуализация знаний | Закрепление правописания слов с безударными гласными, повторение орфограмм, закрепление знаний об имени существительном. | Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно К. Поиск информации в традиционных источниках. |
1
Изучение материала | ||
Минутка чистописания | Развитие навыка каллиграфического письма. | Р.Контроль в форме сличения способа действия и результатом с заданным эталоном. П. Умения строить речевые высказывания |
Работа с загадкой о весне, с деформированным предложением | Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций. | П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез. |
Работа в парах по карточке | Группировка слов по определённым признакам. Работа с именами существительными. | Р.Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном. П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем. П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. К. Управление поведением партнёра. |
Систематизация имеющихся знаний | Повторение об основных грамматических признаках имён существительных, об имени прилагательном как части речи. | Р.Составление плана и последовательности действий |
Работа с текстом, составление словосочетаний | Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами. | К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке | Развитие навыков само и взаимопроверки. | Р. Контроль – сличение с эталоном |
Работа со словарными словами | Развитие монологической речи учащихся. Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Весна» | Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения К. Умение выражать мысли в соответствии с ситуацией. К.Поиск информации в словаре. Л. Экологическое осознание окружающей среды. |
2
Задание на дом | Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне | Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно. |
Обобщение | Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. | Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;
изменять прилагательные по родам, числам .
Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1. Орг. момент. Мотивация. /Приветствие гостей/.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.(слайд 1)
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 2)
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Я тетрадь свою открою(слай 3)
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
В вде В евд В дев…
Запишите словарные слова на букву в( вчера, ветер, вокруг,вдруг)
Взаимопроверка.
3. Орфографическая минутка.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?
Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) (Слайд №4)
ЛАНДЫШ
ТРАВА
СОЛНЦЕ
ВЕТЕР
ТЁПЛЫЙ
ПТИЦЫ
- Дополнительное задание: работа с деформированным предложением. (Мы бродили весной по лесу и любовались природой.)
-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. (Слайд №5 картинка с изображением перечисленного)
4. Введение в тему урока.
-Обратите внимание на получившийся ряд слов.
-Назовите «лишнее» слово.(тёплый)
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
Определите род и число имен существительных. Индивидуальная работа. (каждый по 1 слову). (Слайд №6)
План рассуждения
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.
- Ландыш – м.р., ед.ч.
- Трава –,ж.р.,ед.ч.
- Солнце – с.р.; ед.ч.
- Ветер – м.р.; ед.ч.
- Птица – ж.р.,ед. ч.
-Проверка
- Давайте обобщим наши знания об имени существительном.
5. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплый
- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?
- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
А могут ли изменяться по родам имена прилагательные?
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
-Сформулируем тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по родам)
- Сформулируем цель нашего урока.(Научиться определять род имён прилагательных)
- Составим план дальнейших действий для достижения поставленной цели
1.Как определить род имён прилагательных?
2. Родовые окончания имён прилагательных.
3.Связь имён прилагательных с именами существительными.
4.Упражнение в определении рода имён прилагательных.
5.
6. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).
1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает её более выразительной и точной.
(Слайд№10)
Гимнастика для глаз. «Восьмерки».
Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.
Рисуй восьмерку вертикально и головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
(Закончилась первая восьмерка – вертикальная.Глаза закрыли на 3 секунды.)
Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись,
Зажмурься крепко моментально. Давай, дружочек, не ленись!
(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная.Глаза закрыли на 3 секунды.)
Глаза открой-ка наконец.
Закончилась восьмерка. Молодец! (Легко моргают).
2) Связь имён прилагательных с существительными.
- Ребята, прилагательное ТЁПЛЫЙ пригласило своих друзей: ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЁТНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВЕСЕННИЙ
- Назовите орфограммы в этих словах. Выделите окончания.
- Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.Работа в парах
1. Ландыш – м.р., ед.ч. -
2. Трава –,ж.р.,ед.ч. -
3. Солнце – с.р.; ед.ч. -
4. Ветер – м.р.; ед.ч. -
5. Птица – ж.р., ед. ч. -
План работы для каждой группы
1. Прочитайте словосочетание.
2. Укажите имена существительные и имена прилагательные.
3. Определите род имён существительных.
4. По роду имени существительного определите род имени прилагательного.
5. Выделите у прилагательных окончания.
6. Сформулируйте вывод-отчёт.
Вывод отчёт группы
1. Мы работали со словосочетаниями … (назвать).
2. По роду имён существительных определили род имён прилагательных.
3. У имен прилагательных выделили окончания.
4. Мы узнали, что у имён прилагательных:
в мужском роде окончания ……….;
в женском роде окончания ………..;
в среднем роде окончания …………
Слайд 12
- Откроем учебники на с. 184 и прочитаем правило.
Слайд 13
- Поставьте словатёплый, весеннийв нужную форму относительно существительных женского рода, мужского рода, среднего рода (у доски).
Проверим (Слайд №14, 15)
тёплый… день (м.р., ед.ч.)
тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)
тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)
- Что заметили?
!!! Признаки рода у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р..
Таблица родовых окончаний Слайд16
-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные Н.Сладков в своём тексте. Упражнение 498 с. 186.
- Почему в тексте так часто употребляется прилагательное голубой?
-Выпиши словосочетания (прилагательное голубой вместе с существительным, с которым оно связано). Выдели окончания имён прилагательных. Укажи род имён прилагательных, пользуясь таблицей. Слайд16
Проверка
-Какое словосочетание вызвало у вас затруднение? Почему? В каком числе стоит имя существительное? А прилагательное
Вывод: род имен прилагательных можно определить только в единственном числе.
!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
________________________________________________________________
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
____________________________________________________________________
!!!Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
Физкультминутка.
А теперь , ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли, помахали,
В стороны развели, вперёд,хлопок, назад, хлопок.
Повернулись вправо, влево, вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Первичное закрепление.
Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №17)
Дополни текст. (Слайд- проверка №18)
Март. Небо и . Такое небо бывает только весной. солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь тепло. На стороне тает. На крыше висит сосулька.С её конца падают капельки.
Слова для справок:яркий, чистый, весенний, солнечный, длинный, голубой.
3) Дополнительное задание.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. (А. Толстой )
а) выразительное чтение
б) разбор стихотворения по вопросам
-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. ( Слайд №19)
снег (какой?) последний
пар (какой?) тёплый
кувшинчик (какой?) синий
- Определите род имён прилагательных? (Слайд № 19)
3) Тестовое задание.(Слайд №20)
Имя прилагательное
- Имена прилагательные - это
- а ) слова, которые обозначают предметы;
- б) слова, которые обозначают признаки предметов;
- в) слова, которые обозначают действия предметов.
- Имена прилагательные
- а) бывают мужского, женского и среднего рода;
- б) изменяются по родам.
- Род имени прилагательного зависит
- а) от рода имен существительных;
- б) от глагола.
- Выпишите прилагательные м.рода
- а) голубой;
- б) добрая;
- в) красивый.
- Выпишите прилагательные ср.рода
- а) могучий;
- б) яркое;
- в) весеннее.
- Выпишите прилагательные ж.рода
- а) лесной;
- б) пушистая;
- в) ранняя
Проверка. (Слайд №21)
8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.( Слайд №22)
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
Понравился вам урок?
Научились ли вы чему- то новому?
Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)
Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).
9. Домашнее задание: ( Слайд №23) Спасибо за урок!
Упр.492; вывод с. 184.
Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё настроение прилагательными. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.
Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...
Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"
Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "
Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"
Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"...
Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"
Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...
Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...
презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"
Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...