Урок письма. Заглавная буква Х. ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Соколова Елена Валентиновна

План - конспект урока м СМАРТ - презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_h_1.doc50.5 КБ
Binary Data pismo_bukva_h.notebook2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Соколова Елена Валентиновна

Урок: обучение грамоте (письмо), 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Письмо заглавной буквы «Х».

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Х»; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Оборудование: компьютер, м/м проектор, интерактивная доска,  презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

         II. Повторение звуков (х), (х*), изученных на уроке чтения.

- Сегодня к нам на урок пришел зверек. Послушайте о нем шуточное стихотворение.  Назовите звук, который чаще других услышите при чтении стихотворения. Запомните слова с этим звуком.

Хомяк зимою,

В холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец

Холодною порой

Храпит тихонько под землей.         В.Лунин.

- Какой звук вы услышали? Назовите слова с этим звуком.

- Дайте характеристику звукам (х), (х*).

- Ребята, взгляните на нашего гостя. Давайте угадаем, как его зовут.

СЛАЙД №2     *ОМКА

- В его имени отсутствует первая буква. Она обозначает тот же звук, который чаще других встречался в стихотворении.

- Добавьте букву. Посмотрите, что это за слово? (хомка) Но, нашему гостю что-то не нравится. Кто догадался, в чем дело? (имена, клички животных пишутся с большой буквы)

- Нужно правильно  записать его имя.

- Сможем мы это сделать письменными буквами? (мы не умеем писать заглавную букву Х )

- Чему мы должны научиться делать на уроке? Цель?

(Надо научиться писать заглавную букву Х)

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Х», которая нужна нам для обозначения твердого согласного звука (х) и мягкого согласного звука (х*).

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Х» в памяти учащихся.

(демонстрация четырех форм буквы «Х»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных)

- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Х».

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Х». (Две линии в форме полуовала)

- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Х».

 «ПУЗЫРЬКИ»

АЛЬБОМЫ

СЛАЙД №3  сборка буквы

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. (объяснение образца начертания заглавной буквы «Х» - Р.р.)

- Начинаем ниже дополнительной линии. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки. Опускаем ее вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Делаем повтор по закруглению вправо. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо. Закругляем вправо, коснувшись дополнительной линии. Делаем повтор по закруглению влево. Опускаем полуовальную линию вниз, коснувшись первого полуовала, закругляем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

Еще раз вместе со мной прописываем в воздухе:

И раз и и и и два и  

2. А теперь под счет про себя пропишем заглавную букву «Х» в синей рамке.

ТЕМА

   VI. Физкультминутка.

Подготовка руки к письму.

Перед нами буква «Х».

Она смеется – «Ха-ха-ха!»

С ней можно громко хлопать,

Немножечко поохать,

Можно хвастать и хитрить,

Свой характер проявить.

          VII. Письмо учащимися в тетради.

- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.

1. Письмо заглавной прописной буквы «Х». Контролируйте себя. Прописывая букву Х, про себя ведем счет.

1 СТРОКА и ½ второй

СЛАЙД №4

2. Упражнение в письме соединений.

* среднеплавного соединения  Хе.

* нижнего соединения  Ха. 

С какими гласными «дружит» буква Х?

СЛАЙД №5  (Хо, Ху, Хи) – записываем на 3 строке

- Если мы начнем писать имя нашего гостя, какое соединение будем использовать? (нижнее, как и в соединении с буквой А, т.к. буква А и буква О имеют одинаковый элемент – овал)

VIII. Физкультминутка.

Хома, Хома, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Щечки моет, шейку трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать

IX. Выполнение речеязыкового задания. Письмо предложений по образцу.

СЛАЙД №6

- Составьте предложение по схеме.

Мы едем в Харьков.

- Сколько слов в этом предложении? Докажите, что это предложение.        .

- Какое слово-помощник используется в этом предложении? Для чего нужны нам в речи слова-помощники?

- Какие слова в этом предложении пишутся с большой буквы? Почему?

- Выполните письмо по образцу.

(определение твёрдых – мягких согласных, гласных)

С нами Архип и Тихон.

- Сколько слов в этом предложении?        .                

- Какие слова в этом предложении пишутся с большой буквы? Почему?  

- Какие звуки обозначает буква «Х» в словах Архип и Тихон.

- Одинаковые ли это звуки?  (твердый, мягкий)

- Выполните письмо по образцу.

(Деление слов на слоги)

- А у нас в классе кто гостит?

- Составим предложение про  нашего гостя.

СЛАЙД №7

В классе гостит рыжий хомяк.

(определить части речи)

X. Выполнение логических заданий с буквами.

- Какие буквы написал Почемучка?  Э Р С Д (О) Х

- Проанализируйте группу букв. Что их объединяет? Выделите общий элемент (полуовал)

- Впишите общий элемент в рамку.

- Какая буква оказалась лишней? (заглавная «О»)

XI. Физкультминутка.

Зарядка для глаз.

XII. Итог урока.

- Когда приходят гости, обычно гостей угощают самыми вкусными блюдами. И мы своего гостя не оставим без угощения.

Отгадайте загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.     ХЛЕБ

СЛАЙД №8

- Случайно ли эта загадка появилась на нашем уроке?

- На какой звук начинается отгадка? (согласный глухой твердый)

-Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

 Народ создал много пословиц о хлебе.

 - А какие пословицы знаете вы?

Хлеб - всему голова.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлебушко – калачу дедушка.

Хлеб да вода – молодецкая еда.

Хлеба нет – и корочки в честь.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Будет хлеб - будет и обед.

Не шуба греет, а хлеб.

запишите на последней строчке тетради:

Хлеб – всему голова.

 Хомяк добился своей цели. Он побывал в гостях и угостился вкусным хлебом. А кто из вас добился цели и научился красиво писать прописную «Х»?

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ю". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте урока представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ю. Включены физкультминка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Я". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Я. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Х. Включены физкультминутка и  пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ц". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ц. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Т". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное  изучение  написания новой буквы. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Д". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное  изучение  написания новой буквы. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....