Урок письма. Буква Й.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кладнева Наталья Геннадиевна

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами,  логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1klass_urok_pisma.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма. 1 класс

Тема: Заглавная буква Й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й; развивать фонематический слух, дифференцировать и характеризовать звук [й], формировать навык чтения слогов, предложений с изученными буквами,  логическое мышление; воспитывать любознательность. Совершенствовать навыки письма слогов и слов с буквой й.

Деятельность учащихся и планируемые результаты:

 -предметные:  различать звук и букву, характеризовать звук [й'] –    согласный, звонкий, мягкий;

-регулятивные: принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, называть правильно элементы букв Й, в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначая его точкой, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Наблюдать за звуком [й'] на конце и в середине слова, слышать его, обозначать на письме буквой й. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта;

-познавательные: воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Обозначать правильно границы предложения;

-коммуникативные: выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [й']. Выполнять правила работы в паре;

-личностные: оценивать свою деятельность.

Ход урока.

 1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.          Слайд 1. Урок письма.

2. Актуализация знаний.

Среди слов переполох,

Прочитать никто не смог,

Что за странные слова

Заселили все дома.               Слайд 2 домики со словами.

- Ребята, а вы знаете такие слова?

- Что же с ними произошло? ( пропала буква)

- А что же это за буква? ( Й – краткое)

- Назовите слова, которые заселили эти дома.   ( зайка, майка, чайник, сарай, йогурт, змейка)

- Какое значение имеет буква Й – краткое в словах? ( Важное)

- Почему? ( Если в слове её нет на своём месте, то слово становится непонятным, теряет свой смысл и значение).

- А почему эта буква получило такое название?

- А помогут нам в этом наши гости, только вам надо угадать ,как их звать.  слайд смайлики

Когда пугаемся или чего- то неожиданное видим, то мы говорим?           ОЙ!

Когда ушибаемся, падаем, уколемся , то кричим?    

АЙ!

Когда нам надо кого-то окликнуть, позвать , то мы кричим ?            

  ЭЙ!

- Что можете сказать про имена наших героев?

( Междометия. Выражают чувства, состояние, но не называют их.)

- Что общего в названии этих имён? (Буква Й)

- Сколько звуков в каждом имени? (2)

- Произнесите  последний звук.

- Какой он – гласный или согласный? Почему? (При произношении звука Й  губы раскрыты не широко, между зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба)

 - Давайте, определим: какой он – твёрдый или мягкий, произнесите ещё раз? (В ушах есть звон, при его произнесении слышится голос и шум. Звук Й произносится мягко)

-  Делаем вывод!!!

(звук Й  - согласный, звонкий, всегда мягкий).

 - В словах , где стоит буква « й» мы  слышим звук  И, но только не поём его, а произносим прерывисто, коротко.

 - Вместе произносим стихотворение (хором):

                Вместе с вами скажем дружно:

                Букву Й краткую  запомнить нужно!

                Это буква непростая

                Голос краток и сердит,

                Потому что запятая

                На её плечах сидит.

 

Слайд написание буквы Й (заглавной) стр.25.

3. Постановка целей и определение темы урока.

 Цель урока.

             1. Познакомиться с написанием заглавной буквы Й.

            2. Будем сравнивать печатную и письменную буквы.

           3. Научимся писать слова и предложения с новой буквой.

 

4.           Работа по теме урока.

          1. Знакомство с буквами Й, й. (Приложение № 1)

                Ну-ка, лайки, лайте дружно,

                Букву Й запомнить нужно.

                Эта буква непростая,

                Голос краток и сердит,

                Потому что запятая

                На ее плечах сидит.

                Букву Й зовут «И кратким».

                Й как И в твоей тетрадке.

                Чтобы Й не путать с И,

                Сверху галочку пиши.

                Ты ей шапку подари –

                Станет краткой буква И.

                                                                     А. Шибаев

-Сравним печатную и письменную буквы.

-На что похожа буква Й?

-Из скольких элементов состоит эта буква? (3)

-Назовите элементы заглавной буквы й.

-Напишите заглавную букву Й.

-Прочитайте с доски. (Приложение № 2)

   ма     мой     лей

  май    вой      пей  

  лай    рой      вей

  дай    пой      сей

5. Физкультминутка  « Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

6.  Продолжение работы по теме урока.

-Поработаем со словарными словами и запишем их в словарик.

(Приложение № 4)

ЙОГУРТ, ЙОД

-Что такое йогурт?

-Придумаем предложение со словом йогурт.

-Хорошо читающие ученики читают текст. Все внимательно слушают и отвечают на мои вопросы.

Йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь – кота, а некоторые поцарапанные дети… йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали, а из поцарапанного пальца долго шла бы кровь. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

 

-Что интересного вы узнали о йоде?

-Из чего добывают йод?

Проведем звуко-буквенный анализ слова «йод»(работа со схемами).

-Прочитайте четверостишие В.Лунина. Назовите слова, противоположные по смыслу словам "хороший", "злой". Выпишите слова, которые кричит герой стихотворения.

- Прочитайте слова, разделите слова на слоги. Выпишите слова из двух слогов. (милый, мои, умой).

- Знакомство со словами, которые отвечают на вопрос Какой? (лимонный, умный, мирный). Запись в прописи.

 

-На доске картинки: трамвай, троллейбус. (Приложение № 3)

-Что это? (транспорт)

-Какие виды транспорта вы знаете?

-Какие правила дорожного движения вам знакомы?

-Какие три цвета имеет светофор? (красный, жёлтый, зелёный).Запись слов в прописи.

-На какой звук заканчиваются все эти слова?

-Прочитаем стихотворение С.Маршака "Мяч"  (Слайд 8)

-Что вы знаете о трамвае, троллейбусе?

-Придумайте предложения с этими словами и запишите их в тетрадь.

Трамвай идет по рельсам.

Троллейбус едет по дороге.

           VII.     Подведение итогов урока.

Рефлексия   - На уроке я узнал……

                      – Я запомнил …….

                      - Я научился……

                      - Я удивился ……

-Кто научился читать и писать слова с буквой Й?

-Провести самооценку по алгоритму.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку письма "Буква Й"

Презентация к уроку письма в период обучения грамоте по теме:"Буква Й" УМК "Планета Знаний"...

урок обучения грамоте + урок письма Буква М м

урок бочения грамоте + урок письма по УМК Перспектива...

Урок письма. Буквы щ, Щ

УМК «Гармония»1  « а»  классПисьмоБуквы Щ, щ.Пропись №4 «Хочу хорошо писать!»Н.С.Кузьменко, Н.М. БетеньковаСмоленск, « Ассоциация  XXI век», 2009г.7 урок из раздела «Буквы непарны...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Русский язык (письмо). Конспект урока "Письмо буквы ь". УМК "Планета знаний". 1 класс

В конспекте представлено поэтапное изучение написания  буквы ь. Включены физкультминутка и пальчиковая гимнастика....