Урок русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Интонационное выделение звука в словах».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Предмет: русский язык (обучение грамоте) в 1 классе .

Тема: Интонационное выделение звука в словах.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма организации учащихся – фронтальная, групповая, работа в парах.

Программа «Русский язык» 3 класс, С.В.Иванов, в неделю 5ч.

Учебник «Букварь  1 класс » (часть 1,  авторы Л.Е. Журова , А.О.Евдокимова УМК «Начальная школа XXI века».М.: Просвещение 2013 г.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

словесные (беседа с учащимися, ответы на вопросы);

 наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

 практические (работа по карточкам, с фишками)

по виду учебной деятельности:

 деятельностный  метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_intonatsionnoe_vydelenie_zvuka_v_slovah.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Интонационное выделение звука в словах».

Провела: учитель БОУСОШ № 30 ст. Нововеличковской МО Динской района    Половинкина Елена Николаевна

1.Дидактическое обоснование:

 «Букварь  1 класс » (часть 1,  авторы Л.Е. Журова , А.О.Евдокимова УМК «Начальная школа XXI века».

Тема урока: «Интонационное выделение звука в словах».

Цель: создать условия для изучения звуков; учить выделять отдельные звуки и определять их место в словах; проводить звуковой анализ слова ; ознакомить со схемой звукового состава данного слова; способствовать развитию фонематического слуха, активизации словаря; работать над выразительностью, интонационным разнообразием речи; воспитывать интерес к предмету.

Планируемый результат обучения

Сформировать у учащихся представление об отдельных звуках,  их месте в словах; формировать умение проводить звуковой анализ слова ; строить  схему звукового состава данного слова.

Познавательные УУД:

формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, 
- развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов, 
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, 
- развивать умение обобщать и синтезировать знания, 

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас

-формирование умение строить в устной форме речевое высказывание.

Коммуникативные УУД.

- формировать коммуникативно-речевые действия

- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и свою позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить  монологическое и  диалогическое высказывание.

Личностные УУД.

 -Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности 

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

-формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свои действия.

- формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала 

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, в парах.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности. Настрой на работу

Психологический настрой на работу «Желаю успеха». 

С добрым утром!

Начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Повернитесь к соседу по парте с этими словами и пожелайте друг другу успехов.

-Все готовы к уроку?

- Что значит быть готовым к уроку? 

Подготовка к работе.

Пожелание успеха.

Прложение1

Ответы на вопросы учителя

Л: самоопределение

Р: целеполагание

К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний. Выявление уровня знаний

Работа в паре

ФИЗМИНУТКА

1.-   Отгадайте загадку.

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осень)

Какое время года сейчас?

Какие приметы наступления осени вы знаете?

Чем занимаются осенью люди?

Мы с вами отправляемся… А куда узнаете отгадав загадки.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой! (лес)

Почему лес подарил разные подарки детям?

-Какие звуки вы можете услышать в лесу?

 -  Прослушивание записи "Звуки леса".

Какие это звуки? (неречевые)

А можно ли в лесу услышать речевые звуки? Когда?

Мы тоже отправимся в лес, слушать речевые звуки.

Отгадайте загадку.

Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко -
Одноножкам в шляпках.
(Грибы).

-Как вы думаете, что будут делать люди в лесу?

Работа но учебнику (с. 16).

  • Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте рассказ о девочке. Поработаем в паре. Что самое главное при этой работе?
  • Что кричит девочка? («Ау!»)
  • Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)
  • Назовите первый звук, ([а].)  Назовите второй звук. ([у].)

ФИЗМИНУТКА  для глаз (СТРОИМ ДОМ ИЗ КИРПИЧЕЙ)

тренируются отдельные способности к учебной, анализируют изученный ранее материал.

Отгадывают загадку

Ответы на вопросы учителя

 

Прложение1

Отвечают на вопросы учителя:

Слышим неречевые звуки.

Если в лес приходят люди.

Прложение2

Отгадывают загадку

Работают в паре.

Уметь слушать друг друга.

Предлагают варианты предложений.

Прложение1

П: формирование умение строить в устной форме речевое высказывание, умение выделять главное.

К: Планирование сотрудничества со сверстниками в микрогруппах.

Определение темы. Постановка учебной задачи

 -  Отгадайте загадку.

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый.
(дом)

- А можно ли построить слова, как дом из кирпичей?

Постараемся найти ответ на этот вопрос. 

Отгадывают загадки:

Дом.

Предположения:

затрудняются ответить. 

Р: целеполагание

Л: формулирование проблемы.

Открытие нового знания 

ФИЗМИНУТКА

Работа в группах, выступления

Установление осознанности восприятия.

-Вернёмся к слову, которое кричит в лесу девочка.

Произнесите это слово хором. Сейчас попробуем построить это слово. Чтобы дом  получался красивый и прочный, нужен строительный материал -это  фишки желтого цвета. Каждая фишка - это звук.

  • Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку - это фишка для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.
  • Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)

Назовите первый звук, ([а].)  

Учитель прикрепляет к доске □. Дети кладут свои фишки перед собой и называют «пойманный звук».

  • Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали?
  • В нем есть еще звуки? Возьмем фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук: «Ауууу».
  • Потяните следующий звук, ([аууууу].)
  • Назовите этот звук, ([у].)

Интонирование звука сопровождается движением фишки. Вторая фишка ставится рядом с первой. Дети еще раз называют звук, обозначенный этой фишкой, - [у].

- Сколько звуков в слове «ау»? (2.)

  • Мы построили "домик" или схему  для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую фишку покажу, тот звук и пропоёте.

Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] - [ууу].

  • Кто сможет сам прочитать это слово? (У доски ученик повторяет действия учителя, поет [ааа] - [ууу].)
  • А теперь я покажу одну фишку, а вы спойте звук, который в ней живет.

□□ [у]        □□ [а]

- На какой вопрос мы нашли ответ?

Молодцы! Немного отдохнём. ФИЗМИНУТКА

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг!
К небу ручки протянули – позвоночник растянули!
Отдохнуть мы все успели и за парты снова сели

Работа но учебнику (с. 16).

Нахождение места звуков [а], [у] в словах.

-Помогите каждому звуку пропеть его -песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. 

-Какие звуки пропели в словах.

Назовите слова, в которых есть [у].

Назовите слова, в которых есть [а].

  • Какие слова встретились в первой и во второй группе? (Луна, арбуз.)

Займите место в группе.

Повторение правил работы в группе.

Внимательно послушайте задание (объясняю задание групп)

Задание для групп выбрать картинки соответствующие схеме.

ГРУППА 1, 3, 5 

ГРУППА 2, 4,6 

На работу групп  3 -5мин.

Индивидуальная помощь.

Затем заслушиваем представителей групп.  

     Рассмотрите картинки в учебнике и схемы к словам.

  • У какого слова самая длинная схема? Почему, сколько звуков в этом слове? Посчитайте фишки в схеме.

Решают типовые задания.

Прложение1

Фронтальная работа.

Работа с фишками  Прложение4

 (моделирование)

Прложение1

Прложение1

Выполняют движения

(Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)

Работа в группах

Повторение правил работы в группе

Прложение3

Выбирают выступающих. Они при помощи магнитов прикрепляют картинки-схемы на доску.

Прложение1

У слова «арбуз» 

П: моделирование, логические – решение проблемы,

общеучебные умения.

К:  умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Р:контроль, оценка, коррекция

Итог урока

Рефлексия

Организует рефлексию.

Вы сегодня замечательно поработали. Но урок подходит к концу.

  - На какой вопрос мы нашли ответ?

-Что помогло найти ответы на вопросы?

Чему научились на уроке?

- Давайте подведём итоги.

- Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Поднимите зелёную карточку.

-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите  жёлтую карточку

 -У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красную карточку.

- Спасибо.

- Ребята, а что бы вы хотели пожелать друг другу?

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Спасибо за работу.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия;

Личностные:

смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Безударные гласные в корне слова".

Цели:Формировать умение подбирать проверочные слова.Развивать устную связную речь, орфографическую зоркость, творческое мышление, внимание.Воспитывать трудолюбие, дружбуФормировать нравственные чувств...

Тематическое планирование уроков русского языка (обучение грамоте) 1 класс. По новым стандартам.

Тематическое планирование уроков обучения грамоте и русского языка. 1 класс....

Урок русского языка в 3-м классе по теме"Непроизносимые согласные в корне слова"

Познакомить детей с непроизносимыми согласными;учить находить непроизносимую согласную в словах;        воспитывать интерес к         русскому языку и чтен...

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Презентация к уроку русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Интонационное выделение звука в словах».

Предмет: русский язык (обучение грамоте) в 1 классе .Тема: Интонационное выделение звука в словах....