Рабочая программа и КТП по русскому языку для 3 класса по УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Макарова Марина Юрьевна

Рабочая программа и КТП по русскому языку для 3 класса по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Программы  общеобразовательных учреждений» Начальные классы» в 2- х частях, составители сборника программы: Т. В. Игнатьева, Л. А Вохмянина, авторской программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Москва, 2002 г.). Рабочая программа адаптирована к требованиям Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования  второго поколения и на основе « Программы по русскому языку для начальных классов»

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

  Задачи:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Рабочая программа рассчитана на - 170 часов в год   В неделю 5 часов.

Для реализации программного содержания используется учебник Рамзаевой  Т.Г. (Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2008). Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

В 3 классе происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Учащиеся изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними. На основе знаний состава слова в 3 классе производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

        Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умении;

- развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления

совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и арфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и  синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической  теории, навыков правописания и развития речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Программа предусматривает формирование у младших школьником представление о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единство звучания и значения).

Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка.

Важная  роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и

Речевого развития.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность  умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать, орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Содержание тем учебного предмета «Русский язык»

Повторение (16 ч) Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и ъ  - показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-щ, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных: доски-доска, соль-солить, площади-площадка.

        Предложение. Словосочетание (12 ч). Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

        Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

        Текст (3 ч) Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов  и, а, но, текстовых синонимов (например: ёж, зверёк, ёжик, колючий комочек и т.п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

        Состав слова (66 ч). Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

        Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корнях слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку-печь, лицо-личный, бег-бежать, верх-вершина, вязать-вяжет и др. (ознакомление).

        Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-, от-, до, по-, под-, про-, за-, на-, над-, в-, с-. Вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ь в словах с приставками. Сопоставление ь и ъ

        Суффикс значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление)

        Лексика Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

        Части речи (63 ч) Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).

        Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам.

        Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Буква ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).

        Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

        Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

        Умение пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.

        Текст. Развитие связной речи. Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение; о стилях речи (разговорный, деловой, художественный).

        Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно-составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.

        Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.

        Повторение изученного за год (10 ч) Текст и предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ь и ъ. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

        Слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, молоко, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

На изучение курса « Русский язык » в 3 классе отводится 5 часов  в неделю. Программа рассчитана на 170 часов. (34 учебные  недели)

По учебному плану  5 часов  в неделю.

Количество часов на I полугодие: 80 часов.  

Количество часов на II полугодие:  90 часов.   Всего за год:   170 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Учебник Т.Г. Рамзаева. «Русский язык» в двух частях, Дрофа, 2008 г. З класс 1-4;
  2. Рабочие тетради на печатной основе Л.С.Васильева «Русский язык» в двух частях, 3 класс, 1-4, Саратов, Лицей, 2009 г.;
  3. Рабочие тетради на печатной основе Т.Г. Рамзаева «Проверочные работы» в двух частях, Дрофа, 2009 г. 3 класс .1-4.

Приложение

Образцы контрольных работ

Шалун.

Падали и падали осенние листья на землю. А кот Васька караулил их. Он стрелой бросался на каждый падающий лист. Кот грозно хлопал их лапой. Васька думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему тёплого молочка. Кот лёг на кучку листьев и заснул.

(45 слов).

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения, выписать словосочетания, составить схему.
  2. В последнем предложении подчеркните знакомые орфограммы.

Тропинка.

Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковёр из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц. Кругом было тихо. Казалось, что жизнь замерла в долине.

Грамматическое задание

  1. Разобрать по составу подчеркнутые слова.

В лесу.

С деревьев опали последние листья. Повалил хлопьями снег. Снежные шапки укрыли старые пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Следы украсили лесную полянку.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните парную согласную, которая требует проверки.

Помоги птицам.

Прошла дождливая холодная осень. Снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой.

Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись снегири и синицы. Помоги птицам и ты. Птицы – наши друзья. 

Грамматическое задание

  1. Подчеркните безударную гласную в корне, требующую проверки (6 слов).
  2. Разобрать слова по составу: хлопушка, запах, прокричал, езда.

Барсуки.

Вытащила барсучиха из норы малышей. Они рады зелёной травке и тёплому солнцу. Мать сидит рядом и сторожит их. Вот хрустнула ветка. Барсучиха осмотрела местность. Мать быстро сунула детей в нору и сама скрылась.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркните в словах непроизносимую согласную в корне.

Мурка (списывание)

Утром мы стали (вы) тягивать невод. (На) берег (вы) тащили вместе (с) рыбой и морских раков. (К) морю лениво (подо)шла кошка Мурка и (за)лезла (в)воду.. Она лапкой (на)щупала (на) дне мелкую рыбёшку. Мурка (под) цепила когтями рыбину и бросила (на)берег котятам. Мурка (вы) ходила (из) воды. (Во) рту она держала живую рыбу. Большие коты бросились (к) добыче.

Цветы.

Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес и растопила снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и сухую траву. Появились проталины. Показались зелёные стрелы травы. А вот и первые подснежники.

Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт тонкий нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их.

Грамматическое задание

  1. Списать предложение. Указать род имён существительных.

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки.

Весной на реке.

Прилетела синичка на реку. Всюду ручьи поют. Хрупкий лёд посинел. У берегов вода выступила. По овражкам ручьи под снегом бегут к реке. Вот и лёд треснул. Закачались на воде льдины. Они наталкивались одна на другую и с треском ломались. К воде подлетели чайки и кулички. Птицы громко кричали. По небу пронеслось лёгкое облачко. Показалось весеннее солнышко. Потянулись в родные края перелётные птицы.

Грамматическое задание.

  1. Определить род, число, выделить окончания имён прилагательных.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

        

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

  • «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

  • «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Объём письменных работ  в 3 классе

Орфографические пятиминутки и словарные диктанты:

1 полугодие -10 -15 слов.

2 полугодие – 12 – 15слов.

Контрольные диктанты:

1 полугодие – 45 – 55 слов.

1 полугодие – 55 - 65 слов.

  Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются соответственно  на 15-20 слов.

Письмо по памяти:

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме.

Проверочное списывание и контрольное списывание:

1 полугодие – 50 – 60 слов.

2 полугодие – 60 – 65 слов.

Связность письма равна 2  - 3 (4) буквам. Скорость письма в конце года  - 35 – 45 букв в минуту





Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  по предмету «Русский язык» (5 часов неделю)

Первая четверть

№ п/п

Тема урока

УУД.

Деятельность  учащихся

Дата

План

Факт

Повторение изученного во 2 классе. 16 ч

1.

Повторение изученного во 2 классе. Речь.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках

2.

Предложение. Повторение.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку

содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать

3.

Текст – единицы языка и речи.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

4.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определить грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

5.

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

Выбирать  имена собственные, составлять текст с выбранными именами собственными.

6.

Имена собственные. Заглавная буква.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова омонимичными корнями.

7.

Контрольный диктант

Различать слово и слог, звук и букву

8.

Работа над ошибками.

Различать слово и слог, звук и букву, перенос слов.

9.

Слово и слог.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

10

Однокоренные слова.

Различать слово и слог, звук и букву.

Работать с памяткой «Как сделать звукобуквенный разбор слов» Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

11.

Звуки и буквы. Гласные буквы: е, ё, ю, я.

12.

Мягкий знак-показатель мягкости согласных.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

13.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт.

 

Стартовая контрольная работа по теме «Повторение» за 2 класс

 Работа над ошибками

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

14.

Разделительный мягкий знак  ь.

15.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

16.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двухсложных словах.

Предложение. Словосочетание 12ч

17.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложения.

Обосновывать знаки препинания в конце предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

18.

 Восклицательные предложения

19.

Текст единица языка и речи. Сочинение по картине Ю. Левитана «Золотая осень».

20.

Предложения по цели высказывания и интонации.

21.

Изложение.

22.

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

23.

Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. Связь слов в предложении.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам».

Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе

заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения

предложение по членам разбирать предложение  по членам.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

24.

Текст, предложение, слово – единицы речи. Словосочетание

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку

содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

25.

Обобщение знаний о предложении и словосочетании.

26

Сочинение на тему последнего мероприятия

27.

Работа над ошибками

Текст.  3 часа.

28

 Текст. Тема текста

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку

содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать

29

Тема текста. Основная мысль текста.

30

Обобщение. Заголовок текста.

Состав слова. 14 часов.

31

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения окончания.

 Объяснять окончания  и предлога в предложении. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Корень. Однокоренные слова (два признака однокоренных слов).

32

Написание корня в однокоренных словах

33

Понятие об окончании и его роль в в речи.

34

Роль окончания и предлога в предложении.

35

Сочинение по серии картинок

 « Неожиданный гол»

Рассматривать картинки, высказывать своё  отношение к картине.

анализировать  содержание. Составлять по картине описательный текст.

36

Работа над ошибками, допущенных в сочинении по картинкам

 37

Общее понятие о приставке, суффиксе.

Формулировать определения приставки и суффикса.

Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.

 Выделять в словах приставки и суффиксы.

 Образовывать слова

Выделять в словах приставки и суффиксы.

 Образовывать слова с помощью приставки. И суффикса.

38

Закрепление знаний о суффиксе и приставке как значимых частях слова.

39

Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффикса

40

Приставка – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставки

41

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу.

Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

42

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

43

Работа над ошибками диктанта.

44

Структура текста. Изложение текста по вопросам « Не смей! »

45

Закрепление пройденного материала.

Работа над ошибками

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Вторая четверть

№ п/п

Тема урока

УУД.

Деятельность  учащихся

Дата

План

Факт

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.  35 часов.

46

 Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и

использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

47

Проверка слов с парными согласными в корне.

48

Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста,

находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём:

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

49

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

50

Изложение по рассказу Соколова- Миткова

 «  В берлоге  »

51

Написание слов с парными согласными. Работа над ошибками

52

Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

53

Упражнение написания слов с глухими и звонкими согласными в слове.

54

Диктант по теме «Парные согласные в корне»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

55

Работа над ошибками диктанта.

56

Безударные гласные в корне слова.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

 

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

57

Правило проверки безударных гласных в корне.

58

Обобщение знаний о способах проверки слов с безударными гласными в корне.

59

Сочинение «Зимние забавы детей»

Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к сочинению ».

60

Работа над ошибками

Редактировать предложения с безударными гласными в корне.

61

Проверка безударных гласных.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и

использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова изученными орфограммами.

62

Отработка умения делить текст на части.

63

Изложение повествовательного текста.

«Заботливый зверек»  

Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

64

Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении и написании корня слова

Оценивать результаты выполненного задания.

65

Диктант по теме «Безударные гласные в корне»

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

66

Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

Оценивать результаты выполненного задания.

67

Отработка умения подбирать два проверочных слов, оформлять предложения в тексте.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и

использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

68

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне

Объяснять, доказывать правильность написания слова изученными орфограммами.

69

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и

использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова изученными орфограммами

70

Слова, сходные по звучанию.

71

Правописание слов с безударными гласными.

72

Контрольное списывание по теме: «Слова с  двумя  безударными гласными в корне»

Оценивать результаты выполненного задания.

73

Работа над ошибками. Упражнение в анализе и составлении текста-описания « Сорока»

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

74

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

 Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём ;

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

75

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

76

Правописание слов с непроизносимыми согласными

77

Правописание слов типа чудесный, опасный.

78

Контрольный диктант

79

 Проверка слов с непроизносимыми согласными из диктанта. Работа над ошибками

80

Обобщение правил о правописании корня.

Третья четверть

№ п/п

Тема урока

УУД.

Деятельность  учащихся

Дата

План

Факт

Состав слова. 17 часов

81

Обобщение правил о правописании корня.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и

использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными

орфограммами.

82

Изложение с использованием памятки

« Знакомые следы»

83

 

Приставка – значимая часть слова

84

Правописание приставок.

85

Правописание безударных гласных в приставках.

86

Написание приставок и безударных гласных в корне

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

.

87

Обучающее изложение» Алёшкина яблоня»

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим

88

Работа над ошибками. Правописание предлогов и приставок.

89

Упражнение в распознавании предлогов  и приставок

Разделительный твердый знак

90

Разделительный твердый знак.

91

Ь и ъ разделительные знаки.

словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой

92

Написание слов с разделительными  ь и ъ.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по рассказу.

93

Текст – повествование. Изложение повествовательного текста.

94

 Работа над ошибками

Части речи. 33часа

95

Понятие о частях речи.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

96

Местоимение  

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение местоимений.

97

Части речи и члены предложения.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

98

Изменение имен существительных, прилагательных и глаголов по числам.

99

Обобщение сведений о частях речи.  

Составлять устный и письменный рассказ по картинке.

Имя существительное.

100

Имя существительное.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи,

определять лексическое значение имён существительных.

 Различать среди однокоренных слов имена существительные

101

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? Что?

102

Обучающее изложение  Яхта « Спасибо»

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

103

Работа над ошибками.

 Большая буква в именах собственных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных

104

Род имен существительных

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

105

Род имен существительных в ед. и мн.ч.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён

существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

106

Род имен существительных в косвенных падежах.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать

правильность определения рода.

107

Родовые окончания имен существительных

108

Изменение имен существительных по числам

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей.

109

Изменение имен существительных по числам и определении рода

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».

Определять падеж имён существительных

110

Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о склонении).

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.

111

Склонение имен существительных и распознавании падежей

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

112

113

 

Определение падеж

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.)

114

Обучающее изложение

115

Работа над ошибками

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль,  подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному.

116

Ь на конце существительных после шипящих. Работа над ошибками.

Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

117

Написание слов с шипящими на конце.

Правильно употреблять в речи словосочетания  с шипящими на конце.

118

Диктант по теме «Имя существительное»

Записывать текст под диктовку и проверять написание.

119

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.

Прилагательное

120

Части речи – прилагательное

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

121

Употребление в речи имен прилагательных

122

Прилагательные  - синонимы  и прилагательные - антонимы

123

Текст - описание

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов;

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении тексте подбирать  к слову антонимы и синонимы находить  в них необходимую информацию о слове.

124

Закрепление знаний о прилагательном

125

Изменение имен прилагательных по родам.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода

имени существительного.

126

Изменение имен прилагательных по родам.

Изменять имена прилагательные по родам в Развитие и обогащение словарного запаса именам прилагательными единственном числе.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и

имён существительных.

127

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных

в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь.

128

Изменение имен прилагательных по числам

Определять форму числа имени прилагательного, изменить имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

129

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Оценивать результаты выполнения задания.

130

Работа над ошибками

Четвёртая четверть

№ п/п

Тема урока.

УУД

Деятельность учащихся

Дата

План

Факт

131

Правописание окончаний прилагательных во мн. ч.

Определять форму числа имени прилагательного, изменить имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

132

Правописание окончаний имен прилагательных

Определять форму числа имени прилагательного, изменить имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

133

Диктант по теме « Правописание окончаний имен прилагательных»

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного

134

Изложение научно-познавательного текста

Распознавать художественное и научное описания,

 наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства

языка.

Глагол. 25 часов

135

Понятие о глаголе как части речи

 Распознавать глаголы среди других частей речи.

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

 Определять лексическое значение глаголов

 Определять лексическое значение глаголов

Выделять в текстах – рассуждение причину явлений, событий.

.

Распознавать число  глагола. Изменять глаголы по числам.

Распознавать число  глагола. Изменять глаголы по числам.

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составлять текст, подбирать заголовок к тексту.

136

Роль глаголов в предложении.

137

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы

138

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

139

Текст – рассуждение.

140

Изменение глаголов по числам

141

Упражнение в определении числа глагола и изменении глаголов по числам.

142

Обучающее изложение.

143

Работа над ошибками.

144

Понятие о временных формах глагола.

Распознавать время   глагола.

Изменять глаголы по временам.  

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

145

Определение времени глагола.

146

Неопределенная форма глагола.

Узнавать неопределенную  форму глагола по вопросам.
Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глагола

147

Урок – игра.  Речевой этикет.  

Составлять  приглашение из слов.

148

Изменение глаголов по временам

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, - о)

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени.

 Работать с орфоэпическим словарём.

149

Обучающее изложение. « В половодье»

Анализировать текст, отбирать содержание для обучающего изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

150

Работа над ошибками. Определение времени глагола и изменение глагола по временам

Распознавать время   глагола. Изменять глаголы по временам.  Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

151

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

 Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, - о)

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём

152

Глаголы  в прошедшем времени. Правописание глаголов с приставками.

153

Правописание частицы  не  с глаголом

Раздельно писать частицу не с глаголами.

Правильно произносить

глаголы в прошедшем времени с частицей

154

Правописание глаголов с частицей не.

155

Правописание частицы не с глаголами

156

Обобщение знаний о частях речи

157

Диктант

158

Работа над ошибками

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

159

Изложение повествовательного текста

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Повторение в конце учебного года. 10часов

160

Обобщение знаний о предложениях и словах

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

161

Повторение различных текстов

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку

содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать

162

Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

163

Правописание букв  в корнях слов

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и

использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

164

Правописание слов с приставками, с ъ и ь знаками Обобщение знаний о тексте

165

Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.

166

Диктант

167

Работа над ошибками

168

Части речи

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

169

Повторение частей речи

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

170

КВН

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС.

Технологическая карта по русскому языку. Составитель: учитель БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 170 часов в год по 5 часов в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмм...

Рабочая программа и КТП по "русскому языку" 2 класс УМК "Школа России"

УМК "Школа России"2 классРабочая программаКМПКанакина5часов в неделю...

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по русскому языку. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа и ктп по русскому языку, 3 класс, ОП "Школа России"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по ОП "Школа России"...

Рабочая программа и КТП по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"

На изучение русского языка в 1 классе отводится 5 ч. в неделю.Курс расчитан на 165 ч (33 уч. недели).Программа разработана на основе:  «УМК. Русский язык: 1 класс под ред. В П. Канакиной. М...