Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме " Корень слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uchebnogo_zan.docx | 25.11 КБ |
prilozhenie.docx | 19.63 КБ |
koren_slova.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
план-конспекта урока русского языка 3 класс
Тема урока: Корень.Однокоренные слова
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
формирование УУД:
Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в
достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к
преодолению трудностей.
П: постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование.
К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет
Планируемые результаты урока:
1) предметные:различать однокоренные слова среди других слов, учить писать одинаково корень в однокоренных словах, развивать умение определять значение однокоренных слов.
2) метапредметные: уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно ; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
3) личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
План-конспект урока:
Основные этапы урока | Содержание | Формируемые УУД | |
деятельность учителя | деятельность учащихся | ||
-Здравствуйте ребята. Давайте я научу вас здороваться по волшебному!
| -дети здороваются локтями, ушами, глазами. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. | |
задачи. Построение проекта выхода из затруднений (открытие новых знаний, способов действия). Реализация построенного проекта. | Работа с пословицей. Слайд «Ум да разум надоумят сразу.» - Как понимаете смысл данной пословицы? Предлагаю взять ее в качестве девиза нашего урока. - Чем еще интересна эта пословица? Какие слова имеют схожее значение? -Что общего в этих словах?(ум) -Как называется эта часть слова? -О чем пойдет речь на нашем уроке? -У нас сегодня урок-исследование. -А кто такие исследователи? -Что нам предстоит исследовать? (какие слова называются однокоренными ставят цели урока) -А что нам поможет найти ответы на наши вопросы? -Тогда начнем!!! Правила работы в группе!!! У вас на партах конверты с заданиями, откройте конверт номер 1. - У вас на столах конверты с частями слов, вам необходимо составить из них слова! Но у этого задания есть один секрет! Одна из частей слова будет неподвижна, эта часть самая главная и важная и роль я ей отвела королевскую. Что это за часть вы узнаете, когда откроете конверты. В конвертах находятся части слов, из них необходимо собрать разные слова, надеть маски с этими частями.
Повозка Подвозить Извозчик 2 группа Садовник Посадка Высадить 3 группа Вода Подводный Наводнение -А какая часть слова не изменялась? Т.е. была неподвижной? Что такое корень? Для чего он нужен? Как пишется корень в однокоренных словах? -Тот ребенок, который был корнем и становится руководителем исследовательских групп. Физкультминутка - А задумывались ли вы о том, есть ли слова не имеющие корня? -Подумайте и назовите такие слова!( не выходит) -А я вам хочу сказать, что в русском языке есть такое слово, но что это за слово, вы узнаете в конце нашего урока Но сначала давайте выясним, какие слова являются однокоренными Для этого выполним задания. Выясните, можно ли назвать слова в упражнениях однокоренными и сделайте вывод: | -Значение данной пословицы: если будешь думать и размышлять, сделаешь всё задуманное правильно с первой попытки -Тем, что в ней встречаются три слова, схожие по лексическому значению. Ум Разум надоумят -корень - О корне слова и об однокоренных словах (формулируют тему) -Ищут ответ в толковом словаре -Слова, корень слова, однокоренные слова. -работа над темой урока -дети выполняют задание, затем у доски выстраиваются в «слова», замечают, что все части слов меняются, кроме корня. -корень Делают вывод: корень -это неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов, в однокоренных словах корень пишется одинаково. -Называют слова, но не находят правильного ответа -Работают в группах 1 группа карточка с заданием про гусей 2 группа карточка со словами мороз вьюга стужа Ученик школьник гимназист 3 группа воз, повозка, извозчик, подвозить. Вывод: однокоренными можно назвать те слова, у которых общий корень и схожее лексическое значение. | Регулятивные: определяют тему и цели урока Коммуникативные: Работа в группе , составление устных и письменных ответов Познавательные: формулирование познавательной цели; логические – формулирование и решение проблемы; моделирование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
новых знаний (первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) | Давайте исследовать дальше Выполним упражнение из учебника 163 Физминутка для глаз Тайны словаря: В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком ~ ( тильда) например, корень лес: ~ ок, ~ной, ~ник, ~ничий, ~ничество. Составьте и вы в группах несколько подобных задач с корнями, которые лежат у вас в конверте № 4 -вод, -звезд и –гриб, используя значок ~, затем мы обменяемся в группах и попробуем разгадать какие слова вы придумали. Резервное задание Перед вами группы слов. В каждой группе определите, какое слово лишнее. 1.Белка, беленький, белить. 2.Водяной, водить, вода. 3. Лист, лисенок, лиса. 4.Корень, коржик, корневой. 5.Желток, желтый, железо. 6. Печка, печать, печурка. 7. Часть, часики, часы. 8.Пар, парик, париться. 9.Солома, соль, солонка. | -выполняют работу в группах самостоятельно, проверяют по образцу, оценивают свою работу -работают по составлению словообразовательных ячеек. | Личностные: постанова перед собой задач Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
(итог урока) | - Какие цели ставили на урок? Достигли поставленных целей? На что еще следует обратить внимание? В чем были затруднения? Давайте оценим свою работу, написав мне телеграмму. -Ответ на вопрос Какое же слово в русском языке не имеет корня я спрятала в этом конверте, но его сможет открыть ваш учитель на следующем уроке русского языка, а вы к этому уроку попробуйте отыскать дома информацию о том, что это за загадочное слово. Прощание Моя родня Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю … | Узнать что такое корень слова, какие слова называются однокоренными . -пишут ответы на вопросы: 1. Я узнал на уроке 2. Мне больше всего понравилось 3. У меня возникли трудности 4. Мои комплименты, пожелания | Коммуникативные: Умение сделать вывод Познавательные: Личностные: Определение понятия родственных слов |
Предварительный просмотр:
Телеграмма | Телеграмма |
-на сегодняшнем уроке я понял / я узнал / я разобрался… – на этом уроке меня порадовало… – я похвалил бы себя за… – было трудно… – я хотел бы пожелать… | -на сегодняшнем уроке я понял / я узнал / я разобрался… – на этом уроке меня порадовало… – я похвалил бы себя за… – было трудно… – я хотел бы пожелать… |
По-воз-к-а
Под-воз-ит
Из-воз-чик
Сад –ов-ник
По- сад- к- а
Вы -сад-ит
При-корм
Корм-ушк-а
Корм-ит
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. Спор ребят: Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”. Кто же прав? Почему? |
Определите, являются ли данные группы слов родственными? Мороз, вьюга, стужа Школьник, ученик, гимназист. |
Определите, являются ли данные группы слов однокоренными? Почему? Воз, повозка, извозчик, подвозить. Лес, лесничество, лесной, полесье. |
Белка, беленький, белить.
Водяной, водить, вода.
Лист, лисенок, лиса.
Корень, коржик, корневой.
Желток, желтый, железо.
Печка, печать, печурка.
Часть, часики, часы.
Пар, парик, париться.
Солома, соль, солонка.
Пропал корень
В глаголе ВЫНУТЬ исчез Корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ, и Суффикс НУ, и даже Окончание ТЬ, известное своей неустойчивостью. А КОРЕНЬ – исчез.
Это был древний КОРЕНЬ ИМ, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.
- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.
- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось.
- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.
- Ну, ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.
- Мы должны его заменить, -предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.
- Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?
- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…
Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.
С первого взгляда даже не скажешь, что в слове ВЫНУТЬ нет Корня.
ход
звезд
гриб
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корень. Однокоренные слова.
Исследование
Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай! Правила работы в группе.
Родня ли Гусеница Гусю? - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша родственница-гусеница.
МОРОЗ, ВЬЮГА, СТУЖА ШКОЛЬНИК, УЧЕНИК, ГИМНАЗИСТ
ВОЗ, ПОВОЗКА, ИЗВОЗЧИК, ПОДВОЗИТЬ. ЛЕС, ЛЕСНИЧЕСТВО, ЛЕСНОЙ, ПОЛЕСЬЕ
29 ноября. Классная работа. Учёба, учебник, учитель, обучение, ученик, училище.
Тайны словаря Ти́льда — название нескольких типографских знаков в виде волнистой черты. ~ корень – лес - : ~ ок, ~ной, ~ник, ~ничий, ~ничество.
В слоновнике переполох: «Слоненок заболел, оглох!» Его зовет слониха, Но, видно, слишком тихо. И папа-слон ему трубит. А может быть слоненок спит? «Ну что с тобой, сынишка, Наш маленький слонишка?» Вдруг слоник потянулся, Как будто бы проснулся. Он просто замечтался Вот и не отзывался. (Е. Солдатова) в слоновнике, слоненок, слониха, слон, слонишка, слоник, слонята, слоновая
рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить; травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма; кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм; полянка, поле, полюшко, половник, полёвка; сила, могучий, сильный, силач, силёнки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...