Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Т.Г. Рамзаева Русский язык. 4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imyon_prilagatelnyh_vo_mnozhestvennom_chisle.rar | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Цели:
Познакомить с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;
Совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.
Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение) , коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Использованные технологии: (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, ИКТ в практике работы на уроке, метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке, проектный метод).
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.).
Цель: 1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки. (Слайд 2)
- Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Г.Паустовский
- Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации.
- С какой интонацией вы его должны прочитать?
- Прочитайте.
–Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?
- О чём это предложение?
-Как писатель говорит о языке?
-Слова какой части речи он использует?
- Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты)
Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Кого напоминает поэту наш язык?
Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.
II. Актуализация знаний.
Цель:
1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам, числам).
2. Актуализировать мысленные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
3. Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по падежам во множественном числе.
Повторение изученного об имени прилагательном.
- Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (С повторения)
-Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами.
Б_гатый, ме_кий, м_ гучий, в_ лшебный, ру_кий.
- Укажите общие признаки имён прилагательных. (прилагательные в форме единственного числа мужского рода)
-Как вы определили число и род имён прилагательных?
-Вам предстоит работа в группах. Подготовьте сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных по плану. Заполните таблицу. (карточка)
Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?
Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?
Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а какая – зависимая?
-Занесите данные в таблицу.
Изменяется по числам | Изменяется по родам | Изменяется по падежам | |
существительное | |||
прилагательное |
-Занесите данные в таблицу на доске. (слайд 3). Учащиеся каждой из групп по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.
- Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится
соблюдать ещё и правила употребления слов, правила их связи друг с другом.
- Прочитайте про себя отрывок из произведения Е.Серовой "Золотые руки". (стихотворение на доске). (слайд 4)
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золот..?
А в ответ колоски шелестят:
- Золот.. руки растят!
-Определите жанр. (стих, есть рифма, т.е. созвучные окончания слов).
- Какие рифмы? (парные)
- Какие окончания вставили?
- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами?
- Как вы понимаете значение выражения Золотая рожь?(слайд 5)
- Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин. Наш соотечественник. Родился и вырос в городе Елабуга.
- Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)
- Какое время дня нарисовал художник?
-Спелая рожь какого цвета? (жёлтая, оранжевая)
-Как называют эти цвета в изобразительном искусстве? Таким образом художник изобразил ещё тепло земли, тепло России. Ведь сколько таких полей в России.
- Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Сосны – могучие, величавые высокие)
- А сколько им лет? (Им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своём веку: и обильные урожаи, и неурожаи, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зёрнышко. А может быть они были свидетелями войны. А одна сосна уже погибла. Умерла.)
- Найдите её. Может она напоминает, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить достойно.
- Что изображено на переднем плане картины? (дорога)
- Как вы думаете, почему художник изобразил её на переднем плане? (Перед вами, молодыми, растущими, расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека)
-Прочитайте стихи русских поэтов о ржаном поле. Найдите строки, которые подойдут к этой картине:
1.С тихим ветром в разговоре
Рожь волнуется, как море,
Необъятное кругом.
А на небе голубом
Солнце весело сияет,
Всё живёт и ошивает
Золотым своим огнём. (И.С.Дрожжин)
2. Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы. (А.А.Фет)
III Выявление места и причины затруднения.
-Выпишите словосочетания. Учащиеся выписывают словосочетания:
(С тихим ветром, на небе голубом, золотым огнём, над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы.)
-Укажите род прилагательных.
- У всех ли прилагательных можно определить род? Почему?
- Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)
- Как вы думаете, у всех ли прилагательных мы сможем определить падеж?
- Определите падеж имён прилагательных.
- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
- А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?
IV. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)
Цели:
1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.
2. Согласовать цель и тему урока.
- Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (о прилагательных множественного числа)
-Какая проблема возникла?
-Прочитайте словосочетания слайд 6)
Хлебное поле
Хлебному полю
Хлебным полем
- Сравните прилагательные, найдите сходство и различие.
- Рядом запишите эти же словосочетания, изменив число.
- Что произошло с окончаниями? Сделайте вывод.
-Имена прилагательные изменяются по падежам.
- Сформулируйте тему урока. (слайд 7)
Склонение прилагательных множественного числа.
Какие задачи перед вами стоят? (слайд 8)
Создание проекта «Окончания имён прилагательных во множественном числе».
Научиться определять падеж у прилагательных множественного числа.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.).
Цели:
Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.
Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.
Наблюдение над особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
-Как вы думаете что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе)
-Найдите в последней строфе слово, которое по значению похоже на глагол, но является другой частью речи? (переливы)
-Какое слово с ним согласуется? (золотые)
- Выпишите словосочетание, просклоняйте .
- Зафиксируем окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице.(слайд 9)
И.п. (какие?) -ые, -ие,
Р.п. (каких? )-ых, -их,
Д.п.( каким?) -ым, -им,
В.п. (какие?)-ые, -ие,
Т.п. (какими?) -ыми, -ими,
П.п. (о каких?) -ых, -их.
Проверка.
- Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)
- Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.
-Подготовьте проект «Окончания имён прилагательных во множественном числе».
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи во внешней речи.(4-5 мин.).
Цели:
1.Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.
- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
- Прочитайте правило (про себя и вслух).
- Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Физминутка.
- Поупражняемся в определении падежей имен прилагательных во множественном числе, выполнив упражнение 343.
- Прочитайте текст упр. 346.
- Что нового вы узнали из текста? (слайд 10)
- Подготовьтесь написать ответ на вопрос: как получают хлеб из плодов хлебного дерева? (фронтальная работа)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (5-6 мин.).
Цели:
1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
2. Проверить умение определять падеж имен прилагательных множественного числа.
Тест.
Определи падеж имени прилагательного в предложении.
В январе царство длинных ночей отступает.
И.п.
Т.п.
Р.п.
В.п.
2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях:
Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке.
Употреблены в форме единственного числа
Употреблены в форме мужского рода
Употреблены в форме дательного падежа
Употреблены в форме творительного падежа
3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно?
Под старыми соснами виднелся домик лесника.
1) во мн.ч, в ж.р., в П.п
2)во мн.ч., в ж.р., в Т.п.
3) во мн.ч., в П.п
4) во мн.ч, в Т.п
VII. Рефлексия учебной деятельности: (3 мин.)
Цели:
1. Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа.
2. Оценить результаты учебной деятельности.
3. Согласовать домашнее задание.
- Вспомним тему нашего урока.
- Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа? (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном - изменяются по падежам и родам.)
- Как определить падеж прилагательного?
- Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе.
- Проверим, как вы поняли материал урока.
- Кто понял и готов объяснить другим - поднимет зеленый кружок.
- Кто понял, но нужно ещё потренироваться - поднимет желтый.
- У кого есть затруднения - поднимет красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"
Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)
Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс
Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...
технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России
Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....
Конспект урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"
Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс по теме" Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о склонениях имён прилагательных в форме множественного числа.Задачи:Дидактические:1. Формировать умения ...