Урок русского языка, 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе по теме "Двойная роль букв е, ё, ю, я."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu_ya._2_klass.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Цель. Продолжить работу по теме «Фонетика», выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.
Задачи урока.
- Образовательные.
- Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких – два.
- Работу над формированием навыка транскрибирования.
- Развивающие.
- Развивать умение применять теоретические знания по теме «Фонетика» в практике письменной речи.
- Работать над развитием речи и логического мышления детей.
- Воспитательные.
- Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
- Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.
Ход урока.
I Организационный момент.
I I Актуализация опорных знаний.
1) Блиц – опрос по теме «Фонетика».
(Работа с теоретическими знаниями по теме «Фонетика»)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
- Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных? (е, ё, и, ю, я, ь)
- Назовите непарные мягкие согласные. (й, ч, щ)
- Сколько гласных звуков? (6)
2) Повторение изученного. (Работа в группах с использованием орфографического и орфоэпического словарей учебника).
1 вариант.
Записать 4-5 слов, в которых все согласные мягкие (например: мебель, щавель, чаща, чайки, белье).
2 вариант.
Записать 5 слов из орфографического словаря, в которых все согласные твердые (например: суббота, трактор, экскаватор, эскалатор, карандаши).
Взаимопроверка выполненной работы.
I I I Проверка домашнего задания.
1 группа (мотивированные учащиеся).
- Назвать слова, помещенные в орфографическом и орфоэпическом словарях учебника, в которых все согласные мягкие (мебель, щавель).
Привести свои примеры.
2 группа.
Рабочая тетрадь, страница 30, упражнение 55.
1) Назвать слова, в которых мягкость согласного обозначается буквой гласного звука.
2) Назвать слова, в которых мягкость согласного обозначается мягким знаком.
IV Самоопределение к деятельности.
Звуки
Гласные Согласные
В русском языке … гласных букв, а гласных звуков… .
(Таблица а э о у ы
я е ё ю и) [а], [э], [о], [у], [ы]
- Постройте звуковые модели слов: мел, ель.
- Где стоит гласная буква е? (В слове мел после согласного, в слове ель в начале слова).
- Какую роль буква е играет в слове мел? (Обозначает мягкость предшествующего согласного).
- А какие еще гласные буквы указывают на мягкость предшествующих согласных? (ё, и, ю, я)
- Сколько звуков обозначает буква е в слове мел? (Один).
- А в слове ель? (Стоит в начале слова и обозначает 2 звука)
- Произнесите слово ель.
- Какие два звука вы слышите? (й,э)
- Какие еще буквы обозначают два звука с начале слова? (Еще е, ю, я)
- Приведите примеры.
- Почему гласных звуков в русском языке 6, а букв 10?
- Сделайте вывод.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
V Работа по теме урока.
1) Беседа.
Учитель читает грамматическую сказку Т. Александровой «Про йотированные гласные».
- Сделайте вывод, в каких случаях йотированные гласные обозначают два звука.
2) Дети подтверждают свой вывод, читая сообщение знатока русского языка профессора Самоварова в учебнике на странице 65.
3) Работа с учебником.
Страница 66, упражнение 92.
- Назовите слова, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука, и объясните, в какой позиции они находятся в слове.
Вывод.
VI Физкультминутка.
Игра «1» или «2».
Дети хлопают в ладоши 1 или 2 раза, в зависимости от того, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в предложенных словах.
VII Закрепление материала.
1. Работа с таблицей (у каждого ребенка карточка-памятка).
2. Фонетический анализ слов.
- Выписать слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
I вариант: поют, южный, Люся, льют.
II вариант: юный, Лена, вьюга, заяц.
Взаимопроверка.
VIII Рефлексия.
Распределительный диктант.
Записать слова в 3 столбика:
1) слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена мягким знаком;
2) слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена буквами е, ё, и, ю, я;
3) слова, в которых нет мягких согласных.
Стальной, село, коньки, метро, полет, ласка, корка, ловлю.
Взаимопроверка. Оценивание работы товарища.
IХ Подведение итогов урока.
- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?
Выставление оценок за урок, комментирование их.
VIII Домашнее задание.
Рабочая тетрнадь, страница 30, упражнение 54.
Список литературы.
1. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык, 2 класс, ч.1. М.: Просвещение, 2014.
2. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык, 2 класс, ч.1. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014.
3. Т.Александрова «Про йотированные гласные».
4. А.О.Орг. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2011.
5. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...