Урок письма. Буква Й.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1klass_urok_pisma.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма. 1 класс
Тема: Заглавная буква Й.
Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами, логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.
Деятельность учащихся и планируемые результаты:
-предметные: различать звук и букву, характеризовать звук [й'] – согласный, звонкий, мягкий;
-регулятивные: принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, называть правильно элементы букв Й, в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначая его точкой, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Наблюдать за звуком [й'] на конце и в середине слова, слышать его, обозначать на письме буквой й. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта;
-познавательные: воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Обозначать правильно границы предложения;
-коммуникативные: выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [й']. Выполнять правила работы в паре;
-личностные: оценивать свою деятельность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. Слайд 1. Урок письма.
2. Актуализация знаний.
Среди слов переполох,
Прочитать никто не смог,
Что за странные слова
Заселили все дома. Слайд 2 домики со словами.
- Ребята, а вы знаете такие слова?
- Что же с ними произошло? ( пропала буква)
- А что же это за буква? ( Й – краткое)
- Назовите слова, которые заселили эти дома. ( зайка, майка, чайник, сарай, йогурт, змейка)
- Какое значение имеет буква Й – краткое в словах? ( Важное)
- Почему? ( Если в слове её нет на своём месте, то слово становится непонятным, теряет свой смысл и значение).
- А почему эта буква получило такое название?
- А помогут нам в этом наши гости, только вам надо угадать ,как их звать. слайд смайлики
Когда пугаемся или чего- то неожиданное видим, то мы говорим? ОЙ!
Когда ушибаемся, падаем, уколемся , то кричим?
АЙ!
Когда нам надо кого-то окликнуть, позвать , то мы кричим ?
ЭЙ!
- Что можете сказать про имена наших героев?
( Междометия. Выражают чувства, состояние, но не называют их.)
- Что общего в названии этих имён? (Буква Й)
- Сколько звуков в каждом имени? (2)
- Произнесите последний звук.
- Какой он – гласный или согласный? Почему? (При произношении звука Й губы раскрыты не широко, между зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба)
- Давайте, определим: какой он – твёрдый или мягкий, произнесите ещё раз? (В ушах есть звон, при его произнесении слышится голос и шум. Звук Й произносится мягко)
- Делаем вывод!!!
(звук Й - согласный, звонкий, всегда мягкий).
- В словах , где стоит буква « й» мы слышим звук И, но только не поём его, а произносим прерывисто, коротко.
- Вместе произносим стихотворение (хором):
Вместе с вами скажем дружно:
Букву Й краткую запомнить нужно!
Это буква непростая
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
Слайд написание буквы Й (заглавной) стр.25.
3. Постановка целей и определение темы урока.
Цель урока.
1. Познакомиться с написанием заглавной буквы Й.
2. Будем сравнивать печатную и письменную буквы.
3. Научимся писать слова и предложения с новой буквой.
4. Работа по теме урока.
1. Знакомство с буквами Й, й. (Приложение № 1)
Ну-ка, лайки, лайте дружно,
Букву Й запомнить нужно.
Эта буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты ей шапку подари –
Станет краткой буква И.
А. Шибаев
-Сравним печатную и письменную буквы.
-На что похожа буква Й?
-Из скольких элементов состоит эта буква? (3)
-Назовите элементы заглавной буквы й.
-Напишите заглавную букву Й.
-Прочитайте с доски. (Приложение № 2)
ма мой лей
май вой пей
лай рой вей
дай пой сей
5. Физкультминутка « Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
6. Продолжение работы по теме урока.
-Поработаем со словарными словами и запишем их в словарик.
(Приложение № 4)
ЙОГУРТ, ЙОД
-Что такое йогурт?
-Придумаем предложение со словом йогурт.
-Хорошо читающие ученики читают текст. Все внимательно слушают и отвечают на мои вопросы.
Йод.
Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь – кота, а некоторые поцарапанные дети… йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали, а из поцарапанного пальца долго шла бы кровь. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.
Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.
-Что интересного вы узнали о йоде?
-Из чего добывают йод?
Проведем звуко-буквенный анализ слова «йод»(работа со схемами).
-Прочитайте четверостишие В.Лунина. Назовите слова, противоположные по смыслу словам "хороший", "злой". Выпишите слова, которые кричит герой стихотворения.
- Прочитайте слова, разделите слова на слоги. Выпишите слова из двух слогов. (милый, мои, умой).
- Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос Какой? (лимонный, умный, мирный). Запись в прописи.
-На доске картинки: трамвай, троллейбус. (Приложение № 3)
-Что это? (транспорт)
-Какие виды транспорта вы знаете?
-Какие правила дорожного движения вам знакомы?
-Какие три цвета имеет светофор? (красный, жёлтый, зелёный).Запись слов в прописи.
-На какой звук заканчиваются все эти слова?
-Прочитаем стихотворение С.Маршака "Мяч" (Слайд 8)
-Что вы знаете о трамвае, троллейбусе?
-Придумайте предложения с этими словами и запишите их в тетрадь.
Трамвай идет по рельсам.
Троллейбус едет по дороге.
VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия - На уроке я узнал……
– Я запомнил …….
- Я научился……
- Я удивился ……
-Кто научился читать и писать слова с буквой Й?
-Провести самооценку по алгоритму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку письма "Буква Й"
Презентация к уроку письма в период обучения грамоте по теме:"Буква Й" УМК "Планета Знаний"...
урок обучения грамоте + урок письма Буква Ии звук и
УМК Перспектива 1 класс...
урок обучения грамоте + урок письма Буква М м
урок бочения грамоте + урок письма по УМК Перспектива...
Урок "Письмо буквы Ц"
урок письма...
Урок письма. Буквы щ, Щ
УМК «Гармония»1 « а» классПисьмоБуквы Щ, щ.Пропись №4 «Хочу хорошо писать!»Н.С.Кузьменко, Н.М. БетеньковаСмоленск, « Ассоциация XXI век», 2009г.7 урок из раздела «Буквы непарны...
Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с
Технологическая карта урока письма.Тема урока. Письмо букв С, с...
Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо буквы ь". УМК "Планета знаний". 1 класс
В конспекте представлено поэтапное изучение написания буквы ь. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....