Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Д". УМК "Планета знаний". 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Панарина Татьяна Викторовна

В конспекте представлено поэтапное  изучение  написания новой буквы. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05.12_pismo_zaglavnoy_bukvy_d.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 05.12.22 г.

ТЕМА:  Письмо заглавной буквы «Д».  (П3, с.18-19 )

Цель: создать условия для формирования графического навыка  написания  заглавной буквы  «Д».

Этапы урока

Деятельность учителя, учащихся

I.Мотивация

1.Приветствие учителя.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать дружно

И узнаем, что нам нужно!

-  Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно  поможет вам  на уроке.

2.Проверка готовности.

3.Правила посадки.

4.Правила поведения.

  1. II. Постановка учебной задачи.
  2. Определение темы и цели урока.

Читаю  загадки

Живёт она в большом цветочке,
Жаль, что мала сама росточком,
Зато вокруг – душистый дом,
Из лепестков построен он.

(Дюймовочка)

Кто пиявки добывал,

 Всем леченье предлагал?

 Сам был болен он и стар —

 Друг злодея ….Дуремар. 

-Назовите первые звуки слов. [д], [д’].

-Дать характеристику звукам [д], [д’].

(Согласный, твёрдый/мягкий, звонкий).

-Сможем ли мы написать эти имена сказочных героев? Почему?

 (Мы не знаем, как  пишется заглавная буква «Д»)

-Сформулируйте тему урока. (Письмо заглавной буквы « Д»)

- Для чего нужны заглавные буквы?

1). Чтобы писать начало предложения.

2). Чтобы писать имена, отчества, фамилии людей, клички животных, города…(имена собственные).

Помни, пишутся всегда

С большой буквы города,

Реки, страны и моря

Имя и фамилия моя!

-Какую цель мы поставим перед собой?

 (Научиться писать заглавную букву «Д»,  соединения, слова , предложения  с этой буквой)

План работы:

1..Научимся писать прописную букву Д.

2.Потренируемся в написании слогов, используя  разные виды соединения.

3.Научимся писать слова с буквой Д.

  1. III.Графический диктант

3.1.Пальчиковая гимнастика «Овощи»

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

Мы капусту рубим, 

(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трём, 

(Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим, 

(Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)

Мы капусту жмём. 

(Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

3.2. Правила посадки, наклона тетради   во время письма. 

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

3.3.Графический диктант «Восстанови заглавные буквы»      

Учительская строка -  с.19              

Самопроверка  с доски. Исправление ошибок

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

4.1.Сравнительный анализ печатной и письменной букв «Д».

4.2.Анализ элементов буквы «Д» .( ПЛАКАТ)

-Из каких элементов состоит буква «Д»?

(Заглавная  буква «Д» состоит из 2-х элементов:  наклонной линии с  петлёй, полуовала)

 

4.3.ГРАФИЧЕСКИЙ  ПОКАЗ  учителем  написания  буквы «Д» по алгоритму.   ВОДОЛАЗ – море –рыбка- суша

Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, опускаемся по  наклонной линии, кладём петельку

(не доходя 1/3 рабочей строки, уходим влево и выписываем петельку на нижней линеечке  рабочей строки, длина которой равна 1/2 рабочей строки, а высота — 1/3 рабочей строки) на строку, выполняем перехлёст на 1/3 снизу на наклонной, резко опускаемся и задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, плавно закругляя, опускаемся вниз.

 (Перехлёст с верхней линеечкой  и прямой наклонной линией на 1/3 от высоты рабочей  строки.)

Соединение со следующей буквой может быть в четырёх

позициях: на верхней линеечке с буквой в, на 1/3 сверху —

с о, на середине — с буквами а, у, на 1/3 снизу — с буквами

л, м, я.

Свёрнутый анализ:

 С 1/3 наклонная линия вниз, петелька влево на нижней линии строки, задержались, по закруглению поднимаемся вверх, перехлёст на 1/3 от высоты рабочей строки на

верхней линеечке и на 1/3 в рабочей строке с наклонной.

___________________________________________

– Пропишите  букву  в воздухе, на ладошке.

4.4.Дополнение элементов до  буквы «Д» - 1 строка.(П2, с.18)

  • ПОСАДКА! 
  • об интервале между группами букв

4.5. Графический анализ

- Карандашом обведите  в кружок самую красивую букву.

- Сравните написанные буквы с образцом, какие видите ошибки?

  1. 5.Закрепление знаний и способов действий.

5.1. Письмо соединений  буквы «Д»: Дв, Да, Дм ( 2 строка)

  • Показ учителем на доске
  • Написание соединения по одному разу рядом  с образцами.

ФИЗМИНУТКА  ДИНАМИЧЕСКАЯ

Мы писали, мы писали,

А потом все дружно встали.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали:

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

А теперь за парты тихо сели (раз, два, три).

5.2.Орфографический анализ и письмо слова.  (3 строки, с .18).

-Прочитайте слова Дмитрий.

-Объясните, почему оно пишется с большой буквы?

-Запишите слово  по пунктиру по образцу.

Подчеркните заглавную букву.

 

5.3. Орфографический анализ и запись предложения.  

(4,5,6,7 строки, с.18)

- Прочитайте предложение:  Дом у дуба, дуб у дома .

-Это скороговорка.

-Кто  хочет произнести эту скороговорку?

-Докажите, что это предложение.

Признаки предложения: 

1. Предложение состоит из слов.  

2. Предложение выражает законченную мысль.

3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

4. В конце предложения ставится  (.)

-Обратите  внимание на слово  дуб.

-Что слышим на конце в слове «ДУБ»?

-Как называется эта согласная? (ПАРНАЯ)

-Что надо сделать, чтобы написать правильную букву?

( подобрать проверочное слово)

-Определите, какое из них проверяемое, какое— проверочное.

Дифференцированное задание:

  •  списывание по пунктиру,
  •  самостоятельное на пустой строке.

-Подчеркните парную согласную .

 

Пальчиковая гимнастика

___________________________________________________

5.4. Орфографический анализ и запись предложения.  

(8строка, с.18)

- Прочитайте предложение:  

Дима  Димитров  рубил  дрова.

-Докажите, что это предложение.

Признаки предложения: 

1. Предложение состоит из слов.  

2. Предложение выражает законченную мысль.

3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

4. В конце предложения ставится  (.)

-Почему слова Дима Димитров написаны с заглавной буквы?

-Дима –это полное или краткое имя?

-От какого имени образована фамилия «Димитров?

-Прочитайте слово «ДРОВА».

-Какой звук слышим не так,  как  пишем?

-Как проверим гласную? (много ДРОВ)

  • Самостоятельная запись предложения письменными буквами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп,
(хлопки над головой).
Мы топаем ногами, топ, топ.
( высоко поднимаем колени)
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок,
разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.

Для  глаз:

На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
На раз  -  смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.

5.5.  Орфографический анализ и запись предложения.  (с.19)

-Ребята, а у кого из вас есть друзья?

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-А какими качествами обладают ваши друзья?

 Какие они – ваши друзья?

-А кто ещё может быть другом?  (четвероногие друзья)

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие
.

- Прочитайте предложение:  У Данилки был друг?

--Докажите, что это предложение.

Признаки предложения: 

1. Предложение состоит из слов.  

2. Предложение выражает законченную мысль.

3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

4. В конце предложения ставится  (?)

Проводится небольшая беседа о собаках.

-Почему слово Данилки написано с заглавной буквы?

-Прочитайте слово «ДРУГ».

-Какой звук слышим не так,  как  пишем?

-Как проверим парную согласную? ( у друГа )

-Под  диктовку  записываем предложение - ОТВЕТ:

У Данилки -  друг  Бимка.

-После записи дети объясняют, какие слова и почему они написали с большой буквы.

Самопроверка .Коррекция. Самооценка.

7.Итог. Рефлексия.

  1. 7.1.Итоговая беседа.

– Какую букву мы научились писать?

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?

- Что получилось на уроке?

- Над чем надо еще поработать?

7.2.Самооценка

-Оцените свою работу на уроке.

- Продолжи предложения:

Я узнал…

Я запомнил…

Я научился…

Я удивился…

8.Д.З.

РТ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ю". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте урока представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ю. Включены физкультминка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Я". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Я. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Х. Включены физкультминутка и  пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено пэтапное изучение написания строчной буквы х. Включены физкультминутка и  пальчиклвая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы х". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания строчной буквы х.   Включены физкультминутка и  пальчиклвая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо заглавной буквы Ц". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания заглавной буквы Ц. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо строчной буквы ч". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания строчной буквы ч. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....