1. Организационный момент -Урок русского языка. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки? - Поднимите на меня свои глазки. Я посмотрю, все ли у вас в порядке. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны русского языка, встретимся с новой орфограммой. Готовы? Покажите, какое у вас настроение на урок. /Слышится стук/ - Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, дядя Печкин почтальон. Печкин передал нам посылку, а в ней письмо и диск. Интересно, что это значит! А вам тоже интересно? Письмо: “Здравствуйте, друзья! Наступила долгая зима и у нас в Простоквашине стало очень скучно. Даже на фотоохоту я не хожу, там фотоохотиться не на кого. Приезжайте к нам в гости, будет веселей. Ваш Шарик.” - А еще и диск. Посмотрим? / фрагмент из мультфильма “Зима в Простоквашине”/. - Ну что, ребята, примем приглашение? Надо помочь Шарику. Ведь и зимой есть чем заняться интересным и увлекательным. Тогда в путь! Но для начала надо приготовиться к дороге. 1) Эмоциональный настрой учащихся: -улыбнитесь друг другу, мне. 2) Гимнастика для рук: -пальчики здороваются; - лепим снежки; - греем руки (потирание), кистью руки рисуем солнышко и лучи. 2. Минутка чистописания. Запишем дату нашей поездки: …, классная работа. Внимательно слушаем и пишем орфограммы и буквы: *- БУРАН (безударная гласная) | У | - ВЕС (парная согласная) | С | - КНОПКА (парная согласная) | П | - СНЕЖОК (безударная гласная) | Е | - НИНА (Имя собственное) | Н | - МАСКА (парная согласная) | С | *- ГАЛКА (согласный, парный, глухой, твердый), | К | - ПИСЬМО (безударная гласная) | И | *- ЗАЙКА (согласный, непарный, звонкий, всегда мягкий) | Й |
- Какое же слово получилось? УСПЕНСКИЙ -Кто это? Что вы про него знаете? 3. Беседа о писателе. 22 декабря – день рождения Эдуарда Николаевича Успенского. Эдуард Николаевич Успенский – один из самых популярных и любимых детских писателей. Его стихи, сказки, рассказы и веселые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым. Это именно он придумал для нас Чебурашку и Крокодила Гену, Дядю Федора, кота Матроскина, Шарика и почтальона Печкина, Колобков, которые ведут следствие, Бабу Ягу, которая против и многих, многих других. 4. Работа по теме урока. Ребята, Колобки тоже хотят с нами отправиться в гости, но они ведут следствие. Из слов пропали буквы. Поможем Колобкам? ГРУС..НЫЙ, ЗВЕЗ..НЫЙ, КАПУС..НЫЙ, СО..НЦЕ. - Прочитать, определить орфограмму, проверить слова. - Какие буквы вставили? Т,Д,Т,Л Превратились сразу в тень! Были звуки и звучали! А теперь вдруг замолчали. -Исчезли отдельные звуки на стыке трех, четырех согласных, так как трудно их произносить: СТК, ЗДН, СТН, ЛНЦ. - А в какой части слова находятся непроизносимые согласные? (в корне) Выделим умело линию родства, Однокоренные подберем слова. Звёздный – звезда, капустный – капуста, солнце – солнышко, грустный – грустит. - Теперь мы услышали пропущенные буквы? Кто скажет, как же проверить непроизносимые согласные? Читаем правило. ФИЗМИНУТКА. (звучит песня “Чебурашка”) Под музыку: упражнения для глаз, движения. 5. Работа над предложением. - Любите ли вы лепить из пластилина? Из него можно слепить что угодно и даже это… (Звучит песня “Пластилиновая ворона”) - Ребята, ворона тоже просится с нами. А найдется ли для нее в Простоквашине друг? Конечно же, это галчонок. Но ворона – мудрая птица и увидела непорядок: ветер перемел слова. Надо составить предложение: ИЗВЕС..НЫЙ, В, П..САТЕЛЬ, ШКОЛУ, ПРИШ..Л. Записать с комментированием. Дать характеристику предложению. Какую работу можно выполнить? (дифференцированно: разобрать по членам предложения, обозначить части речи, выделить орфограммы и т.д.) 6. Закрепление изученного. (Звучит музыка “Пусть бегут неуклюже”) Крокодил Гена и Чебурашка пришли к Вам за помощью, помогите им вставить пропущенные буквы РАДОС..НЫЙ, СЧАС..ЛИВЫЙ, ЗДРА..СТВУЙ, СЕР..ЦЕ. Вставить, проверить, записать, выделить корень. 7. Работа с сигнальными карточками. НЕНАСТНЫЙ, МЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНЫЙ, ПОЗДНО, УСТНО. 8. Итог урока.
Сделаем вывод 1. Какие непроизносимые согласные ты знаешь? | 1. Непроизносимые согласные Л, Т, Д, В. | 2. Что надо сделать для проверки слов с непроизносимой согласной? | 2. Надо подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук четко слышался. | 3. Когда непроизносимая согласная четко слышится? | 3. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной. | 4. Приведи примеры слов с непроизносимыми согласными с проверочными словами. |
|
По ходу появляются опоры: Непроизносимые согласные Л, Т, Д, В. В проверочном слове звук четко слышится ЕСЛИ - он в конце слова
- он перед гласной
|
Посмотрите, какие слова вам часто встречались сегодня на уроке? (Слова с непроизносимыми согласными.) – Скажите, какие слова вы бы хотели слышать в повседневной жизни чаще? Чудесный, честный, здравствуй, прелестный, радостный, чудесный. – Какая орфограмма встречается во всех этих словах? Как ее проверить Вывод: правило проверки непроизносимых согласных. – И в заключение герои сказок Э. Успенского приготовили для вас пожелание. (Устно изменить слова в скобках.) Будьте как , красивыми! Будьте (прелесть), милыми! Между собою (честь)! Будьте всегда (Счастье)! |
|