русский язык
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Занимательный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_uprazhneniya_po_russkomu_yazyku.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные упражнения по русскому языку
Упражнения на обогащение словарного запаса
Упражнение 1. Замените словосочетание одним словом:
Храбрый человек - …(храбрец),
Богатый человек - …(богач),
Сильный человек - …(силач),
Весёлый человек - …(весельчак).
Упражнение 2. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).
Упражнение 3. Замените одним словом из четырёх букв:
Приятель - …(друг),
Солдат - …(боец),
Противник - …(враг),
Работа - …(труд),
Шагать - …(идти).
Упражнение 4. Назови одним словом.
Как называется крупный населённый пункт? (Город).
Как одним словом можно назвать жителей одной страны? (Народ).
Как называется главный город в стране? (Столица).
Упражнение 4. Замените одним словом:
Промежуток времени в 60 минут. (Час).
Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).
Аппарат для полёта в космос. (Ракета).
Человек, который летал в космос. (Космонавт).
Предприятие, где делают машины. (завод).
Небесное светило. (Солнце).
Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).
Растение, растущее на болоте. (Тростник).
Упражнения со словарными словами.
Упражнение 1. Задания для работы со словарём.
Выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки.
Выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко; платок, работа, сахар, стакан);
Выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).
Упражнение 2. Ответы на вопросы (вопросы пишутся на доске).
Кто учит детей? (Учитель) Кто готовит уроки? (Ученик) Кто живёт в лесу? (Медведь) Кто верный друг человека? (Собака)
Учащиеся записывают ответы одним словом или развёрнутыми предложениями.
Упражнение 3. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», «Животные» и др.
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш) Непоседа птица эта – одного с берёзой цвета. (Сорока) Где живёт он? – В самой чаще, самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь) Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц) Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги).
Упражнение 4. Выборочный диктант. Дети записывают только словарные слова.
( Мальчик чистит пальто. Москва – всем городам мать.)
Упражнение 5. Ответы на вопросы:
Чем рубят дрова? (Топором) Что растёт на грядке? (Морковь, огурец) Чем копают грядки? (Лопатой) Куда едут ребята летом? (В лагерь) Какой день недели первый? (Понедельник) Какой день недели последний? (Воскресенье) Что ученик кладёт в портфель? (Пенал, тетрадь) Кто живёт в лесу? (Заяц, лисица) Каких домашних животных вы знаете? (Корова, собака).
Упражнение 6. Комментированное письмо (или выборочный диктант). Нет в мире краше Родины нашей. Человек без родины, что соловей без песни. Москва – всем городам мать. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
Упражнение 7. Игры из занимательной грамматики:
«Первый слог потерялся»:
…радь (тетрадь)
…нал (пенал)
…бака (собака)
…хар (сахар)
«Собери слоги»:
бе, за, рё (берёза)
де, ный, жур (дежурный)
воч, ка, де (девочка)
ки, ва, лен (валенки)
«Угадай слово» (для этой игры используют слоговые карточки). Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова: мо…(учащиеся пишут слово мороз или молоко), пе… (пенал или петух), са… (сапоги или сахар) и т. д.
«Из каких слов выпали гласные?»:
м…ш…н… (машина)
з…в…д (завод)
л…с…ц… (лисица)
м…л…к… (молоко)
с…б…к… (собака)
г…р…д (город)
д…р…г… (дорога)
Упражнение 8. Дописывание пропущенных слов:
Главный город нашей Родины - …(Москва).
Береги нос в большой … (мороз).
Декабрь год кончает, …(январь) начинает.
Упражнение 9. Написать 5-6 слов, начинающихся с буквы п (с, т и т.д.), которые являются именами существительными (пальто, посуда, пшеница, пассажир, победа).
Упражнение 10. Выписать из словаря 5 имён существительных 1-го склонения (победа, погода, берёза, библиотека, ягода).
Упражнение 11. Написать 5 слов (имён существительных) с ь на конце и указать склонение (мебель – 3-е склонение, медведь – 2-е склонение, морковь, картофель, учитель).
Упражнение 12. Подобрать однокоренные слова к словам вокзал, автомобиль, трактор, комбайн, поезд (привокзальная, автомобильная, трактор, комбайнер).
Сложи слово
На доске записаны части сложных слов. Учащиеся должны записать получившиеся слова.
Лёд колоть (ледокол)
дрова любить (дроворуб)
мясо косить (мясорубка)
книга возить (книголюб)
вода рубить (водовоз)
сено ходить (сенокос)
Использованная литература:
- Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., Астрель, 2002г.
- Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль, Академия развития.
- Э. Н. Петлякова, С. Н. Подгорная. Орфографические шпаргалки. Москва-Ростов-на-Дону, «МарТ», 2007г.
АНАГРАММЫ.
Собери буквы.
Названья животных - простые слова.
В них спрятались слоги: один, три иль два.
Но буквы рассыпались. Их соберешь.
Кого как зовут, ты тотчас найдешь!
Живой кактус (Ж, Ё.) - ЁЖ.
1. Слепой землекоп (К, Р, Т, О.) - ...
2. Живая рыжая тельняшка (Г, Р, Т, И.) - ...
3. Летающий фрукт (В, К, И, И.) - ...
4. Комариная невеста с самоваром (А, У, М, Х.) - ...
5. Пушистый трус (З, Ц, А, Я.) - ...
6. Летающий шприц (К, М, Р, А, О.) - ...
7. Речной зубастик (К, Щ, У, А.) - ...
8. Морской зубастик (А, А, У, К, Л.) - ...
9. Друг Чебурашки (К, К, Р, Д, Л, О, О, И.) - ...
10. Летающая воровка (К, Р, С, О, О, А.) - ...
11. Воробей - водолаз (К, Л, П, О, А, Я.) - ...
12. Летающий лилипут (Б, К, Л, Р, О, И, И.) - ...
13. Птица - пешеход (П, Н, В, Г, И, И, Н.) - ...
14. Лесная гадалка (У, У, А, К, К, Ш, К.) - ...
15. Живая тельняшка (А, Е, Б, З, Р.) - ...
16. Африканский дядя Степа (Ж, Р, Ф, А, И.) - ...
17. Сумка - попрыгунчик (Е, У, У, Г, К, Н, Р.) - ...
18. Лесной пожиратель бабушек (К, Л, В, О) - ...
19. Вонючий дезодорант (С, С, К, Н, У.) - ...
20. Лесной знаток меда (В, Д, М, Д, Е, Е, Ь.) - ...
21. Любительница очков (М, Р, Т, К, Ш, А, А, Ы.) - ...
22. Верный враг зайца (Л, С, Ц, И, И, А.) - ...
23. Енот - прачка (К, Л, П, С, О, О, У.) - ...
Зверописьмо.
Будем мы сейчас играть: слово к слову прибавлять.
Вот так чудо! Посмотри: слова - два, а в сумме - три!
Газ+Ель = Газель.
ПУД+ЕЛЬ= ... (порода собаки)
ДОГ+БУЛЬ= ... (порода собаки)
ШАР+ПЕЙ= ... (порода собаки)
СУК+БАР= ... (хищник)
БУЙ+ВОЛ= ... (копытное)
ТОН+ТРИ= ... (земноводное)
ВАМ+ПИР= ... (летучая мышь)
БЛИК+КОРА= ... (червь)
ВОР+ОНА= ... (птица)
СОЛО+ВЕЙ= ... (птица)
ОКА+СОР= ... (птица)
ТУР+ПАН= ... (утка)
ЛОТ+КАША= ... (кит)
ПОЛОСА+ТИК= ... (кит)
НОГА+МИ= ... (морское животное)
ПИЛА+НОС= ... (акула)
НОС+ВЕСЛО= ... (рыба)
СТО+НОГА= ... (ракообразное)
ЕЛЕ+ХАМ+ОН = ... (ящерица)
"Звери"
СОЛЬ (Лось.)
КОЛВ (Волк.)
ЦАЗЯ (Заяц.)
ЕЛОНЬ (Олень.)
БЕРАЗ (Зебра.)
ЦЕПСЕ (Песец.)
ЛАКБЕ (Белка.)
ДЫРАВ (Выдра.)
ФРАЖИ (Жираф.)
КЛАША (Шакал.)
ЛЕНЬЮТ (Тюлень.)
СОРНОГО (Носорог.)
ДВЕМЕДЬ (Медведь.)
ПАНРАТЕ (Пантера.)
ГНУУРКЕ (Кенгуру.)
ИЛКОДРОК (Крокодил.)
РИТГ (Тигр.)
НОСЛ (Слон.)
РОКТ (Крот.)
СЫРЬ (Рысь.)
РОББ (Бобр.)
ТЕНО (Енот.)
БРУЗ (Зубр.)
ЛОСЁ (Осёл.)
КУРСБА (Барсук.)
ЗЕЛЬГА (Газель.)
ПАРГЕД (Гепард.)
ЛОСКЯУ (Косуля.)
ТЕМОБЕГ (Бегемот.)
БЛЮВЕРД (Верблюд.)
БАНЯОЛЗЬ (Обезьяна.)
ТИНАПОЛА (Антилопа.)
"Профессии"
ЧАВР (Врач.)
ПАРВО (Повар.)
ТЁРАК (Актёр.)
ТЁЛИКЧ (Лётчик.)
ЕЛЬУЧИТ (Учитель.)
ЛЕСРАСЬ (Слесарь.)
ТОНПЛИК (Плотник.)
ЖЕНЕРИН (Инженер.)
РОТНПОЙ (Портной.)
ДАРЦЕВОП (Продавец.)
КАНТЗУМЫ (Музыкант.)
КОНИДРЕТ (Кондитер.)
ТЕЛОДИВЬ (Водитель.)
КИНОДВОРП (Проводник.)
БЛИКБИОАРЕТЬ (Библиотекарь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....