Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imyon_prilagatelnyh_vo_mnozhestvennom_chisle.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Цели:

Познакомить с особенностями  склонения имен прилагательных во множественном числе;

Совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.

Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение) , коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Использованные технологии:  (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, ИКТ  в  практике работы на уроке,  метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке, проектный метод).

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.).

Цель: 1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки. (Слайд 2)

- Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».  Г.Паустовский

- Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации.

- С какой интонацией вы его должны прочитать?

- Прочитайте.

 –Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?

- О чём это предложение?

-Как писатель говорит о языке?

-Слова какой части речи он использует?

- Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты)

Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора.  Кого напоминает поэту наш язык?

Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться  не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.

II. Актуализация знаний.

Цель:

1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам, числам).

2. Актуализировать мысленные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

3. Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по падежам во множественном числе.

Повторение изученного об имени прилагательном.

- Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок?  (С повторения)

-Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами.

Б_гатый, ме_кий, м_ гучий,  в_ лшебный,  ру_кий.

- Укажите  общие признаки имён прилагательных. (прилагательные  в форме единственного числа мужского рода)

-Как вы определили число и род имён прилагательных?

-Вам предстоит работа в группах. Подготовьте  сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных  по плану. Заполните таблицу. (карточка)

Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?

 Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?

Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а  какая – зависимая?

-Занесите данные в таблицу.

Изменяется по числам

Изменяется по родам

Изменяется по падежам

существительное

прилагательное

-Занесите данные в таблицу на доске. (слайд 3).  Учащиеся каждой из групп по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.

- Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится

соблюдать ещё  и правила употребления слов, правила их связи друг с другом.

- Прочитайте про себя отрывок из произведения Е.Серовой "Золотые руки". (стихотворение на доске). (слайд 4)

Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золот..?
А в ответ колоски шелестят:
- Золот.. руки растят!

-Определите жанр. (стих, есть рифма, т.е. созвучные окончания слов).

- Какие рифмы? (парные)

- Какие окончания вставили?

- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами?

- Как вы понимаете значение выражения Золотая рожь?(слайд 5)

- Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин. Наш соотечественник. Родился и вырос в городе Елабуга.

- Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)

- Какое время дня нарисовал художник?

-Спелая рожь какого цвета? (жёлтая, оранжевая)

-Как называют эти цвета в изобразительном искусстве? Таким образом художник изобразил ещё тепло земли, тепло России. Ведь сколько таких полей в России.

- Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Сосны – могучие, величавые высокие)

- А сколько им лет? (Им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своём веку: и обильные урожаи, и неурожаи, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зёрнышко. А может быть они были свидетелями войны. А одна сосна уже погибла. Умерла.)

- Найдите её. Может она напоминает, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить достойно.

- Что изображено на переднем плане картины? (дорога)

- Как вы думаете, почему художник изобразил её на переднем плане? (Перед вами, молодыми, растущими, расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека)

-Прочитайте стихи русских поэтов о ржаном поле.  Найдите строки, которые подойдут к этой картине:

1.С тихим ветром в разговоре
  Рожь волнуется, как море,
  Необъятное кругом.
  А на небе голубом
  Солнце весело сияет,
  Всё живёт и ошивает
  Золотым своим огнём. (И.С.Дрожжин)

2. Зреет рожь над жаркой нивой,

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы. (А.А.Фет)

III  Выявление места и причины затруднения.

-Выпишите словосочетания.  Учащиеся выписывают словосочетания:

(С тихим ветром, на небе голубом, золотым огнём, над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы.)

-Укажите род прилагательных.

- У всех ли прилагательных можно определить род? Почему?

- Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)

- Как вы думаете, у всех ли прилагательных мы сможем определить падеж?

- Определите  падеж имён прилагательных.

- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

- А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?

IV. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)

Цели:

1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.

2. Согласовать цель и тему урока.

- Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (о прилагательных множественного числа)

-Какая проблема возникла?

-Прочитайте словосочетания слайд 6)

Хлебное поле

Хлебному полю

Хлебным полем

- Сравните прилагательные, найдите сходство и различие.

- Рядом запишите эти же словосочетания, изменив число.

- Что произошло с окончаниями? Сделайте вывод.

-Имена прилагательные изменяются по падежам.

- Сформулируйте тему урока. (слайд 7)

Склонение прилагательных множественного числа.

Какие задачи перед вами стоят? (слайд 8)

Создание проекта «Окончания имён прилагательных во множественном числе».

Научиться определять падеж у прилагательных множественного числа.

IV. Построение  проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.).

Цели:

Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.

Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.

Наблюдение над особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

-Как вы думаете что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе)

-Найдите в последней строфе слово, которое по значению похоже на глагол, но является другой частью речи? (переливы)

-Какое слово с ним согласуется? (золотые)

- Выпишите словосочетание, просклоняйте .

- Зафиксируем  окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице.(слайд 9)

И.п. (какие?)  -ые, -ие,

Р.п. (каких? )-ых, -их,

Д.п.( каким?) -ым, -им,

В.п. (какие?)-ые, -ие,

Т.п. (какими?) -ыми, -ими,

П.п. (о каких?) -ых, -их.

Проверка.

- Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)

- Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.

-Подготовьте проект «Окончания имён прилагательных во множественном числе».

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи во внешней речи.(4-5 мин.).

Цели:

1.Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.

- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

- Прочитайте правило (про себя и вслух).

- Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Физминутка.

- Поупражняемся в определении падежей имен прилагательных во множественном числе, выполнив упражнение 343.

- Прочитайте текст упр. 346.

- Что нового вы узнали из текста? (слайд 10)

- Подготовьтесь написать ответ на вопрос: как получают хлеб из плодов хлебного дерева? (фронтальная работа)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (5-6 мин.).

Цели:

1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

2. Проверить умение определять падеж имен прилагательных множественного числа.

Тест.

Определи падеж имени прилагательного в предложении.

В январе царство длинных  ночей отступает.

И.п.

Т.п.

Р.п.

В.п.

2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях:

Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке.

Употреблены в форме единственного числа

Употреблены в форме мужского рода

Употреблены в форме дательного падежа

Употреблены в форме творительного падежа

3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно?

Под старыми соснами виднелся домик лесника.

1) во мн.ч,  в ж.р., в П.п

2)во мн.ч., в ж.р., в Т.п.

3) во мн.ч., в П.п

4) во мн.ч, в Т.п

VII. Рефлексия учебной деятельности: (3 мин.)

Цели:

1. Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа.

2. Оценить результаты учебной деятельности.

3. Согласовать домашнее задание.

- Вспомним тему нашего урока.

- Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа?  (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном - изменяются по падежам и родам.)

- Как определить падеж прилагательного?

 - Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе.

- Проверим, как вы поняли материал урока.

- Кто понял и готов объяснить другим - поднимет зеленый кружок.

- Кто понял, но нужно ещё потренироваться -  поднимет желтый.

 - У кого есть затруднения -  поднимет красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....

Конспект урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс  по теме" Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о склонениях имён прилагательных в форме множественного числа.Задачи:Дидактические:1. Формировать умения ...